Использование и получение иностранной безвозмездной помощи в Республике Беларусь

Впервые вопрос о контроле за получением и использованием организациями иностранной безвозмездной помощи был поднят еще в 2001 году. Тогда был принят Декрет Президента РБ от 12.03.2001 г. № 8 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи». С тех пор было принято большое количество новых нормативных правовых актов, сам декрет несколько раз изменялся, а затем и вовсе был отменен. Вместо него 28.11.2003 г. был принят Декрет Президента РБ № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее — «Декрет № 24»).

 

 

Общие вопросы

В соответствии с Декретом № 24 иностранная безвозмездная помощь — это денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями.

Декретом отдельно установлено, что он не распространяется на международную техническую помощь и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами. Эта формулировка декрета несколько отличается от формулировки действовавшего ранее Декрета Президента РБ от 12.03.2001 г. № 8. Во–первых, ранее проекты и программы, на которые не распространялось действие этого декрета, могли одобряться не только Президентом, но и Правительством РБ. Во–вторых, в действующем в настоящее время декрете речь идет о межгосударственных договорах, в то время как ранее говорилось о международных договорах. Учитывая, что межгосударственные договора являются частью международных, можно сказать, что действующий сейчас декрет несколько сузил виды иностранной помощи, на которые он не распространяется.

Что касается международной технической помощи, то ее регистрация, получение и использование регулируется Указом Президента РБ от 22.10.2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», а также рядом иных нормативных правовых актов, и это не является предметом рассмотрения в настоящем материале.

 

Получение иностранной безвозмездной помощи

Порядок регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи регулируется в настоящее время Инструкцией «О порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи» (далее — «Инструкция»). Эта инструкция была утверждена 12.04.2001 г. Приказом Директора Департамента по гуманитарной деятельности при Президенте РБ № 44од.

Юридическая сила Инструкции вызывает некоторые вопросы. Декрет Президента РБ № 24 определил, что вопросы регистрации иностранной безвозмездной помощи определяются Управлением делами Президента РБ. Несмотря на то, что инструкция утверждена не Управлением делами Президента РБ, а Департаментом по гуманитарной деятельности, полагаем, что применительно к вопросам регистрации иностранной безвозмездной помощи эта инструкция может применяться и в настоящее время, поскольку Управление делами Президента еще не приняло соответствующего нормативного правового акта, а указанная инструкция принималась Директором Департамента, который на момент ее принятия обладал соответствующими полномочиями.

В соответствии с Инструкцией, для организации приема, оценки и распределения иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) приказом руководителя организации–получателя создается комиссия по приему и распределению иностранной безвозмездной помощи. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней, которое утверждается руководителем. В состав комиссии входят руководитель организации (или его заместитель), бухгалтер, материально ответственное лицо, другие представители организации–получателя или общественности. Данная комиссия в течение 5 дней с момента поступления груза на пункт таможенного оформления осуществляет вскрытие опломбированного груза, прием иностранной безвозмездной помощи путем составления акта приемки. Инструкцией определено, что данный акт составляется в присутствии представителя местного исполкома и таможенного органа. Иностранная безвозмездная помощь в виде товаров (имущества) оприходуется актом приемки в 4 экземплярах, один из которых остается у материально ответственного лица, второй экземпляр передается в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете, третий — в орган исполнительной власти, четвертый экземпляр вместе с сопроводительными документами подлежит представлению в таможенный орган.

Определенная специфика имеется при получении иностранной безвозмездной помощи в виде товаров медицинского назначения. Ее получение, регистрация и использование регулируется Положением «О порядке ввоза в Республику Беларусь, учета, хранения и распределения иностранной безвозмездной помощи» (утв. Постановлением Министерства здравоохранения РБ от 19.09.2001 г. № 59). В соответствии с данной инструкцией все лекарственные средства и изделия медицинской техники и другие товары медицинского назначения ввозятся на территорию Беларуси в качестве иностранной безвозмездной помощи только с учетом потребности. Без предварительного согласования с Минздравом или управлениями (комитетами) здравоохранения областных и Минского городского исполкомов такая иностранная безвозмездная помощь не принимается. Все лекарственные средства, полученные от поставщиков иностранной безвозмездной помощи, должны отвечать стандартам качества и иметь срок годности не менее одного года с момента их поставки в РБ (кроме лекарственных средств, общий срок годности которых менее двух лет — в этом случае должна оставаться по крайней мере одна треть срока годности). Указанным положением определен также порядок упаковки и маркировки такой иностранной безвозмездной помощи. Вся иностранная безвозмездная помощь должна быть в обязательном порядке передана учреждениям здравоохранения для учета, хранения и использования по назначению.

 

Регистрация иностранной безвозмездной помощи

Пунктом 1.2. Декрета № 24 установлено, что использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения о ее регистрации, запрещается. Виды иностранной безвозмездной помощи и размеры денежных средств, стоимости товаров (имущества), не подлежащие регистрации, определяются Управлением делами Президента по согласованию с Президентом РБ. Не смотря на то, что до настоящего времени Управление делами Президента еще не определило виды иностранной безвозмездной помощи и размеры денежных средств, стоимости товаров (имущества), которые не подлежат регистрации, на наш взгляд можно руководствоваться нормами Инструкции «О порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи» (далее — «Инструкция»). Эта инструкция была утверждена 12.04.2001 г. Приказом Директора Департамента по гуманитарной деятельности при Президенте РБ № 44од, который на тот момент и обладал полномочиями по утверждению таких документов. В соответствии с п.п. 5 и 6 Инструкции не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь: 1) в виде денежных средств, товаров (имущества) в размере (стоимости), не превышающем 30 базовых величин в месяц (либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте), предназначенная для использования малоимущими, пенсионерами, инвалидами I и II групп, многодетными и неполными семьями, беженцами; а также 2) денежные средства (в том числе в иностранной валюте), предоставляемые для использования юридическим лицам — получателям иностранной безвозмездной помощи в размере, не превышающем 50 базовых величин, либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте, полученные единовременно, но не более чем 1 раз в месяц

Обращаем внимание, что такая помощь лишь освобождается от регистрации, но она все равно считается иностранной безвозмездной помощью, и на нее распространяется действие остальных норм Декрета № 24.

Иная иностранная безвозмездная помощь, превышающая размеры, указанные выше, подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ. Если иностранная безвозмездная помощь получена в виде денежных средств, она подлежит внесению на счета в банках РБ в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Беларуси. Только после этого можно начинать процедуру ее регистрации.

Нормативными правовыми актами не определен срок, в течение которого получатель иностранной безвозмездной помощи обязан ее зарегистрировать. Законодательством только определено, что использование такой помощи до ее регистрации, запрещается. В таком случае руководителю организации имеет смысл в день получения иностранной безвозмездной помощи издать приказ, запрещающий ее использование до регистрации в Департаменте. Кроме этого, полученная иностранная безвозмездная помощь должна храниться нераспакованной до ее регистрации. Контролирующими органами в отношении одной из организации был составлен акт об использовании иностранной безвозмездной помощи без регистрации, поскольку полученное в рамках такой помощи оборудование на момент проверки было распаковано и находилось не на складе организации, а в кабинете у директора.

Для регистрации иностранной безвозмездной помощи заявитель предоставляет в Департамент следующие документы: 1) заявление; 2) спецификацию на иностранную безвозмездную помощь в виде товаров (имущества) с указанием наименования, количества и стоимости либо документ, подтверждающий внесение (поступление) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на счет в белорусском банке, в 2 экземплярах; 3) договор о предоставлении иностранной безвозмездной помощи. Обязательными условиями договора являются предмет (наименование и количество иностранной безвозмездной помощи), а также условия и цели ее предоставления. Примерная форма договора утверждена Приказом Директора Департамента по гуманитарной деятельности при Президенте РБ от 12.04.2001 г. № 44од, однако стороны вправе заключить договор в более расширенной форме, согласовав все указанные выше обязательные условия.

Удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи выдается путем записи в журнале выдачи удостоверений о регистрации иностранной безвозмездной помощи.

 

Использование иностранной безвозмездной помощи

Цели, на которые может быть использована иностранная безвозмездная помощь, определены п. 4 Декрета Президента РБ № 24:

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно–исследовательских программ;

содействие охране, восстановлению, созданию историко–культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников;

оказание медицинской помощи;

оказание социальной помощи малообеспеченным и социально незащищенным гражданам.

Управление делами Президента РБ по согласованию с Президентом РБ может определить и иные цели, на которые может быть использована иностранная безвозмездная помощь.

Иностранная безвозмездная помощь, а также имущество и иные средства, полученные от ее реализации, не могут использоваться для осуществления деятельности, запрещенной законодательством (в том числе направленной на изменение конституционного строя РБ, захват или свержение государственной власти, побуждение к совершению таких действий, для пропаганды войны либо насилия в политических целях, разжигания социальной, национальной, религиозной и расовой вражды), а также для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, а также для проведения семинаров и других форм политической и агитационно–массовой работы среди населения.

Цели, на которые должны быть использована иностранная безвозмездная помощь, указываются в договоре о предоставлении иностранной безвозмездной помощи. Нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи (даже на иные разрешенные Декретом № 24 цели) не допускается, и является основанием для применения мер ответственности.

 

Налогообложение иностранной безвозмездной помощи

Частью 6 пункта 2 статьи 2 Закона РБ «О налогах на доходы и прибыль» безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника) отнесены к доходам от внереализационных операций и подлежат обложению налогом на прибыль. Исключение сделано для некоммерческих организаций: у организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), признаваемых таковыми в соответствии со статьей 16 Общей части Налогового кодекса, общественных и религиозных организаций (объединений), иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения не включается имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц Республики Беларусь и использованные по целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Таким образом, закон однозначно определил, что безвозмездно полученные некоммерческими организациями средства (имущество) не включаются в состав доходов от внереализационных операций (а, следовательно, и не облагаются налогом на прибыль) только в том случае, если они получены от граждан или юридических лиц РБ. В противном случае, такие средства (имущество) признаются внереализационным доходом, и подлежат обложением налогом на прибыль.

Однако Декрет № 24 дает получателям иностранной безвозмездной помощи возможность получить льготы по ее налогообложению. П. 3 Декрета предусмотрено, что иностранная безвозмездная помощь может освобождаться от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. Решение об освобождении от указанных налогов и сборов принимает Управление делами Президента по согласованию с Президентом РБ. Для этого получатели иностранной безвозмездной помощи обязаны представить в таможенный орган, в зоне деятельности которого они находятся, и (или) в инспекцию МНС по месту постановки их на налоговый учет соответствующее заявление и копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, спецификации на иностранную безвозмездную помощь в виде товаров (имущества) с указанием их (его) наименования, количества, стоимости и плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ.

 

Ответственность за нарушение правил получения и использования иностранной безвозмездной помощи

Декретом № 24 определен круг из 6 государственных органов, которые уполномочены осуществлять контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи: КГК, МВД, МНС, КГБ, ГТК, Управление делами Президента. Порядок взаимодействия этих и других государственных органов в процессе контроля за использованием иностранной безвозмездной помощью определяется Положением «О порядке осуществления контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи» (утв. Указом Президента РБ от 28.11.2003 г. № 537). Кроме государственных органов, определенных Декретом № 24, контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи осуществляют учреждения банков, а также Национальный банк РБ, которые руководствуются в своей деятельности Инструкцией по организации контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств (утв. Постановлением Правления Национального банка РБ от 27.06.2001 г. № 149).

Декрет № 24 содержит достаточно жесткие нормы ответственности за его нарушение.

В случае использования иностранной безвозмездной помощи на цели, которые не предусмотрены либо запрещены Декретом № 24, получатель помощи обязан уплатить все налоги, пошлины, сборы и отчисления в соответствии с законодательством. А если такое нарушение допустило общественное объединение, профсоюз или иная некоммерческая организация, а также если иностранную безвозмездную помощь получила политическая партия — такие организации могут быть ликвидированы в том числе и за однократное такое нарушение.

К получателям — организациям, использовавшим иностранную безвозмездную помощь (полностью или частично) не по целевому назначению, применяется штраф в размере до 100 процентов стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи или конфискация полученных товаров (имущества).

Предоставление иностранной безвозмездной помощи представительствами в Республике Беларусь международных неправительственных и иностранных организаций на запрещенные Декретом № 24 цели, может повлечь прекращение деятельности этих представительств. Если такое нарушение совершили иностранные граждане или лица без гражданства — они могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь.

За одно и тоже нарушение к ответственности может быть привлечена не только организация, но и ее руководитель, а также физические лица–получатели помощи. Так, нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на запрещенные Декретом № 24 цели, влечет наложение штрафа на руководителей организаций в размере от 100 до 300 базовых величин, а в случае, когда такое нарушение совершили физические лица — в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации. Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения влечет наложение штрафа на руководителей организаций в размере от 50 до 200 базовых величин, а на физических лиц — от 50 до 100 базовых величин. Невнесение или несвоевременное внесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, на счета в белорусских банках влечет наложение штрафа на руководителей организаций в размере от 100 до 300 базовых величин, а на физических лиц — от 20 до 200 базовых величин.

 

Сергей ЗИКРАЦКИЙ