Вступление

 Основные нормативные правовые акты:

· Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 386 от 16.10.1991 (с изм. и доп.);

· Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии) утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 456 от 21.08.1995.

    В настоящее время в Республике Беларусь существует более 150 лицензируемых видов деятельности, несколько десятков министерств, ведомств и концернов, уполномоченных выдавать такие разрешения (лицензии).

   Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 № 386 с изменениями и дополнениями (далее Временное положение) предусматривало лицензирование тех видов деятельности, которые могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии) утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456, который более 60 раз подвергался изменениям и дополнениям, относит к числу таких угрожающих видов деятельности распространение правовой информации, ремонт и пошив швейных изделий.

Должны ли общественные объединения обращаться

за получением лицензии?

    Оба вышеназванных Постановления Правительства (№ 386 и № 456) распространяют свое действие на субъектов хозяйствования, к которым общественные объединения не относятся. Но в иных законодательных актах (например, Законе о социальном обслуживании) или ведомственных нормативных правовых актах, определяющих порядок выдачи лицензий, имеются указания, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся данным видом деятельности, обязаны получить лицензию.

    Для общественных объединений чаще всего встает вопрос о лицензировании следующих видов деятельности:

Оказание социальных услуг семьям и отдельным категориям граждан;

Получение и распределение гуманитарной помощи;

Организация оздоровления детей за рубежом;

Организация детских интернатных учреждений, детских социальных приютов и социально-педагогических центров;

Оказание помощи гражданам в самостоятельном образовании в формах народного университета, школы, лектория, национально-культурного (иного) центра, курсов.

    Среди иных лицензируемых видов деятельности, которые близко стоят к уставным задачам и методам деятельности некоторых общественных объединений, следует отметить также:

Распространение правовой информации;

Оказание юридических услуг;

Издательская деятельность;

Полиграфическая деятельность.

     Один из вопросов возникающих при обращении за лицензиями: какие формулировки о лицензируемых видах деятельности должны содержаться в уставе общественной организации как в Постановлении Совета Министров № 456 или же в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД). Требование формулировать виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельность или перечнем лицензируемых видов деятельности установлено Декретом Президента № 11 от 16.03.1999 в редакции от 16.11.2000 Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования и относится только к коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, но не к общественным организациям.

    В отношении общественных объединений подходы к формулировкам лицензируемых видов деятельности различны. Например, Департамент по гуманитарной деятельности требует, чтобы в уставе были прямо указаны лицензируемые им виды деятельности (получение и распределение гуманитарной помощи, организация оздоровления детей за рубежом). Министерство социальной защиты при выдаче лицензий анализирует содержание устава без жесткой привязки к формулировкам, которые содержатся в Положении о лицензировании и порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию социальных услуг семьям и отдельным категориям граждан.

    Лицензии выдаются сроком на пять лет. Продление происходит по процедуре, установленной для получения лицензии.

    Плата за выдачу лицензий для юридических лиц 15, за продление 7 минимальных заработных плат, если иной размер не установлен Советом Министров Республики Беларусь. За лицензии, выдаваемые министерствами и госкомитетами плата зачисляется в республиканский бюджет, и Совет Министров может освободить от платы за выдачу лицензии или снизить ее размер. Когда плата поступает в местный бюджет (по лицензиям, выдаваемым исполкомами), то льготы предоставляются исполкомами (п. 6 Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 386 от 16.10.1991).

    Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии принимается, как правило, в течение 30 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов. В случае, если ведомственными нормативными актами предусмотрено проведение экспертизы, то этот срок продлевается на 30 дней.

Обжалование действий органов, выдающих лицензии

Отказ в выдаче лицензий или неправомерные действия должностных лиц государственных органов, выразившиеся, в частности, в нарушении сроков рассмотрения заявлений, могут быть обжалованы общественным объединением в соответствующий хозяйственный суд.