Бухгалтерский учет в общественных объединениях

 

Бухгалтерский учет в общественных объединениях

 Анищенко Нина Ивановна,

ассистент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита в АПК БГЭУ,

редактор журнала “Главный бухгалтер”

 

(глава 6 из книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской. — Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. — 372 с.)

 

Вступление

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” (с 01.01.2002 — действует в редакции от 25.06.2001 № 42–З) бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и сплошного отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности.

Ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь  определено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные, религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Статьей 117 Гражданского Кодекса Республики Беларусь также определено, что общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Следует обратить внимание и на Закон Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, который регламентирует порядок создания общественных объединений и прекращение их деятельности, права и условия деятельности общественных организаций, а также определяет порядок контроля за их деятельностью и меры ответственности за нарушение ими действующего законодательства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что общественной организации как юридическому лицу необходимо вести бухгалтерский учет. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения, хранения бухгалтерских документов, учетных регистров и отчетности несет руководитель организации. Руководство бухгалтерским учетом на предприятии осуществляет главный бухгалтер или лицо, его заменяющее. Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета (мемориально–ордерную, журнально–ордерную, автоматизированную, упрощенную). Общественные организации, как правило, ведут учет по упрощенной форме учета с применением Книги учета хозяйственных операций.

Следует отметить, что система бухгалтерского учета и налогообложения в общественных организациях зависит от того, за счет каких источников финансирования существует данная организация: либо это только членские взносы ее участников и финансовая помощь сторонних предприятий, либо организация помимо прочего осуществляет также и производственно–хозяйстве нную деятельность для решения своих уставных целей и задач.

В общественной организации отсутствует понятие “уставный капитал” и отражение записей по счетам 75 “Расчеты с учредителями” и 85 “Уставный фонд” не имеет места. Но, как любая другая организация, общественная имеет свои активы и пассивы, доходы и расходы, которые и определяют систему организации бухгалтерского учета и налогообложения.

Основным счетом, применяемым в практике ведения учета общественной организацией, которая осуществляет свою деятельность только за счет членских взносов и финансовой помощи сторонних предприятий и лиц, является счет 96 “Целевое финансирование и поступления”. Этот счет предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших от других предприятий; субсидий правительственных органов и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве таких мероприятий, отражаются по кредиту счета 96. В дебет этого счета списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия. Дебетовое сальдо на счете 96 в конце отчетного периода говорит о том, что расходы организации превысили ее доходы.

Рассмотрим основные особенности бухгалтерского учета в общественных организациях.

 

Учет поступления членских взносов, благотворительных пожертвований

Основными источниками доходов общественной организации являются членские взносы, средства и имущество, поступающие от сторонних физических и юридических лиц в качестве благотворительной или материальной поддержки. Поскольку большинство таких доходов являются денежными средствами, следует обратить внимание на нормативные документы, регулирующие вопросы учета средств в кассе и на счетах в банке.

Для осуществления безналичных расчетов общественная организация открывает в банке текущий счет в белорусских рублях. Порядок открытия счета регулируется Правилами открытия счетов клиентам в Республике Беларусь.

Первичными документами, являющимися основанием на зачисление или списание денег с текущего счета будут платежные поручения, платежные требования–поручения, платежные требования и др. Вышеназванные документы должны соответствовать требованиям Инструкции о банковском переводе, вступающей в силу с 01.07.2001.

Наиболее востребованным является платежное поручение. Оно представляется в банк–отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком–отправителем, но не менее двух экземпляров. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Платежные поручения представляются в банк–отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

По факту совершения операций по счету организация получает выписку. Все первичные документы, приложенные к выпискам с текущего счета, должны быть подобраны в порядке последовательности их номеров, переплетены и хранятся в отдельной папке “Расчетный счет”. Они являются основанием для записей по счету 51 “Расчетный счет”.

Бухгалтерский учет денежных средств в кассе ведется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь.

Основными первичными документами по кассе являются приходный кассовый ордер (форма КО–1) и расходный кассовый ордер (форма КО–2). Порядок заполнения приходного ордера (КО–1) определен приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 № 311, расходного ордера (КО–2) — постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.04.2001 № 43 “Об утверждении бланков унифицированных форм первичных учетных документов”. В случае использования приходных ордеров для приема денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) перед их применением они в обязательном порядке регистрируются в налоговых органах, после чего подлежат учету как бланки строгой отчетности.

Сумма собранных членских взносов должна быть надлежащим образом оформлена кассиром. Требования, предъявляемые к лицу, выполняющему обязанности кассира, а также к помещению кассы и хранению кассовых документов, а также денег, изложены в Правилах ведения кассовых операций в Республике Беларусь. Как правило, в общественной организации обязанности кассира выполняет бухгалтер.

При получении денег в кассу в виде членских взносов обязательно должна быть сделана отметка (штамп кассира) в документе, удостоверяющем членство в организации лица, сделавшего взнос. Бухгалтер должен контролировать соблюдение и других условий, влияющих на налогообложение в общественной организации. Необходимо помнить, что взносы не облагаются налогами, если их размер указан в уставе и расходуются они на цели, предусмотренные уставом. Отступление от данного условия является нарушением оговорки о целевом характере получаемых общественным объединением средств.

За нарушение порядка ведения кассовых операций к общественной организации могут быть применены меры ответственности, предусмотренные Инструкцией о мерах ответственности за нарушение кассовых операций в Республике Беларусь. Так, в соответствии с п. 3 Инструкции расчеты наличными денежными средствами допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Беларуси в размере не более 50 минимальных заработных плат в месяц. Осуществление расчетов наличными денежными средствами между предприятиями сверх определенного законодательством предельного размера влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы произведенного платежа с каждого из участников таких расчетов.

Не применяются штрафные санкции за нарушения, предусмотренные пунктом 7 названной Инструкции (за превышение установленных лимитов) и пунктом 13 (за другие нарушения правил ведения кассовых операций, не перечисленные в пунктах 6–12) к общественным организациям (объединениям), осуществляющим хозяйственную деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и не занимающимся предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь о предпринимательской деятельности.

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что с 15.04.2001 при получении безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями, следует учитывать нормы Декрета Президента Республики Беларусь “О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи”. Иностранная безвозмездная помощь должна регистрироваться в Департаменте по гуманитарной деятельности при Президенте Республики Беларусь по заявлениям получателей в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи.

Иностранная безвозмездная помощь не подлежит использованию до представления в банк копии удостоверения о ее регистрации, выдаваемого Департаментом.

В соответствии с вышеупомянутым Декретом постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2001 № 149 утверждена Инструкция по организации контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств. Такой контроль осуществляется банками путем представления форм отчетности по целевому использованию таких средств. Поступающая иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств зачисляется на благотворительный счет, открытый в банке юридическим или физическим лицом (до открытия благотворительного счета помощь зачисляется на специальный транзитный валютный счет). При внесении на благотворительный счет иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ввозимыми на территорию Беларуси, если они будут использоваться в качестве иностранной безвозмездной помощи, за исключением ввозимых из государств — участников Таможенного союза, банк должен потребовать от получателя таможенную декларацию. При поступлении иностранной безвозмездной помощи на счета получатели обязаны в течении 5 рабочих дней, исключая день поступления, представить в банк уведомление по установленной форме об использовании иностранной безвозмездной помощи. Также представляется в банк уведомление, обосновывающее непроведение обязательной продажи иностранной валюты по установленной форме и платежное поручение на перевод средств с транзитного счета на текущий счет и с текущего счета на благотворительный счет.

Перечисление (снятие) иностранной безвозмездной помощи с благотворительных счетов осуществляется получателями только на цели, определенные Декретом и указанные в удостоверении, а в том случае, когда помощь в Департаменте не регистрируется, — указанные в уведомлении.

Если у общественной организации появляется необходимость учета валютных средств в кассе, то необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, а также вышеупомянутым постановлением Министерства финансов от 19.04.2001 № 43, которым утверждена форма и порядок заполнения приходного и расходного кассовых ордеров в валюте (форма КО–1в и форма КО–2в) и кассовой книги (форма КО–4в).

Перечислению средств спонсором предшествует подписание договора, в котором в обязательном порядке необходимо указать, что перечисляемые средства являются благотворительным целевым пожертвованием. При оформлении платежного поручения в разделе “Назначение платежа” также необходимо указать цель перечисления средств. Соблюдение данной процедуры необходимо по двум причинам:

Во–первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь “О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты”, все юридические лица осуществляют в обязательном порядке продажу на биржевых торгах ОАО “Белорусская валютно–фондовая биржа” часть валютной выручки в течение пяти дней со дня поступления этих средств на счета в белорусских или иностранных банках. Вместе с тем, СКВ и российские рубли, поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи при условии использования ее по назначению, не подлежат обязательной продаже на биржевых торгах.

Во–вторых, получение финансовой помощи рассматривается как внереализационный доход и, следовательно, подлежит налогообложению. Однако для целей налогообложения в соответствии с Законом “О налогах на доходы и прибыль” не признается реализацией и не включается в состав доходов от внереализационных операций у общественных объединений, созданных в соответствии с действующим законодательством:

а) вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;

б) имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц Республики Беларусь и других государств и использованные по целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение этого имущества и денежных средств не определено передающей стороной, они используются на выполнение задач, определенных уставами общественных организаций (объединений), некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);

в) доходы (проценты) от хранения денежных средств, указанных в подпунктах “а” и “б”, на расчетных, текущих и других счетах в учреждениях банков.

Следовательно, в обязательном порядке в договоре о пожертвовании (гранте, безвозмездной помощи) должен быть определен целевой характер использования полученных средств с приложением к договору бюджета гранта.

Основные хозяйственные операции по учету поступления членских взносов, благотворительных пожертвований представим в виде следующей таблицы:

Содержание хозяйственной операции Д–т К–т Документ
1. Поступили членские взносы в кассу организации 50 96 Приходный кассовый ордер
2. Внесены на расчетный счет суммы членских взносов 51 50 Объявление на взнос
наличными
3. Поступили денежные средства сторонних организаций в качестве финансовой помощи 51 96 Выписка банка, платежное поручение
4. Поступили средства по гранту 52 96 Выписка банка, платежное поручение
5. Получены безвозмездно основные средства (например, компьютер) 01 96 Акт приема–передачи основных средств
6. На сумму износа по поступившим ос–новным средствам, бывшим в употреблении, согласно акту приема–передачи 96 02  

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте производится дооценка денежных средств на валютных счетах в банках и кассах организаций. Возникающие при проведении переоценки курсовые разницы по средствам целевого финансирования, полученным в иностранной валюте, при переоценке остатков этих денежных средств на валютных счетах в банках, в кассах организации отражаются по кредиту (дебету) счета 96 “Целевое финансирование и поступления” в корреспонденции с дебитом (кредитом) счетов учета денежных средств.

Кроме того, следует учитывать, что расходы по проекту, средства на осуществление которого получены в СКВ, могут быть оплачены как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При расчетах с юридическими лицами–резидентами в СКВ нужно руководствоваться Положением о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, утвержденным Правлением Национального банка 25.06.1996, протокол № 11 (в редакции от 28.04.2001 № 101), в соответствии с которым между юридическими лицами–резидентами использование иностранной валюты допускается в следующих случаях:

— при расчетах с транспортными и экспедиторскими организациями за перевозку и экспедирование грузов за пределы и из–за пределов Республики Беларусь;

— при расчетах с транспортными организациями за покупку авиа–, авто— и железнодорожных билетов при командировании работников за пределы Республики Беларусь;

— при расчетах со страховыми организациями по страхованию работников, командированных за пределы Республики Беларусь;

— при оплате расходов банковских учреждений, если указанные расходы производились этими учреждениями в иностранной валюте или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте и др.

Если организацией принимается решение о продаже части средств в иностранной валюте, то такие операции будут отражены в учете следующим образом:

Д–т К–т

57 52 — на сумму валютных средств по курсу Национального банка на дату списания средств.

51 48 — на сумму рублевого эквивалента по курсу продажи.

48 51 — комиссия банка (не более 1 % от суммы сделки).

48 57 — на сумму проданной валюты по курсу Национального Банка на дату продажи.

96 (57) 57 (96) — курсовые разницы, возникающие при изменении курса Национального Банка.

48 (80) 80 (48) — финансовый результат от продажи валюты.

Учет расходов общественных организаций

Деятельность любого юридического лица сопряжена с затратами (расходами). Состав расходов у каждой общественной организации различен и вытекает из целей ее создания. К таким расходам в большинстве своем относятся:

— организационные расходы, связанные с созданием общественной организации (платежи по регистрации, открытию счета в банке, изготовлению печати и др.);

— хозяйственные расходы (расходы по содержанию офиса: аренда, телефонные счета, канцтовары и др.);

— оплата труда руководящего состава и соответствующие налоговые платежи от заработной платы;

— командировочные расходы.

Материально–финансовая основа деятельности общественных объединений, т.е. источники покрытия оговоренных расходов в соответствии со ст. 23 Закона “Об общественных объединениях” могут быть:

1. вступительные и членские взносы;

2. добровольные пожертвования;

3. поступления от проведения лекций, выставок, спортивных и других мероприятий, лотерей;

4. доходы от производственно–хозяйстве нной деятельности;

5. иные не запрещенные законодательством поступления.

Следует отметить, что средства и имущество общественных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только для выполнения уставных целей и задач. Допускается использование общественной организацией своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставе.

Общественная организация может вести хозяйственную деятельность, но поскольку она является некоммерческой организацией, то вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых она создана.

Ведение хозяйственной деятельности поднимает вопрос о себестоимости оказанных услуг (работ). Себестоимость — это совокупность затрат, которые понесла организация при выполнении услуг (работ). Выделяют три вида затрат в зависимости от источника покрытия (финансирования):

1. Затраты, относимые на себестоимость производимой продукции (работ, услуг);

2. Затраты, относимые на реализацию продукции;

3. Затраты, покрываемые за счет чистой прибыли.

Следовательно, если организация имеет в своем распоряжении средства, поступившие не по целевому финансированию, т. е. как результат хозяйственной деятельности, то возникает необходимость применения в бухгалтерском учете затратного счета (20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”), счета реализации (46 “Реализация продукции работ, услуг”), накопления и использования прибыли (80 “Прибыли и убытки”, 81 “Использование прибыли”).

Учет затрат, связанных с ведением хозяйственной деятельности, регламентируется Основными положениями по составу затрат, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики 26.01.1998 № 19–12/397, Минфином № 3, Минстатом № 01–21/8, Министерством труда № 03–02–07/300 от 30.01.1998 (в редакции постановления от 10.08.2000 № 160/84/55/111).

Основные хозяйственные операции по учету расходов у общественной организации представим в виде следующей таблицы:

 

 

Содержание хозяйственной операции Д–т К–т Документ
а) Общественная организация не занимается хозяйственной деятельностью      
1. На сумму организационных расходов, связанных с созданием общественной организации 96 51 Квитанции, счет–фактура и др.
2. Начислена арендная плата 96 76 Договор
3. Приобретена литература, др. ценности 96 60 ТТН
4. Начислен износ по МБП, стоимостью свыше 1 мин. заработной платы 96 13 Расчет износа
5. На сумму командировочных расходов 96 71 Авансовый отчет
6. Начислена заработная плата работникам организации 96 70 Расчетно–платежная ведомость
7. На сумму отчислений в Фонд социальной защиты населения 96 69 Бухгалтерская справка
8. Начислен износ по основным средствам 96 02 Расчет износа
б) Общественная организация занимается хозяйственной деятельностью      
9. На сумму расходов по хозяйственной деятельности 20, 26 10, 12, 13, 31, 70, 69, 71, 76, 51  
10. Оприходована произведенная продукция 40 20 Накладная
11. На стоимость выполненных работ (услуг) 46 20 Акт выполненных работ

Для обеспечения полноценной деятельности общественной организации необходимо приобретать основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы. Источником приобретения указанных ценностей могут быть как средства целевых поступлений (взносы, пожертвования), так и средства, накопленные в результате хозяйственной деятельности.

Если основные средства куплены за счет средств гранта, то в учете будет иметь место записи:

Д–т К–т

01 96 — на первоначальную стоимость принятого в эксп–

луатацию объекта.

18 60 — на сумму НДС по приобретенному объекту.

96 60 — списание источника приобретения основного

средства.

60 51 — расчет с поставщиком за купленный объект.

96 18 — списание сумм входного НДС.

Если же основные средства куплены за счет собственных средств, то в бухгалтерском учете такая операция отражается:

Д–т К–т

08 60 — на стоимость покупки.

18 60 — НДС по приобретенным основным средствам.

01 08 — на первоначальную стоимость объекта основных

средств.

Одновременно следует составить и такую запись (при наличии амортизационного фонда):

86 88 — на сумму использования амортизационного фонда.

В недостающей части источника на стоимость приобретения основных средств необходимо формировать фонд накопления:

81 88 — создание фонда накопления.

Износ по основным средствам начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем поступления. При выбытии основных средств начисление износа прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия. Расчет износа производится следующим образом: в соответствии с Едиными нормами износа основных средств народного хозяйства определяется годовая норма износа, далее рассчитывается ежемесячный износ — первоначальная стоимость умножается на годовую норму износа и делится на 12 месяцев.

Весомой статьей расходов у общественной организации являются командировочные расходы. При возникновении необходимости поездки в командировку бухгалтер должен руководствоваться Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55, а также Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35.

При направлении работника в командировку в дальнее зарубежье или страны СНГ ему необходимо выдать аванс в иностранной валюте или в денежных единицах Республики Беларусь для приобретения иностранной валюты в обменном пункте. На практике может иметь место последующее возмещение командировочных расходов в полной сумме или доплата в иностранной валюте в соответствии с утвержденным авансовым отчетом. Окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 дней с момента представления авансового отчета.

В случае если по уважительной причине в порядке завершения расчетов по командировке необходимая сумма в иностранной валюте подлежит выплате в Республике Беларусь, то по решению нанимателя указанная сумма может быть выплачена как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату авансового отчета.

Исходя из части четвертой п. 64 Положения № 55, при погашении кредиторской задолженности по заграничной командировке в валюте Республики Беларусь переоценка задолженности на дату выплаты не производится.

При возмещении кредиторской задолженности по загранкомандировке в иностранной валюте в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится переоценка обязательства по официальному курсу Национального банка на дату расчета или на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период. При этом образующуюся курсовую разницу в бухгалтерском учете отражают:

— при росте курса валют — Д–т 96 (31) — К–т 71;

— при падении — Д–т 71 — К–т 96 (31).

Таким образом, если общественная организация для решения своих уставных задач занимается хозяйственной деятельностью, то в этом случае необходимо в обязательном порядке вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с такой деятельностью. Это обосновывается тем, что всякая хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли, а, следовательно, общественная организация выступает как налогоплательщик.

 

Некоторые вопросы налогообложения общественной организации

Деятельность любой организации сопряжена с уплатой тех или иных налогов. Эти налоговые платежи можно разделить на три основные группы:

1. налоги, уплачиваемые от фонда оплаты труда;

2. налоги, исчисляемые от выручки;

3. налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Если общественная организация начисляет заработную плату работникам, то в соответствии с Законом “О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Республики Беларусь” такие суммы являются объектом налогообложения. Так, Законом определено, что все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением выплат, предусмотренных законодательством, являются объектом налогообложения.

Для общественных объединений инвалидов и пенсионеров, а также предприятий, объединений, учреждений, полностью принадлежащих таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50 процентов инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников, ставка отчислений в Фонд — 4,7 процента. Другие общественные организации являются плательщиками отчислений по ставке 35 процентов. Кроме того, из заработной платы работников общественных организаций производятся удержания в размере 1 процента.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

Д–т 20, 26, 96 К–т 69 — на сумму отчислений в Фонд социаль–

ной защиты населения по ставке 4,7 % (35 :).

Д–т 70 К–т 69 — на сумму удержаний в размере 1 % из за–

работка работников.

При исчислении общественными организациями чрезвычайного налога и отчислений в Государственный фонд занятости следует руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления и сроках уплаты в республиканский бюджет чрезвычайного налога и обязательных отчислений в Государственный фонд содействия занятости в 2001 году единым платежом, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь от 30.03.2001 № 40/37.

Пунктом 13 названной Инструкции определено, что от уплаты чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости единым платежом освобождаются юридические лица общественного объединения “Белорусское товарищество инвалидов по зрению”, общественного объединения “Белорусское общество инвалидов”, общественного объединения “Белорусское общество глухих”, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников за отчетный период.

Также не являются плательщиками этого налога и общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

При осуществлении общественными организациями предпринимательской деятельности уплата единого платежа производится от всего фонда заработной платы, начисленного в том месяце, когда такая деятельность имела место.

В бухгалтерском учете это отражается следующей записью:

Д–т счетов 20,26 — К–т счета 68 — на сумму отчислений по единому платежу.

Вместе с тем общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, производят обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в размере 1 процента от фонда заработной платы. В учете при этом будет иметь место запись по Д–ту счета 96 и К–ту счета 68.

Рассматривая вторую группу налогов, т. е. налоги, исчисленные от выручки, целесообразно обратить внимание на записи, имеющие место в общественной организации по счетам 46, 47, 48. Общественная организация, осуществляющая производственно–хозяйстве нную деятельность, начисляет и уплачивает от данного вида деятельности все предусмотренные действующим законодательством налоги в общеустановленном порядке.

Например, выручка от реализации оказанных услуг за отчетный месяц составила 2000 тыс. рублей. При расчете налогов следует руководствоваться методическими указаниями по тому или иному налогу, где подробно объясняется, что именно относится к налоговой базе и приводятся ставки взимаемых налогов.

Упрощенно налоги рассчитываются следующим образом:

Д–т сч. 46 К–т сч. 68 — на сумму исчисленного НДС (2000 х 20/120 = 333 руб.)

Д–т сч. 46 К–т сч. 68 — на сумму отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог (2000 — 333 х 2,4 % = 40 руб.)

Д–т сч. 46 К–т сч. 68 — на сумму целевых сборов в местныецелевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно–инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (2000 — 333 — 40 х 2,5 % = = 41 руб.).

Рассмотрим порядок отражения в учете списания основных средств с баланса при их продаже:

а) выручка формируется по отгрузке.

Д–т К–т

47 01 — списание первоначальной стоимости основного средства.

02 47 — списание сумм начисленного ранее износа.

76 47 — на договорную стоимость списываемого основного средства по счету–фактуре, предъявленному покупателю.

47 68 — на сумму начисленного НДС.

Обращаем внимание, что согласно п. 6.4. Методических указаний о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНК РБ от 13.12.1999 № 310 (с учетом изменений и дополнений) при реализации основных средств по ценам, ниже остаточной стоимости, налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При этом для сравнения цены реализации с остаточной стоимостью из первой следует исключить налог на добавленную стоимость.

В 2001 (как и в 2000) предприятия, реализующие основные средства, не производят отчисления в республиканский бюджет по единому платежу и в местный бюджет целевых сборов на основании: п. 11 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды в 2001 году, утвержденной постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 № 14/16; п. 11 Инструкции о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно–инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2001 году, утвержденной постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 № 15/17.

Определяется финансовый результат от реализации основных средств:

Д–т К–т

47 80 — на сумму полученной прибыли (превышение кре–

дитового оборота по счету 47 над дебетовым).

80 47 &