Фандрайзинг: мифы и реальность

Фандрайзинг: мифы и реальность

  "Фандрайзинг" — понятие, хорошо известное узкому
кругу лиц. Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору,
знает о нем. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о
чем не говорит. Являясь калькой с английского (fund — средства, финансирование,
raise — нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком
смысле) поиска источников финансирования. Становление фандрайзинга как
отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние
десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение
фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно:
фандрайзинг — это поиск источников финанасирования, необходимых для
осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и
проектов.

 Фандрайзинг может быть "внутренним" и "внешним". В первом случае речь
идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии
поиска финансирования сотрудники НПО занимаются самостоятельно. Во втором случае
— это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск
финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных
консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как
независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

  Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, и прежде чем
перейти к предметному разговору о нем, приведем несколько общих определений,
имеющих непосредственное отношение к нашей теме.

Благотворительность — добровольное бескорыстное
пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям
минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы
благотворительности — меценатство и спонсорство.

Меценат — физическое лицо, оказывающее
материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на
бескорыстной добровольной основе.

Спонсор — юридическое или физическое лицо,
оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку
благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени
(названия), торговой марки и т.д.

Донор — юридическое или физическое лицо,
оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную
помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант — благотворительный взнос или пожертвование,
имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в
денежной и натуральной формах.

Бесприбыльный (некоммерческий) проект — комплекс
запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого
является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

 Основные "действующие лица" на рынке фандрайзинга и
направления их деятельности представлены на следующей схеме: Консалтинговые
услуги — Информация — Стратегии фандрайзинга - Виды финансирования
-Обучение.

  Таким образом, в сфере фандрайзинга
задействованы:

— НПО, подразделяющиеся согласно украинскому
законодательству на шесть групп в качестве основных производителей и
одновременно потребителей фандрайзинговых услуг;

- разнообразные по своим целям, задачам и характеру
деятельности финансирующие (в том числе донорские) организации;

- оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие
структуры — фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы
(обучение), фандрайзинговые информационные центры (предоставление
информации).

 Основная задача НПО в сфере фандрайзинга — разработка
и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на
донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный
фандрайзинг и т.д. В странах СНГ уже накоплен значительный (успешный и не очень)
опыт поиска финансирования для НПО. Мы призываем наших "маститых" читателей
поделиться своими достижениями и знаниями в этой сфере. С другой стороны, для
многих (особенно начинающих) организаций фандрайзинг остается недостаточно
изученной сферой деятельности.

Перейдем к рассмотрению традиционных пяти основных источников
финансирования неприбыльных организаций
. Это

— благотворительные фонды и международные донорские организации;

— предпринимательские структуры;

— органы исполнительной власти и местного самоуправления;

— физические лица;

- другие НПО.

 Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов,
необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не
единственное место. В целом можно выделить следующие виды
ресурсов
: финансы; материальные (техника, оборудование);
информационные; человеческие (работа волонтеров).

Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со
статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет
НПО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности — 47
процентов; государственное финансирование — 43 процента; благотворительные
пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные
пожертвования — 10 процентов. Нетрудно заметить, что подавляющую часть
поступлений НПО (90 процентов) составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ
источники — хозяйственная деятельность, государственное финансирование и
членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций,
благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют
лишь 10 процентов. 

Иная картина наблюдается в странах СНГ. Согласно данным социологического
исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России",
предоставленного Еленой Абросимовой (Москва), усредненный бюджет НПО России
состоит из следующих источников финансирования: членские взносы — 18 процентов;
индивидуальные пожертвования — 12 процентов, спонсорские взносы — 12,6 процента;
средства российских фондов — 2,8 процента; средства иностранных фондов — 22,7
процента; государственные источники — 8,9 процента; средства политических
организаций — 5,1 процента; собственные доходы от услуг — 0,6 процента; прочие
источники — 9,3 процента.

 Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными
источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные
фонды и международные донорские организации — 25,5 процента; предпринимательские
структуры — 12, 6 процента; органы исполнительной власти и местного
самоуправления — 8,9 процента; физические лица — 30 процентов; другие НПО — 5,1
процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются
пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.
Благотворительные фонды и международные донорские организации

Благотворительные фонды (далее БФ) — наиболее распространенный источник
финансирования НПО, по крайней мере в странах СНГ. Согласно данным Центра
Европейских Фондов (EFC), в США зарегистрировано около 40 тысяч подобных
организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тысяч. Годовые
бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов
долларов. Но даже если принять за средний бюджет полмиллиона долларов, то можно
только представить, о каких суммах, выделяемых на финансирование общественных
инициатив, идет речь. Существуют несколько классификаций БФ. Исходя из
источников финансирования БФ подразделяются на ассоциированные (корпоративные)
фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой
(например IBM Foundation). Это наиболее распространенный вид БФ; государственные
(межгосударственные) фонды (донорские организации), которые создаются и
финансируются правительством одной или нескольких стран (USAID, TACIS);
независимые (частные) фонды, которые создаются и финансируются частным лицом или
группой лиц, как правило, связанных родственными узами (MacArthur Foundation).

Широкое распространение во всем мире БФ, и в первую очередь корпоративные,
получили в силу ряда причин. Отметим наиболее важные: Льготы по
налогообложению
. Законодательство многих стран допускает
использование доли прибыли (дохода) коммерческих структур на благотворительные
цели вместо уплаты соответствующих налогов. Аргументы с позиции правительства
достаточно очевидны: БФ выделяют средства на финансирование социально значимых
программ и проектов, реализуемых, как правило, через НПО. Таким образом,
организации берут на себя выполнение части задач государственных органов:
оказание помощи инвалидам, малообеспеченным, работа с детьми и молодежью,
просвещение граждан и т.д. * *

Решение социальных задач и развитие местного сообщества. БФ рещают важную
социальную задачу — оказание помощи по развитию гражданских инициатив, решению
социально-экономических проблем местных сообществ и общест.

Источник: Владислав Кучерносов "Вестник
благотворительности" No 9 (51) сентябрь 2000

Accessories