Ответственность ОО за нарушение законодательства. Виды взысканий и порядок их обжалования

Ответственность ОО за нарушение законодательства. Виды взысканий и порядок их обжалования22

В случаях нарушения законодательства ОО должностные лица ОО, а также члены ОО несут ответственность, предусмотренную законодательством. ОО, нанесшее незаконными действиями материальный или моральный ущерб гражданам или юридическим лицам, обязано возместить причиненный ущерб в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь Об общественных объединениях предусматривает два вида взысканий, которые могут быть применены регистрирующим органом в случае нарушения ОО законодательства и устава:

1. Письменное предупреждение;

2. Ликвидация объединения.

Письменное предупреждение официальное письмо регистрирующего органа, направленное по месту нахождения руководящего органа ОО, содержащее информацию о действиях ОО, нарушивших требования его устава и законодательства (с указанием конкретных пунктов устава и статей (пунктов) нормативных правовых актов), и предложения об устранении изложенных нарушений в определенный срок.

Письменное предупреждение выдается лично либо направляется по месту нахождения руководящего органа ОО в трехдневный срок с момента его вынесения.

Нарушения, перечисленные в письменном предупреждении, должны быть устранены в указанные в нем сроки или в месячный срок со дня получения письменного предупреждения. Об устранении нарушений незамедлительно сообщается регистрирующему органу.

В случае если ОО считает вынесение письменного предупреждения неправомерным, оно может быть обжаловано в судебном порядке. Письменное предупреждение, вынесенное руководящему органу международного или республиканского ОО, может быть обжаловано в Верховном Суде Республики Беларусь, а письменное предупреждение, вынесенное руководящему органу местного ОО, в областном, Минском городской судах по месту нахождения руководящего органа.

Обжалование письменного предупреждения приостанавливает выполнение изложенных в нем предписаний, но не освобождает от необходимости ответа на него в установленные сроки.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь23, в случае обжалования письменного предупреждения жалоба может быть подана в суд в месячный срок со дня, когда ОО стало известно о нарушении его прав, или со дня получения письменного предупреждения.

При обжаловании письменного предупреждения в соответствующий суд представляются:

1. Жалоба с приложением копии (копия направляется судом ответчику регистрирующему органу), при представлении нарочным прилагаются 2 копии, одна из которых возвращается заявителю с отметкой о дате и регистрационном номере поступления.

2. Квитанция об уплате государственной пошлины (5 минимальных заработных плат на момент подачи жалобы)24.

3. Копия письменного предупреждения, иных документов регистрирующего органа;

4. Копии правоустанавливающих документов ОО, документов, подтверждающих полномочия представителей ОО, материалы, подтверждающие неправомерность вынесения ОО письменного предупреждения.

Жалоба на неправомерное вынесение ОО письменного предупреждения должна содержать:

наименование суда, в который она подается;

наименование и юридический адрес ОО, а также место жительства его представителей;

наименование и юридический адрес ответчика (регистрирующего органа);

наименование документа (жалоба);

сущность заявленного ходатайства, а также его обоснование (просьба признать вынесение письменного предупреждения неправомерным и обязать регистрирующий орган его отменить);

перечень приложений;

подписи лиц, уполномоченных представлять интересы ОО в суде, дату подачи.

Жалоба рассматривается судом в двухмесячный срок с момента ее подачи в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством. При принятии решения о неправомерности вынесения письменного предупреждения, соответствующее решение суда в трехдневный срок со дня вступления его в законную силу направляется регистрирующему органу для устранения допущенных нарушений. Регистрирующий орган обязан не позднее чем в месячный срок сообщить суду и заявителю об исполнении решения суда.

Ликвидация ОО в качестве взыскания за нарушения законодательства и устава производится в судебном порядке в следующих случаях:

1. Если ОО совершило действия, предусмотренные статьей 3 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях, а именно:

Осуществление деятельности, направленной на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и безопасности государства.

Пропаганда войны, насилия, разжигание национальной, религиозной или расовой вражды.

Осуществление деятельности, которая может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.

2. Если ОО повторно в течение года совершило действия, за которые ему выносилось регистрирующим органом письменное предупреждение.

3. Если при регистрации ОО со стороны его учредителей были допущены нарушения Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях , иных актов законодательства.

4. Если ОО нарушило требования, предусмотренные частями первой третьей пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 12.03.2001 № 8 О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи (нецелевое использование или использование на цели, запрещенные настоящим Декретом) даже за однократное нарушение.

5. Если ответственные лица ОО, проводящие собрание, митинг, уличное шествие, демонстрацию или пикетирование, не обеспечили порядок их организации или проведения, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам25, то ОО может быть ликвидировано за однократное нарушение законодательства о собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании.

Международные и республиканские ОО ликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Министерства юстиции Республики Беларусь, местные ОО по решению соответствующего областного (Минского городского) суда по представлению органа, их зарегистрировавшего, в порядке искового производства.

Исковое заявление (представление) регистрирующего органа о ликвидации ОО подается в соответствующий суд и рассматривается с соблюдением требований, установленных гражданским процессуальным законодательством. Копия искового заявления (представления) направляется судом ответчику (ОО либо его представителям), ОО (его представители) имеют право на защиту против иска, предъявив возражения против иска либо встречный иск.

Исковое заявление (представление) о ликвидации ОО рассматривается судом в двухмесячный срок с момента его подачи.

Решение о ликвидации международного или республиканского ОО, принятое Верховным Судом Республики Беларусь, вступает в силу немедленно и кассационному обжалованию и опротестованию не подлежит. Решение о ликвидации местного ОО, принятое областным (Минским городским) судом, вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока на его кассационное обжалование (опротестование). Данный срок исчисляется с момента принятия решения либо с момента выдачи кассатору (ОО, его представителям в случае подачи кассационной жалобы, прокурору в случае подачи кассационного протеста) по их требованию данного решения с мотивировочной частью.

Кассационная жалоба адресуется суду кассационной инстанции Верховному Суду Республики Беларусь, но подается в суд, вынесший решение о ликвидации. Кассационная жалоба должна содержать:

наименование суда, в который она подается;

наименование и юридический адрес ОО, а также место жительства его представителей;

наименование документа (Кассационная жалоба);

указание на решение, которое обжалуется, и наименование суда, вынесшего решение;

обоснование неправильности решения, а также просьбу о рассмотрении дела в кассационном порядке;

перечень письменных материалов, прилагаемых к кассационной жалобе;

подписи лиц, уполномоченных представлять интересы ОО в суде, дату подачи.

Кассационная жалоба подается в суд с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В необходимых случаях суд может обязать кассатора представить и соответствующее число копий прилагаемых письменных материалов.

Перед подачей кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 2,5 минимальных заработных плат, квитанция об уплате представляется вместе с кассационной жалобой.

Суд кассационной инстанции обязан рассмотреть дело в день, назначенный судом первой инстанции. При особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции (Верховный Суд Республики Беларусь) выносит определение, которым может:

1. Оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

2. Отменить решение и направить дело на новое рассмотрение суду первой инстанции.

3. Отменить решение и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление регистрирующего органа без рассмотрения.

4. Изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Определение Верховного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его вынесения, кассационному обжалованию и опротестованию не подлежит.

Вступившие в законную силу решения областного (Минского городского) суда и решения (определения) Верховного Суда Республики Беларусь могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей, которые вправе истребовать из соответствующих судов гражданское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста. Для этого в трехлетний срок со дня вступления в законную силу постановления суда соответствующему должностному лицу подается надзорная жалоба, которая должна содержать:

1. Имя (наименование) должностного лица, которому адресуется жалоба.

2. Наименование ОО, подающего жалобу, его местонахождение, место жительства его представителей, процессуальное положение в деле.

3. Указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их местонахождения.

4. Указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений.

5. Указание на судебное постановление, которое обжалуется.

6. Указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба ОО, подающего жалобу.

7. Указание на причины необжалования постановления областного (Минского городского) суда в кассационном порядке.

8. Подписи лиц, уполномоченных представлять интересы ОО, дату подачи.

К надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 2,5 минимальных заработных плат.

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом в месячный срок со дня ее поступления, а в случае истребование дела в месячный срок со дня поступления дела. При наличии к тому оснований должностное лицо приносит протест в порядке надзора и направляет его с делом в соответствующий суд надзорной инстанции для рассмотрения.

При принесении протеста на решение областного (Минского городского) суда судом надзорной инстанции является судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая по результатам рассмотрения дела выносит определение.

При принесении протеста на решение (определение) судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь судом надзорной инстанции является Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, который по результатам рассмотрения дела выносит постановление.

Дело в вышеперечисленных случаях рассматривается в судебном заседании не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь может быть пересмотрено в порядке судебного надзора Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь в описанном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь является окончательным и в порядке судебного надзора пересмотрено быть не может.


22 См. также главу Отдельные вопросы административной ответственности должностных лиц общественных объединений .

23 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 № 238-З (изм. и доп. от 09.07.1999 № 285-З; 31.12.1999 №3 49-З; 11.05.2000 № 375-З) (стст. 353-358).

24 О ставках государственной пошлины: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.1993 № 105 (с изм. и доп.).