Порядок учреждения СМИ

 Порядок учреждения СМИ

    Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает достаточно сложный порядок регистрации печатных средств массовой информации. Дело в том, что для учреждения газеты или другого периодического печатного издания необходимо в обязательном порядке зарегистрировать редакцию СМИ в качестве коммерческой или некоммерческой организации. Пока допускается регистрация редакции СМИ и от имени индивидуального предпринимателя (такой порядок регистрации предполагается упразднить в новой редакции Закона о печати, над которой работают специалисты Госкомитета по печати. Авт.).

    На практике учреждение СМИ поставлено в зависимость от регистрации ее редакции как организационно-правовой формы деятельности СМИ. Тем самым учредителям печатных СМИ требуется пройти двойной процесс регистрации: сначала учредить само печатное издание в Госкомитете по печати, а потом зарегистрировать редакцию этого издания в местном исполкоме, который уполномочен заниматься вопросами регистрации коммерческих и некоммерческих организаций.

   Рассмотрим подробнее указанные виды регистрации.

А. Регистрация средств массовой информации

    Порядок регистрации газет и других печатных изданий в Республике Беларусь регламентируется Законом о печати (стст. 814).

   В соответствии с Законом о печати редакция СМИ может начать свою деятельность только после регистрации СМИ органом государственного управления, определяемым Советом Министров Республики Беларусь. Функции такого органа управления до настоящего времени осуществляет Госкомитет по печати.

    Решение о регистрации СМИ принимается в месячный срок со дня приема соответствующего заявления и необходимых документов.

    В заявлении от физического лица указываются обычные сведения: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, телефон. Если учредителем является юридического лицо, то в заявлении необходимо указать полное наименование предприятия, учреждения, организации, государственного органа, почтовый адрес, телефон, факс. Кроме того, в заявлении должны содержаться следующие сведения: название и вид СМИ (газета, журнал, бюллетень и т. д.); язык, на котором будет осуществляться издание; адрес редакции; предполагаемая территория распространения; периодичность издания; примерная тематика либо специализация издания.

    В частности, тематика издания может быть: официальная, научная, научно-популярная, нормативная; производственно-практическая, учебная; массово-политическая; литературно-художественная; религиозная; детская; подростково-молодежная; справочная; рекламная; эротическая и др.

    В заявлении должны также содержаться сведения о том, является ли заявитель учредителем, главным редактором, издателем или распространителем других средств массовой информации; данные об источниках финансирования (государственный бюджет, общественные организации или фонды, коммерческие банки, иные отечественные коммерческие структуры, иностранные общественные организации или фонды, иностранные коммерческие структуры, собственные средства учредителя, прибыль от выпуска издания).

    К заявлению учредитель должен приложить устав редакции, решение о ее создании, документ об уплате регистрационного сбора, а также справку (документ) о согласовании размещения СМИ с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

    Последний документ часто становится камнем преткновения в деле создания новых газет и других печатных изданий. Местные власти под разными предлогами отказывают в выдаче такого документа, который с правовой точки зрения является пустой формальностью. Он всего лишь означает, что власти уведомлены о том, что в городе (районе) будет создана новая газета, и ее офис будет размещаться по такому-то адресу.

    Мотивы отказов часто носят скрытый политический подтекст. Власти по различным причинам не заинтересованы в развитии независимой прессы. В качестве формальных причин отказов называют достаточность в регионе печатных изданий, неподходящие условия для размещения редакции, отсутствие у учредителя журналистского образования, а порой отказывают без объяснения причин.

   Следует иметь в виду, что отказ местных властей в согласовании размещения редакции СМИ лишает Вас возможности создать газету или другое печатное издание. Поэтому к получению этого документа нужно отнестись самым серьезным образом. Советуем запастись гарантийным письмом арендодателя, который будет сдавать помещение под офис редакции. Возможно также оформление договора аренды на отдельное изолированное помещение (для деятельности редакции не разрешается арендовать жилое помещение, исключение составляют случаи, когда учредителем газеты выступает индивидуальный предприниматель. Авт.). При наличии одного из названных документов Вы можете обратиться с заявлением в местный исполком о даче согласия на размещение редакции газеты (журнала) по конкретному адресу. К заявлению (оно пишется в произвольной форме) прилагается копия гарантийного письма арендодателя или договор аренды помещения.

    Если Вам удается получить справку О согласовании размещения редакции СМИ с местным исполкомом, то следует без промедления направить указанные в статье 10 Закона о печати документы в Госкомитет по печати для регистрации самого СМИ. Не дожидаясь решения Госкомитета по печати о регистрации газеты (журнала), следует заняться более сложным делом регистрацией редакции СМИ. Многие учредители газет предпочитают передать подготовку многочисленных бумаг и хождение по исполкомовским кабинетам специалистам, которые занимаются этим бизнесом. На самом деле процедура регистрации редакции СМИ достаточно обременительная и растягивается порой на несколько месяцев.

Б. Регистрация редакций СМИ

    Порядок регистрации редакций СМИ в результате произвола чиновников подведен под порядок регистрации субъектов хозяйствования и регулируется декретом от 16.11.2000 № 22 О внесении изменений и дополнений в декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц. Указанный декрет, наряду с продлением сроков регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования, несколько уменьшил минимальные размеры уставных фондов для коммерческих организаций. В новой редакции было утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

    Вопросами регистрации подавляющего большинства субъектов хозяйствования, в том числе и редакций СМИ, занимаются облисполкомы (Минский горисполком). В структуре этих исполкомов имеются учетно-информационные отделы, на которые возложены функции по регистрации субъектов хозяйствования.

    Облисполкомы (Минский горисполком) вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам, то есть районным, городским исполкомам (в г. Минске главам районных администраций).