Международная техническая помощь: особенности регистрации и использования

 

Международная техническая помощь:
особенности регистрации и использования

 

В конце 2003 года институт правового регулирования получения, регистрации и использования международной технической помощи получил новое развитие: был принят соответствующий Указ Президента, а следом  Постановление Совета Министров и Постановление Министерства экономики. Одновременно было отменено полностью или частично десять постановлений правительства. Таким образом, данный институт приобрел в некотором смысле «цивилизованную» форму: регулируется незначительным числом нормативных правовых актов, которые имеют строгую иерархию, при этом основы регулирования заложены указом Президента РБ. Такое упорядочение имеем положительное значение, поскольку осуществление программ международной технической помощи предполагает предоставление значительных налоговых и таможенных льгот.

 

Общие вопросы

Вопросы получения, регистрации и использования международной технической помощи регулируются в настоящее время Указом Президента РБ от 22.10.2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее  Указ № 460), Постановлением Совета Министров РБ от 21.11.2003 г. № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» (далее  Постановление № 1522) и Постановлением Министерства экономики РБ от 19.12.2003 г. № 246 «Об утверждении Положения о порядке регистрации проектов (программ) международной технической помощи в Республике Беларусь, а также контроля за их реализацией» (далее  Постановление № 246).

В настоящее время всякую получаемую изза рубежа помощь можно разделить на 2 категории: 1) международную техническую помощь, и 2) иностранную безвозмездную помощь. Отнесение помощи к той или иной категории имеет практическое значение  регистрация в Министерстве экономики (международная техническая помощь) или в Департаменте по гуманитарной деятельности (иностранная безвозмездная помощь). Кроме этого, при осуществлении программ международной технической помощи предоставляются значительные налоговые и таможенные пошлины, а при осуществлении программ иностранной безвозмездной помощи льготы по общему правилу не установлены и могут в индивидуальном порядке предоставляться Управлением делами Президента по согласованию с Президентом РБ.

Указом № 460 определено, что международная техническая помощь (далее  МТП)  это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи в целях оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи.

 

Виды международной технической помощи

Международная техническая помощь может оформляться в виде 2 видов документов: 1) Национальной программы международного технического сотрудничества (далее  Национальная программа); 2) проектов (программ) МТП.

Национальная программа  это документ, который разрабатывается Министерством экономики и одобряется Советом Министров. В этот документ попадают программы, которые предлагаются республиканскими органами государственного управления и соответствуют либо программе социальноэкономического развития Республики Беларусь, либо иным государственным программам. В настоящее время действует Национальная программа международного технического сотрудничества на 2001  2005 годы (одобрена Постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2002 г. № 51).

Все остальные проекты и программы, которые не включены в Национальную программу, также могут получить статус МТП. Однако делается это уже не централизовано, а в индивидуальном порядке. Соответственно и обязанность разрабатывать такой проект (программу) возлагается не на Министерство экономики, а на соответствующего получателя этой самой помощи. Разработанный им проект (программа) также должен быть одобрен Советом Министров.

 

Одобрение программ международной технической помощи Советом Министров

Главным координирующим органом в вопросах осуществления МТП является Комиссия по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров РБ (далее  Комиссия). Комиссия состоит из 9 членов (представителей Минэкономики, МИДа, МНС, ГТК, Минюста, Минфина и Аппарата Правительства), не является юридическим лицом и использует в своей деятельности аппарат Министерства экономики.

Именно Комиссия и наделена полномочиями по внесению в Совмин предложений об одобрении Национальной программы и проектов (программ) МТП. В связи с этим соответствующие предложения необходимо направлять в Комиссию. Национальную программу разрабатывает и направляет в Комиссию Министерство экономики, а иные проекты (программы) МТП соответствующие ее получатели (через уполномоченные государственные органы).

Процедура подготовки документов для предоставления проекта (программы) МТП в Комиссию достаточно трудоемка. Осуществление такого проекта может быть инициировано как донором этой помощи, так и ее получателем, однако в любом случае донор должен подтвердить свое намерение о выделении средств на финансирование соответствующих проектов (программ).

Кроме этого получатель помощи должен иметь заключение о соответствии такого проекта (программы) национальным интересам Республики Беларусь. Ответ на вопрос, кто имеет право выдавать такие заключения, решается в зависимости от того, кто инициирует осуществление конкретного проекта (программы) МТП. Если инициатором выступает международная организация, то заключение дает один из республиканских органов государственного управления или государственная организация, подчиненная правительству, которая определена в качестве головной по сотрудничеству с международными организациями; если же проект инициирован иностранными государствами или их административнотерритори альными единицами, то заключение может дать исключительно МИД.

Хотя это прямо не предусмотрено законодательством, полагаем, что получатель помощи должен также доказать и предоставление ее на одну из целей, указанных в указе № 460 (оказание поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров). Если помощь предоставляется на иные цели, она не может рассматриваться как международная техническая.

При наличии подтверждения донорами намерений о выделении средств на финансирование проектов (программ) МТП, а также наличия заключения о соответствии таких проектов (программ) национальным интересам РБ, получатель помощи приступает к следующей стадии  подготовку и предоставление в Комиссию собственно проекта (программы) МТП, а также соответствующего постановления Совмина о его одобрении.

Однако обратиться напрямую в Комиссию имеют возможность только субъекты нормотворческой инициативы. Те получатели технической помощи, которые являются государственными юридическими лицами РБ, представляют предложения в вышестоящий республиканский орган государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, а негосударственные юридические лица и граждане Республики Беларусь  в облисполкомы и Минский горисполком по месту их государственной регистрации. И только эти органы обеспечивают подготовку проекта постановления Совета Министров по данному вопросу и в установленном порядке представляют его вместе с проектом (программой) МТП в Комиссию для рассмотрения.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Постановление № 1522 предусматривает возможность приглашения на заседания Комиссии получателя и донора МТП. Комиссия рассматривает проекты (программы) МТП и вносит их на одобрение Совета Министров. Срок одобрения проекта (программы) МТП не должен превышать 30 дней с даты проведения комиссии. Отказ в одобрении такого проекта (программы) должен быть мотивирован и представлен Министерством экономики получателю МТП в письменной форме в недельный срок со дня принятия такого решения Комиссией.

Постановлением № 1522 предусмотрены 3 случая, когда Комиссия имеет право отказать в одобрении проекта: 1) если проект (программа) МТП не отвечает национальным интересам Республики Беларусь; 2) в случае невозможности подтверждения обязательств по выделению национального софинансирования для проекта (программы) МТП (в тех случаях, когда проект предполагает национальное софинансирование); 3) наличия в проекте положений, обязательств, противоречащих белорусскому законодательству или не соответствующих друг другу либо взаимоисключающих. В действующих в настоящее время нормативных правовых актах не определен механизм обжалования решения Комиссии.

 

Регистрация программ международной технической помощи в Министерстве экономики

Одобрение проекта (программы) МТП Советом Министров еще не означает предоставление таможенных и налоговых льгот. Следующим шагом на пути к льготам является регистрация этого проекта (программы) в Минэкономики.

Для регистрации проекта (программы) в Министерстве экономики получатель МТП предоставляет: 1) заявление. Форма заявления утверждена Постановлением № 246; 2) оригинал или заверенная копия проекта (программы). Если оригинал проекта (программы) составлен на иностранном языке, представляется также его перевод, заверенный подписью и печатью получателя; 3) Минэкономики имеет право запросить от получателя в письменном виде дополнительную информацию и документацию, связанные с утверждением или одобрением проекта (программы), их софинансированием, а также заверенные получателем копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации получателя. Срок для рассмотрения документов Министерством экономики составляет 5 дней со дня поступления документов. При необходимости представления получателем дополнительной информации и документации Минэкономики имеет право продлить срок рассмотрения заявления. Постановлением № 246 не определен срок, на который Минэкономики вправе продлить срок рассмотрения заявления.

Проекты (программы) регистрируются на срок их реализации (он указывается Министерством экономики на первом листе проекта). В случае отсутствия в проекте (программе) сроков реализации за основу берется срок, указанный в заявлении получателя.

Регистрация оформляется управлением по сотрудничеству с международными организациями и координации технической помощи департамента внешнеэкономических связей Минэкономики посредством записи в едином реестре (базе данных проектов (программ)) и выдачи получателю оригинала или заверенной в установленном порядке копии проекта (программы) с постановкой на первом листе штампа с указанием даты и номера регистрации. Кроме этого на каждом листе проекта (программы) проставляется штамп данного управления Минэкономики.

Постановление № 246 предусмотрело возможность внесения изменений в уже одобренную и зарегистрированную программу. В случае внесения изменений или дополнений в проект (программу) в связи с изменениями или дополнениями списка получателей, финансирования, целей, задач и мероприятий проекта (программы) получатель в десятидневный срок с момента официального оформления изменения или дополнения проекта (программы) обращается в Министерство экономики с заявлением о его регистрации.

 

Предоставление льгот

Регистрация проекта (программы) в качестве МТП является основанием для предоставления широких налоговых и таможенных льгот. В соответствии с указом № 460 не признаются объектами налогообложения получаемые в рамках международной технической помощи: 1) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве МТП,  по НДС, акцизам и таможенным пошлинам; 2) денежные средства и иное имущество, полученные в качестве МТП,  по налогу на прибыль; 3) обороты по реализации товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь для осуществления МТП,  по НДС, отчислениям и сборам, взимаемым с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, местным налогам и сборам; 4) имущество, приобретенное за счет или полученное в виде МТП для непосредственного осуществления такой помощи,  по налогу на недвижимость на срок его использования в данных целях; 5) доходы, получаемые физическими лицами из средств МТП,  по подоходному налогу с физических лиц.

Для получения этих льгот получатель помощи должен пройти еще одну процедуру  одобрение перечней товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых для реализации проекта (программы) МТП. Такое решение принимает Комиссия, однако все необходимые документы необходимо предоставлять в Министерство экономики. В Минэкономики предоставляется следующий пакет документов: 1) официальное обращение получателя МТП (составляется в произвольной форме); 2) 4 экземпляра перечня, который должен содержать наименование товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг (в том числе единицу измерения, количество, стоимость), а также наименование получателей МТП. Перечень заверяется подписью и печатью получателя МТП; 3) копии документа о присвоении получателю МТП учетного номера налогоплательщика; 4) оригиналы и копии актов передачи имущества, договоров на получение денежных средств, выполнение работ, оказание услуг в рамках данного проекта (программы). Эти документы предоставляются в том случае, если к этому моменту уже имели место приобретение товаров (имущество), передача денежных средств, выполнение работ, оказание услуг. Постановлением № 1522 предусмотрены обязательное условие к предоставляемым документам (договорам, актам и т.д.)  должны содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу) МТП. Все предоставляемые в Минэкономики копии документов должны быть заверены подписью и печатью получателя помощи (если получатель помощи  физическое лицо, то подпись заверяется нотариально).

В течение 10дневного срока с момента предоставления всех необходимых документов проводится экспертиза перечня на соответствие его целям и задачам проекта (программы). Экспертиза проводится рабочей группой, в состав которой входят представители Минэкономики, МИДа, МНС, ГТК, Минюста, Минфина, а также представителя Национального координационного бюро Программы ТАСИС в Беларуси.

При наличии принципиальных различий в назначении товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, включенных в перечень, целям и задачам проекта (программы) МТП Минэкономики уполномочено запрашивать у получателей помощи дополнительные обоснования соответствия перечня целям и задачам этого проекта (программы). В связи с этим Минэкономики имеет право продлить сроки подготовки экспертного заключения до представления таких документов, а также внести предложение в Комиссию об отказе в одобрении перечня.

Минэкономики готовит все материалы для деятельности рабочей группы, а также готовит экспертное заключение, которое вместе с перечнем передается на рассмотрение Комиссии. Комиссия рассматривает перечень и экспертное заключение на своем очередном заседании. Комиссия вправе отказать в одобрении перечня (а, следовательно, в предоставлении льгот) в следующих случаях: 1) неправильного оформления перечня или наличия в нем недостоверных данных; 2) отсутствия регистрации проекта (программы) МТП; 3) наличия в договоре (контракте) положений, обязательств, не соответствующих друг другу или взаимоисключающих; 4) непредставления в установленные законодательством сроки отчетов о реализации проектов (программ) МТП; 5) в случае, когда акт передачи, договор (контракт) не содержат ссылку на проект (программу) МТП. Постановление № 1522 не предусматривает механизмов обжалования решения Комиссии. Также не решен вопрос о возможность повторной подачи документов. Полагаем, что получатель вправе повторно обратиться за регистрацией перечня, если устранил выявленные недостатки либо нарушения.

Если Комиссия принимает решение об одобрении перечня, Минэкономики выдает получателю МТП выписку из решения Комиссии, подписанную заместителем председателя Комиссии, и один экземпляр перечня с печатью и подписью секретаря Комиссии. Этот перечень должен хранится у получателя МТП. Еще по одному экземпляру перечня Минэкономики передает в МНС и ГТК.

Только с этого момента можно говорить о реальном предоставлении льгот по проекту (программе) МТП.

 

Действие международных договоров

Пунктом 1.6. Указа № 460 предусмотрено, что если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Указе № 460, то применяются правила международных договоров. Постановлением № 1522 предусмотрен механизм реализации данной нормы  в соответствии с п. 1.5. данного постановления МИД обеспечивает подтверждение действия норм международных договоров Республики Беларусь в случае установления в них правил иных, чем те, которые содержатся в Указе № 460.

 

Отчетность, ответственность и контроль

Получатель МТП не позднее 15 июля и 15 января обязан представлять в Минэкономики полугодовые отчеты о ходе реализации проектов (программ). Форма отчета утверждена Постановлением № 246 и должна содержать детальные сведения о произведенных затратах на осуществление проекта (программы), а также о достигнутых результатах в результате проведенных в рамках проекта мероприятий. Аналогичный отчет получатели обязаны представить в Минэкономики также и не позднее месяца с даты окончания проекта.

Контроль за целевым использованием денежных средств и иного имущества в рамках реализации проектов МТП в соответствии с п. 1.4. Указа № 460 осуществляет КГК, МНС, ГТК и другие государственные органы. Под другими государственными органами по всей видимости имеется в виду Национальный банк, а также сами учреждения банков, поскольку они также осуществляют контроль за целевым использованием средств иностранной безвозмездной помощи (хоть это прямо и не предусмотрено декретом Президента РБ от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»).

При неоднократном нарушении сроков представления в Минэкономики отчетов по реализации проектов (программ), а также при установлении уполномоченными государственными органами нецелевого использования МТП Минэкономики направляет КГК вышеуказанную информацию, а также вносит на рассмотрение Комиссии предложение о признании регистрации проекта (программы) недействительной. При принятии Комиссией указанного решения Минэкономики в 5дневный срок направляет выписку из протокола заседания в КГК, МНС, ГТК, а также получателю.

В соответствии с п. 1.4. Указа № 460 при нецелевом использовании МТП действие предоставляемых льгот не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством.

 

Сергей ЗИКРАЦКИЙ