Учет поступления членских взносов, благотворительных пожертвований

 Учет поступления членских взносов, благотворительных пожертвований

Основными источниками доходов общественной организации являются членские взносы, средства и имущество, поступающие от сторонних физических и юридических лиц в качестве благотворительной или материальной поддержки. Поскольку большинство таких доходов являются денежными средствами, следует обратить внимание на нормативные документы, регулирующие вопросы учета средств в кассе и на счетах в банке.

Для осуществления безналичных расчетов общественная организация открывает в банке текущий счет в белорусских рублях. Порядок открытия счета регулируется Правилами открытия счетов клиентам в Республике Беларусь5.

Первичными документами, являющимися основанием на зачисление или списание денег с текущего счета будут платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования и др. Вышеназванные документы должны соответствовать требованиям Инструкции о банковском переводе6, вступающей в силу с 01.07.2001.

Наиболее востребованным является платежное поручение. Оно представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

По факту совершения операций по счету организация получает выписку. Все первичные документы, приложенные к выпискам с текущего счета, должны быть подобраны в порядке последовательности их номеров, переплетены и хранятся в отдельной папке Расчетный счет. Они являются основанием для записей по счету 51 Расчетный счет.

Бухгалтерский учет денежных средств в кассе ведется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь7.

Основными первичными документами по кассе являются приходный кассовый ордер (форма КО-1) и расходный кассовый ордер (форма КО-2). Порядок заполнения приходного ордера (КО-1) определен приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 № 311, расходного ордера (КО-2) постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.04.2001 № 43 Об утверждении бланков унифицированных форм первичных учетных документов. В случае использования приходных ордеров для приема денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) перед их применением они в обязательном порядке регистрируются в налоговых органах, после чего подлежат учету как бланки строгой отчетности.

Сумма собранных членских взносов должна быть надлежащим образом оформлена кассиром. Требования, предъявляемые к лицу, выполняющему обязанности кассира, а также к помещению кассы и хранению кассовых документов, а также денег, изложены в Правилах ведения кассовых операций в Республике Беларусь. Как правило, в общественной организации обязанности кассира выполняет бухгалтер.

При получении денег в кассу в виде членских взносов обязательно должна быть сделана отметка (штамп кассира) в документе, удостоверяющем членство в организации лица, сделавшего взнос. Бухгалтер должен контролировать соблюдение и других условий, влияющих на налогообложение в общественной организации. Необходимо помнить, что взносы не облагаются налогами, если их размер указан в уставе и расходуются они на цели, предусмотренные уставом. Отступление от данного условия является нарушением оговорки о целевом характере получаемых общественным объединением средств.

За нарушение порядка ведения кассовых операций к общественной организации могут быть применены меры ответственности, предусмотренные Инструкцией о мерах ответственности за нарушение кассовых операций в Республике Беларусь8. Так, в соответствии с п. 3 Инструкции расчеты наличными денежными средствами допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Беларуси в размере не более 50 минимальных заработных плат в месяц. Осуществление расчетов наличными денежными средствами между предприятиями сверх определенного законодательством предельного размера влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы произведенного платежа с каждого из участников таких расчетов.

Не применяются штрафные санкции за нарушения, предусмотренные пунктом 7 названной Инструкции (за превышение установленных лимитов) и пунктом 13 (за другие нарушения правил ведения кассовых операций, не перечисленные в пунктах 612) к общественным организациям (объединениям), осуществляющим хозяйственную деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и не занимающимся предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь о предпринимательской деятельности.

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что с 15.04.2001 при получении безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями, следует учитывать нормы Декрета Президента Республики Беларусь О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи9. Иностранная безвозмездная помощь должна регистрироваться в Департаменте по гуманитарной деятельности при Президенте Республики Беларусь по заявлениям получателей в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи10.

Иностранная безвозмездная помощь не подлежит использованию до представления в банк копии удостоверения о ее регистрации, выдаваемого Департаментом.

В соответствии с вышеупомянутым Декретом постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2001 № 149 утверждена Инструкция по организации контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств. Такой контроль осуществляется банками путем представления форм отчетности по целевому использованию таких средств. Поступающая иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств зачисляется на благотворительный счет, открытый в банке юридическим или физическим лицом (до открытия благотворительного счета помощь зачисляется на специальный транзитный валютный счет). При внесении на благотворительный счет иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ввозимыми на территорию Беларуси, если они будут использоваться в качестве иностранной безвозмездной помощи, за исключением ввозимых из государств участников Таможенного союза, банк должен потребовать от получателя таможенную декларацию. При поступлении иностранной безвозмездной помощи на счета получатели обязаны в течении 5 рабочих дней, исключая день поступления, представить в банк уведомление по установленной форме об использовании иностранной безвозмездной помощи. Также представляется в банк уведомление, обосновывающее непроведение обязательной продажи иностранной валюты по установленной форме и платежное поручение на перевод средств с транзитного счета на текущий счет и с текущего счета на благотворительный счет.

Перечисление (снятие) иностранной безвозмездной помощи с благотворительных счетов осуществляется получателями только на цели, определенные Декретом и указанные в удостоверении, а в том случае, когда помощь в Департаменте не регистрируется, указанные в уведомлении.

Если у общественной организации появляется необходимость учета валютных средств в кассе, то необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь11, а также вышеупомянутым постановлением Министерства финансов от 19.04.2001 № 43, которым утверждена форма и порядок заполнения приходного и расходного кассовых ордеров в валюте (форма КО-1в и форма КО-2в) и кассовой книги (форма КО-4в).

Перечислению средств спонсором предшествует подписание договора, в котором в обязательном порядке необходимо указать, что перечисляемые средства являются благотворительным целевым пожертвованием. При оформлении платежного поручения в разделе Назначение платежа также необходимо указать цель перечисления средств. Соблюдение данной процедуры необходимо по двум причинам:

Во-первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты12, все юридические лица осуществляют в обязательном порядке продажу на биржевых торгах ОАО Белорусская валютно-фондовая биржа часть валютной выручки в течение пяти дней со дня поступления этих средств на счета в белорусских или иностранных банках. Вместе с тем, СКВ и российские рубли, поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи при условии использования ее по назначению, не подлежат обязательной продаже на биржевых торгах.

Во-вторых, получение финансовой помощи рассматривается как внереализационный доход и, следовательно, подлежит налогообложению. Однако для целей налогообложения в соответствии с Законом О налогах на доходы и прибыль13 не признается реализацией и не включается в состав доходов от внереализационных операций у общественных объединений, созданных в соответствии с действующим законодательством:

а) вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;

б) имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц Республики Беларусь и других государств и использованные по целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение этого имущества и денежных средств не определено передающей стороной, они используются на выполнение задач, определенных уставами общественных организаций (объединений), некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);

в) доходы (проценты) от хранения денежных средств, указанных в подпунктах а и б, на расчетных, текущих и других счетах в учреждениях банков.

Следовательно, в обязательном порядке в договоре о пожертвовании (гранте, безвозмездной помощи) должен быть определен целевой характер использования полученных средств с приложением к договору бюджета гранта.

Основные хозяйственные операции по учету поступления членских взносов, благотворительных пожертвований представим в виде следующей таблицы:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Документ

1. Поступили членские взносы в кассу организации

50

96

Приходный кассовый ордер

2. Внесены на расчетный счет суммы членских взносов

51

50

Объявление на взнос

наличными

3. Поступили денежные средства сторонних организаций в качестве финансовой помощи

51

96

Выписка банка, платежное поручение

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Документ

4. Поступили средства по гранту

52

96

Выписка банка, платежное поручение

5. Получены безвозмездно основные средства (например, компьютер)

01

96

Акт приема-передачи основных средств

6. На сумму износа по поступившим ос-новным средствам, бывшим в употреблении, согласно акту приема-передачи

96

02

 

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте14 производится дооценка денежных средств на валютных счетах в банках и кассах организаций. Возникающие при проведении переоценки курсовые разницы по средствам целевого финансирования, полученным в иностранной валюте, при переоценке остатков этих денежных средств на валютных счетах в банках, в кассах организации отражаются по кредиту (дебету) счета 96 Целевое финансирование и поступления в корреспонденции с дебитом (кредитом) счетов учета денежных средств.

Кроме того, следует учитывать, что расходы по проекту, средства на осуществление которого получены в СКВ, могут быть оплачены как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При расчетах с юридическими лицами-резидентами в СКВ нужно руководствоваться Положением о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, утвержденным Правлением Национального банка 25.06.1996, протокол № 11 (в редакции от 28.04.2001 № 101), в соответствии с которым между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты допускается в следующих случаях:

при расчетах с транспортными и экспедиторскими организациями за перевозку и экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;

при расчетах с транспортными организациями за покупку авиа-, авто— и железнодорожных билетов при командировании работников за пределы Республики Беларусь;

при расчетах со страховыми организациями по страхованию работников, командированных за пределы Республики Беларусь;

при оплате расходов банковских учреждений, если указанные расходы производились этими учреждениями в иностранной валюте или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте и др.

Если организацией принимается решение о продаже части средств в иностранной валюте, то такие операции будут отражены в учете следующим образом:

Д-т К-т

57 52 на сумму валютных средств по курсу Национального банка на дату списания средств.

51 48 на сумму рублевого эквивалента по курсу продажи.

48 51 комиссия банка (не более 1 % от суммы сделки).

48 57 на сумму проданной валюты по курсу Национального Банка на дату продажи.

96 (57) 57 (96) курсовые разницы, возникающие при изменении курса Национального Банка.

48 (80) 80 (48) финансовый результат от продажи валюты.


5 Правила открытия счетов клиентам в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.09.2000 № 25.12 (изм. и доп. от 22.12.2000 № 33.3г; от 30.05.2001 № 139).

6 Инструкция о банковском переводе: Утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.

7 Правила ведения кассовых операций в Республике Беларусь: Утв. Правлением Национального банка Республики 25.06.1996, протокол № 11; согласованы с Министерством финансов Республики Беларусь 26.07.1996 № 50 (изм. и доп. от 23.01.1997 № 842; от 31.03.1998 № 19; от 24.12.1999 № 28.7).

8 Инструкция о мерах ответственности за нарушение кассовых операций в Республике Беларусь: Утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.11.2000 № 30.3 (изм. и доп. от 27.12.2000 № 33.15; от 17.05.2001 № 114).

9 О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи: Декрет Президента Республики Беларусь от 12.03.2001 № 8.

10 Инструкция о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи: Утв. Приказом Департамента по гуманитарной деятельности при Президенте Республики Беларусь от 12.04.2001 № 44од (изм. и доп. от 27.05.2001 № 71од).

11 Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь: Утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.05.2001 № 115.

12 О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты: Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 № 311 (изм. и доп. от 13.11.1997 № 586; 20.07.1998 № 367; 10.12.1998 № 601; 15.07.1999 № 396; 11.10.1999 № 593; 30.12.1999 № 780; 01.03.2000 № 100; 25.05.2000 № 295; 14.08.2000 № 443; 12.10.2000 № 545; 02.03.2001 № 118).

13 О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 № XII (изм. и доп. от 17.03.1992 № 1525-XII; 22.12.1992 № 2061-XII, 10.12.1993 № 2634-XII; 24.02.1994 № 2809-XII; 29.12.1994 № 3480-XII; 19.04.1996 № 237-XIII; 13.11.1996 № 780-XIII; 08.07.1997 № 55-З; 30.12.1997 № 109-З; 30.12.1997 № 111-З; 09.12.1998 № 216-З; 13.05.1999 № 259-З;0 2.12.1999 № 333-З; 31.01.2000 № 368-З; 29.12.2000 № 3-З).

14 Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте: Утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2000 № 78.