Сибирь белорусами сильна

№ 164 (27774)30.08.14.Не так да­вно в Том­ской области сос­то­ял­ся V Меж­ду­на­род­ный фестиваль бел­орус­ской куль­ту­ры. По­ка­зать се­бя и других по­смот­реть смогли творческие коллективы из Том­ска, Том­ско­го рай­о­на, Иркутска, Новосибирска, Ом­ска и Республики Ка­зах­стан. Фестивальные мероприятия не ограничились Том­ском — прошли и в рай­о­нах области. Зрители теп­ло принимали на­род­ные и сов­ре­мен­ные белорусские песни и национальные тан­цы. Но «гвоз­дем» фестиваля стал его специальный гость — го­су­дар­ствен­ный ан­самбль «Пес­ня­ры».

Принято считать, что бел­орус­ская диаспора в России да­ле­ко не са­мая многочисленная. Но это смот­ря где, — воз­ра­жа­ет мне Лю­бовь Адаскевич, руководитель региональной национально-куль­тур­ной автономии бел­ору­сов го­ро­да Том­ска. — Вот в Сибири наших зем­ля­ков живет мно­го. К примеру, в Том­ской области пер­вые белорусские поселения появились еще в ХІХ ве­ке.
 
За период с 1900 по 1905 го­д из од­ной Витебской губернии в Сибирь переселилось 31259 че­ло­век. В Том­ской губернии появились «говорящие» названия на­се­лен­ных пунк­тов: по­се­лок Витебский в Спас­ской волости, де­рев­ня Витебская в 32 километрах от Том­ска. Да и сей­час почти в каж­дом рай­о­не Том­ской области мож­но найти деревни с белорусским «ак­цен­том»: деревни Михайловку, Николаевку, По­кров­ку мож­но на­звать чисто белорусскими — здесь почти нет представителей других национальностей. К сло­ву, все эти деревни основали пе­ре­се­лен­цы из од­но­го уез­да — Дрисенского (ны­не Верхне-
двинский рай­он Витебской области).
 
Три хо­до­ка из Витебской губернии — Иван Глинский, Григорий Шила и Николай Готин — не­да­ле­ко от Покровки «застолбили» мес­то для своих зем­ля­ков. Род­ные и зна­ко­мые хо­до­ков ехали сю­да в течение двух лет. Мес­теч­ко имело название Ко­чу­баж (это название не прижилось), де­рев­ня бы­ла переименована в Михайловку.
 
В 1901 го­ду Ко­чу­баж предс­тав­лял со­бой 34 семьи, из них «лиц муж­ско­го по­ла — 131 че­ло­век». «Именные списки» пе­ре­се­лен­чес­ко­го участ­ка Ко­чу­баж (Кочубажский) сохранили для по­том­ков фамилии пер­вых его жителей. Помимо перечисленных вы­ше, это Ан­тон, Николай и Филип Липовки; Сте­пан и Сер­гей Шабаловские; Анд­рей, Яков, Василий, Игнатий Костыки; Дмитрий и Михаил Крупени и др. Эти фамилии и сей­час яв­ля­ют­ся распространенными в Ше­гар­ском рай­о­не Том­ской области.
 
Осо­бая история у треть­ей деревни. Официально она сей­час именуется Николаевкой. Жители ее на­зы­ва­ют Му­рен­ской, или Му­рон­ской. Возникла она чуть по­зднее пер­вых двух де­ре­вень. Но­во­се­лы этой деревни оказались в бо­лее тя­же­лых условиях, чем но­во­се­лы Покровки и Михайловки. Все вы­год­ные мес­та были уже за­ня­ты, да и земли выделили ма­ло.  Од­на­ко не­смот­ря на все эти трудности мас­со­во­го об­рат­но­го переселения белорусских кресть­ян из Том­ско­го уез­да не бы­ло. Но­во­се­лы осушали бо­ло­та, корчевали лес, осваивали зем­лю. Сибирь для них ста­ла вто­рой родиной.
 
За столетия не­прос­то бы­ло сохранить национальное многообразие: действительно, многие бел­ору­сы стали считать се­бя русскими, ассимилировались. Но в ХХІ ве­ке многие из тех, кто живет на сибирской зем­ле в треть­ем-чет­вер­том поколении, или по историческим мер­кам не­да­вно — не­сколь­ко десятилетий, решили, что не­го­же бел­ору­сам Том­ска быть «иванами, не помнящими род­ства». И создали в 2001 го­ду Товарищество бел­орус­ской куль­ту­ры «Бе­лые Ро­сы». За­тем че­рез че­ты­ре го­да оно «вы­рос­ло» в национально-куль­тур­ную автономию бел­ору­сов Том­ска. А не­сколь­ко лет на­зад зем­ля­чест­во пригласило гос­тей в «Бел­орус­скую избу». Создали его на ба­зе том­ско­го До­ма дет­ства и юно­шест­ва «Фа­кел».
 
Это тру­д и заслуга энтузиастки и «мо­то­ра» всех белорусских инициатив в Том­ске Любови Адаскевич:
 
— Национально-куль­тур­ная автономия бел­ору­сов Том­ска пост­ара­лась максимально вос­соз­дать интерьер настоящей национальной бел­орус­ской ха­ты, в ко­то­рой соб­ра­ны пред­ме­ты бы­та сла­вян, национальные кос­тю­мы.
 
«Бел­орус­ская изба» и вправ­ду ста­ла мес­том пост­оян­но действующей экспозиции са­мых ха­рак­тер­ных об­раз­цов материальной и ду­хов­ной куль­ту­ры бел­ору­сов, фестивальной площадкой для проведения об­ласт­ных и межрегиональных мероприятий сла­вян­ской куль­ту­ры, в ко­то­рых бел­ору­сы проч­но заняли мес­то застрельщиков.
 
Лариса Раковская.
1 верасня 2014