Три задачи на будущее: по результатам международной конференции «Образование взрослых для достижения Целей Устойчивого Развития»

Рэгіён:
10.01.2020
Три задачи на будущее: по результатам международной конференции «Образование взрослых для достижения Целей Устойчивого Развития»

5-6 декабря 2019 в Минске прошла международная конференция «Образование взрослых для достижения Целей Устойчивого Развития (ЦУР)». В ней приняли участие около 130 зарубежных и белорусских экспертов, представителей государственных структур, провайдеров неформального образования из коммерческого и некоммерческого сектора. Участники конференции обсудили опыт Беларуси и других стран по достижению ЦУР, а также вклад формального и неформального образования взрослых в этот процесс.

2019 год стал юбилейным для DVV International: 100 лет народным университетам Германии, 50 лет DVV International и 10 лет работы представительства DVV International в Беларуси. Празднованию юбилеев было посвящено множество мероприятий в Германии и других европейских странах. Декабрьская встреча в Минске стала продолжением профессиональных дискуссий о роли образования взрослых в контексте глобальных вызовов. 

Беларусь является одним из лидеров по реализации ЦУР в регионе. Для достижения ЦУР в Беларуси принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2030 года, под кураторством МИД сформирован Совет по устойчивому развитию и учреждена должность Национального координатораАссоциацией “Образование для устойчивого развития” ведется большая работа по вовлечению школ. Однако, отсутствие целостной образовательной политики в сфере образования взрослых, ориентированной на повсеместную доступность формального и неформального обучения, препятствует дальнейшей популяризации ЦУР среди взрослого населения страны. 

По мнению участников конференции, лидирующие позиции Республики Беларусь в области устойчивого развития должны быть дополнены прогрессом в сфере образования взрослых и обучения на протяжении всей жизни. При этом было отмечено, что к числу первоочередных задач следует отнести: 

  1. Совершенствование образовательной политики, в том числе за счет реализации базового принципа устойчивого развития “никого не оставить в стороне”. Несмотря на высокий уровень доступности образования для детей и молодежи, в стране еще есть проблемы с обеспечением широкого участия взрослых и внедрением инструментов поддержки социально незащищенных групп. Сегодня сложилась благоприятная ситуация для решения данной задачи. Предпринимаемые внутри страны усилия (разработка Стратегии обучения на протяжении всей жизни и внедрение национальной рамки квалификации и т.д.) должны завершиться внедрением базовых принципов концепции “общественной полезности” и разработкой механизмов, способствующих равенству прав и социальной справедливости, уважению культурного и социального разнообразия, формированию ответственности за наше общее будущее. Активное участие в международных процессах также будет способствовать формулированию стратегических задач. В 2020 году правительства стран-членов ЮНЕСКО будут готовить страновые отчеты о достижении целей, принятых на Всемирной конференции ЮНЕСКО CONFINTEA VI по образованию взрослых (2009 год). CONFINTEA VII пройдет уже в 2021 году и станет площадкой, на которой правительственные делегации со всего мира будут обсуждать дальнейшие шаги по реализации Повестки устойчивого развития 2030 с помощью образования взрослых. 
  2. Профессионализация системы образования взрослых. Достижения последнего десятилетия – законодательное закрепление термина “дополнительное образование взрослых” и признание новой педагогической квалификации “андрагог” пока еще не являются достаточными для достижения значимого уровня профессионализации системы. По –прежнему остро на повестке дня стоят вопросы стимулирования специализированных исследований, изменения подходов к сбору статистических данных об обучении взрослых, внедрения современных технологий и становления нового вида учебных заведений для взрослых – местных центров образования взрослых, способных реагировать на вызовы времени и обеспечивающих доступность организованного обучения в непосредственной близости к месту проживания. 
  3. Новое мышление для городских и районных администраций. Обеспечение доступности обучения на местах будет способствовать не только реализации права на образование для всех и социальной справедливости, но также станет дополнительным стимулом для инновационного развития регионов. Вступление Витебска в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО породило интерес к данному движению со стороны администраций других городов Беларуси. Однако, для полноценной локализации ЦУР нам необходимо полноценное вовлечение местных органов власти в развитие доступности образования взрослых и повсеместная поддержка программ формального и неформального обучения взрослых. Ключевые инструменты для достижения данной цели: расширение компетенций местных органов власти, включение в местные бюджеты соответствующей статьи затрат и разработка местных стратегий обучения на протяжении всей жизни. 

Чтобы достигнуть устойчивого развития недостаточно только политического регулирования, создания финансовых механизмов и внедрения новых технологий. Самой сложной и амбициозной остается задача изменить мышление и поведение граждан, донести до них важность получения новых знаний в течение всей жизни. Это один из основных посылов конференции. Мы надеемся, что совместная работа по развитию образования взрослых поможет заложить основу этих изменений. 

Больше информации см.: http://www.dvv-international.org.ua/ru/belarus/novosti/detail/news/tri-zadachi-na-budushchee-po-rezultatam-mezhdunarodnoi-konferencii-obrazovanie-vzroslykh-dlja-dostizhenija-2/?tx_news_pi1%5Bcontroller%5D=News&tx_news_pi1%5Baction%5D=detail&cHash=9ce36c39b5373d2c08fecdd3eb640120