За 10 лет в Беларуси так и не удалось создать эффективного механизма защиты конституционных прав граждан, констатирует независимый эксперт

За десять лет в Беларуси так и не удалось создать эффективного механизма защиты конституционных прав граждан. Такое утверждение сделал в беседе с корреспондентом БелаПАН по случаю 10-летия с момента принятия Основного закона страны, председатель исполкома республиканского общественного объединения "Альтернатива — XXI" Сергей Балыкин.

"По идее, органом, защищающим конституционные права граждан, должен был стать Конституционный суд, но, к сожалению, его полномочий для этого явно не хватает", — сказал независимый эксперт. Историю конституционного правосудия в Беларуси Сергей Балыкин разделяет на 2 этапа. Первый — с 15 марта 1994 года (дата принятия Конституции) по 24 ноября 1996 года (дата проведения референдума о внесении изменений и дополнений в Основной закон), второй — с 24 ноября 1996 года и по настоящее время.

"После внесения в Конституцию изменений полномочия Конституционного суда оказались урезаны, — напомнил эксперт. — Прежде всего, был ограничен круг субъектов, имеющих право инициировать принятие судом заключения. Сейчас это президент, правительство, палаты парламента, а также Верховный и Высший хозяйственный суды. Конституционный суд был лишен возможности принимать заключения по собственной инициативе". С.Балыкин признал, что в последние пару лет "Конституционный суд активизировал свою работу с гражданами, и рассматривает их обращения, вынося в ответ на них решения".

"Но нужно различать понятия "заключение" и "решение", — отметил председатель исполкома РОО "Альтернатива — XXI". — Если заключение Конституционного суда отменяет некий нормативный акт, признанный неконституционным, то решение носит в больший степени рекомендательный характер, отражая мнение суда по тому или иному вопросу. Механизма реализации решений КС в нашей стране не существует".

Сергей Балыкин обратил внимание также на то обстоятельство, что в других странах, например, в Российской Федерации граждане имеют право обращаться в Конституционный суд, если их права невозможно защитить иным образом. "Чисто теоретически и граждане Беларуси могут добиться принятия Конституционным судом заключения, — сказал эксперт. — Речь идет о статье 112 Конституции. Согласно ей, если суд, рассматривающий конкретное дело, придет к выводу о несоответствии нормативного акта Основному закону, то он должен принять решение в соответствии с Конституцией и через вышестоящие судебные органы инициировать в Конституционном суде принятие заключения о неконституционности этого нормативного акта. Но, к сожалению, таких прецедентов белорусская правоприменительная практика пока не знает".

Выход из сложившейся ситуации, по словам С.Балыкина, мог бы заключаться в расширении круга субъектов, имеющих право инициировать принятие Конституционным судом заключения. "Но, к сожалению, полномочия КС прописаны в разделе 4 Конституции вместе с полномочиями иных органов власти и количеством президентских сроков, — сказал эксперт. Изменить этот раздел можно только путем проведения референдума. Правда история учит нас, что в Беларуси эта самая демократическая форма народного волеизъявления отнюдь не способствует укреплению демократии".

Вячеслав БУДКЕВИЧ, БелаПАН.


15 сакавіка 2004