Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА |
Трэці сектарНавіны, Мэнэджмэнт, Некамерцыйнае права, Праграмы і конкурсы |
Аб'яднаны шлях |
|
За десять лет в Беларуси так и не удалось создать эффективного механизма защиты конституционных прав граждан. Такое утверждение сделал в беседе с корреспондентом БелаПАН по случаю 10-летия с момента принятия Основного закона страны, председатель исполкома республиканского общественного объединения "Альтернатива — XXI" Сергей Балыкин.
"По идее, органом, защищающим конституционные права граждан, должен был стать Конституционный суд, но, к сожалению, его полномочий для этого явно не хватает", — сказал независимый эксперт. Историю конституционного правосудия в Беларуси Сергей Балыкин разделяет на 2 этапа. Первый — с 15 марта 1994 года (дата принятия Конституции) по 24 ноября 1996 года (дата проведения референдума о внесении изменений и дополнений в Основной закон), второй — с 24 ноября 1996 года и по настоящее время.
"После внесения в Конституцию изменений полномочия Конституционного суда оказались урезаны, — напомнил эксперт. — Прежде всего, был ограничен круг субъектов, имеющих право инициировать принятие судом заключения. Сейчас это президент, правительство, палаты парламента, а также Верховный и Высший хозяйственный суды. Конституционный суд был лишен возможности принимать заключения по собственной инициативе". С.Балыкин признал, что в последние пару лет "Конституционный суд активизировал свою работу с гражданами, и рассматривает их обращения, вынося в ответ на них решения".
"Но нужно различать понятия "заключение" и "решение", — отметил председатель исполкома РОО "Альтернатива — XXI". — Если заключение Конституционного суда отменяет некий нормативный акт, признанный неконституционным, то решение носит в больший степени рекомендательный характер, отражая мнение суда по тому или иному вопросу. Механизма реализации решений КС в нашей стране не существует".
Сергей Балыкин обратил внимание также на то обстоятельство, что в других странах, например, в Российской Федерации граждане имеют право обращаться в Конституционный суд, если их права невозможно защитить иным образом. "Чисто теоретически и граждане Беларуси могут добиться принятия Конституционным судом заключения, — сказал эксперт. — Речь идет о статье 112 Конституции. Согласно ей, если суд, рассматривающий конкретное дело, придет к выводу о несоответствии нормативного акта Основному закону, то он должен принять решение в соответствии с Конституцией и через вышестоящие судебные органы инициировать в Конституционном суде принятие заключения о неконституционности этого нормативного акта. Но, к сожалению, таких прецедентов белорусская правоприменительная практика пока не знает".
Выход из сложившейся ситуации, по словам С.Балыкина, мог бы заключаться в расширении круга субъектов, имеющих право инициировать принятие Конституционным судом заключения. "Но, к сожалению, полномочия КС прописаны в разделе 4 Конституции вместе с полномочиями иных органов власти и количеством президентских сроков, — сказал эксперт. Изменить этот раздел можно только путем проведения референдума. Правда история учит нас, что в Беларуси эта самая демократическая форма народного волеизъявления отнюдь не способствует укреплению демократии".
Вячеслав БУДКЕВИЧ, БелаПАН.
Інфармацыя на партале не з'яўляецца афіцыйнай пазіцыяй БРГА «Аб'яднаны шлях».
Адміністрацыя партала можа не падзяляць думкі аўтараў размешчаных матэрыялаў.
© БРГА «Аб’яднаны шлях», 2003—2010
Пры выкарыстанні матэрыялаў партала спасылка на крыніцу абавязкова.