Общая характеристика представительств

Общая характеристика представительств

Иностранные юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, имеют право открывать на территории Республики Беларусь свои обособленные подразделения в форме представительств.

Ранее создание и деятельность представительства иностранной организации осуществлялись в соответствии с общими нормами ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь о представительствах юридических лиц. Специальные нормы о представительстве иностранной организации появились в Гражданском кодексе в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 03.05.2001, который дополнил Гражданский кодекс статьей 511, посвященной указанным представительствам.

В названной статье под представительством иностранной организации понимается ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные, не противоречащие законодательству функции.

Аналогичное определение представительства иностранной организации содержится в пункте 2 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, действует в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 325 от 12.03.2001 (далее Положение).

Из приведенного определения следует, что представительство иностранной организации не ограничивается только представительскими функциями и функциями защиты интересов данной организации. Оно вправе выполнять также и другие функции, в том числе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь, но только от имени и по поручению такой организации.

Осуществлять лицензируемые виды деятельности представительство может только после того, как иностранная организация получит на свое имя соответствующую лицензию (специальное разрешение) в соответствии с законодательством Республика Беларусь.

Представительство не является юридическим лицом. Иностранная организация наделяет его имуществом, которое закрепляется за представительством и отражается на отдельном балансе. Однако указанное имущество не меняет своего правового режима, то есть не выбывает из состава имущества иностранной организации. В связи с этим во взаимоотношениях между представительством и создавшей его иностранной организацией действует общий принцип ответственности: взыскание по долгам иностранной организации обращается и на имущество, закрепленное за представительством, а по долгам представительства на имущество иностранной организации.

Поэтому, если иностранная организация захочет ограничить пределы своей ответственности по обязательствам, возникающим из деятельности на территории Республики Беларусь, то более целесообразным является создание предприятия с иностранными инвестициями (иностранного или совместного). В последнем случае такое предприятие самостоятельно несет ответственность по долгам только своим имуществом.

Представительство иностранной организации имеет определенное стратегическое значение благодаря норме пункта 11 Положения, согласно которой деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена. Данная норма является новеллой в законодательстве, и устойчивая практика ее применения на сегодняшний день еще не сложилась. Неясно, например, как следует поступать, когда иностранная организация сдает в аренду принадлежащее ей помещение, находящееся в Республике Беларусь, или организует здесь выставку продукции собственного производства, или продает нашему гражданину свои ценные бумаги. В последнем случае, согласно законодательству Республики Беларусь о ценных бумагах, такая сделка может быть заключена только после получения разрешения на ввоз ценных бумаг, за которым обязан обратиться владелец ценных бумаг, то есть иностранная организация.