Велосипед на каждый день: Развитие велодвижения в малых городах Беларуси

Рэгіён:
16.12.2020
Велосипед на каждый день: Развитие велодвижения в малых городах Беларуси

Одним из важных приоритетов в развитии инфраструктуры городов является улучшение условий для велодвижения. Оно позволяет улучшить состояние окружающей среды, благоприятно влияет на здоровье жителей, сокращает затраты на ископаемое топливо и в то же время дает велосипедисту свободу передвижений, не привязывая его к маршрутам или расписанию общественного транспорта. Развитие велоинфраструктуры  актуально для любого населенного пункта в нашей стране, как городского, так и сельского.

Помимо применения хорошо зарекомендовавших себя подходов к развитию велодвижения из зарубежной практики, местным администрациям крайне важно начать с консультаций и сбора предложений от местных жителей. Тогда цель будет достигнута эффективнее, а результаты будут более ценны. На своем опыте в этом уже убедились не только крупные европейские города, но ряд и небольших населенных пунктов, которые активно участвуют в инициативе Соглашение мэров.

В 2020 году три новых района – Осиповичский, Хотимский и Костюковичский – провели изучение мнения местных жителей о приоритетных мерах по развитию велодвижения на своей территории. Помощь в этом им оказало МОО «Экопартнерство» в рамках проекта «Местные планы действий по устойчивому энергетическому развитию и климату в Беларуси» при финансовой поддержке Фонда имени Генриха Бёлля (Германия).

Вопросы онлайн-анкет для трех районов затрагивали  наличие велосипеда, частоту и цель его использования, существующие барьеры и меры, которые улучшат условия для использования велосипеда в качестве транспорта, а не только для досуга.

Цель увеличения доли поездок на эко-транспорте  ставит также и «Концепция развития велосипедного движения в Республике Беларусь», утвержденная Постоянной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров в 2018 году.

У 40% опрошенных есть личный велосипед, у 31 % в семье несколько велосипедов и 17 % пользуются общим семейным. Остальные проценты распределились между вариантами – «намереваюсь приобрести», «готов брать напрокат», «нет и не предвидится», при этом 51% респондентов пользуются велосипедом более 10 лет.

Погодные условия являются одним из решающих факторов для использования велосипеда, поэтому 49% опрошенных из Хотимска пользуются велосипедом практически каждый рабочий день в теплую пагоду в период с мая по август, в Костюковичах и Осиповичах это значение ниже - 29%. В самое снежное время лишь 5-9% опрошенных садятся на велосипед, и то не чаще чем несколько раз в месяц.

Основная цель использования велосипеда среди опрошенных жителей – прогулки за городом – 59%, на втором месте – быстрое передвижение по городу по делам (45%), для поездок на работу/учебу велосипедом пользуется 26% опрошенных.

Опрошенные указали главные условия, при которых они станут чаще ездить на велосипеде: наличие велодорожек, велопарковок и велогаражей возле дома. Кроме того, 18% отметили необходимость иметь возможность сменить одежду, принять душ на работе.

Из ответов опрошенных можно сделать вывод о том, что главным препятствиям для жителей является отсутствие комфортной среды для велосипедистов. Действующие ПДД обязывают их при отсутствии обозначенных велодорожек ездить по тротуарам вместе с пешеходами, а для 70% опрошенных это некомфортно. Для решения данной проблемы необходимо выделить и обозначить велодорожки либо вдоль тротуара, либо вдоль проезжей части – без оборудованной велодорожки 55% боится ездить по проезжей части. Занижение бордюров в соответствии с современными строительными нормами создаст безбарьерную среду не только для велосипедистов, но и для других социальных групп – людей с ограниченными возможностями, родителей с колясками, пожилых людей. Проблему бордюров отметили 25% опрошенных. Работа же может производиться в рамках текущего ремонта дорог и улиц.

Анкета содержала вопрос о доступности ремонта велосипеда при необходимости. Большинство ремонтируют их самостоятельно или обращаются к знакомым, лишь 4,5% - в специализированный сервис.

Мы также попросили жителей трех районов оценить обеспеченность сопутствующими сервисами и доступностью информации. 39% считают, что у них достаточно веломагазинов, при этом другие 39% отметили малое количество специализированных магазинов с запчастями, инструментами и экипировкой для велосипедистов. 66% опрошенных указали недостаточное количество мастерских для ремонта велосипедов. 54% имеют круг общения, который поддерживает их велоактивность. 52% опрошенных ответили, что информация о ПДД для велосипедистов со всеми последними изменениями им доступна. 16% респондентов затруднились оценить обеспеченность района веломагазинами, веломастерскими, группы поддержки велоактивности в городе и возможностях узнать правила движения для велосипедистов.

Проанализировав результаты опросов, эксперты проекта сформулировали рекомендации для Осиповичского, Хотимского и Костюковичского районов:

1. Создать местную рабочую группу с участием администрации района и активных велосипедистов, которая разработает пошаговый план действий по развитию велодвижения с учетом опыта других городов Беларуси (1) и зарубежья, обеспечивая доступ и вовлечение всех заинтересованных в этот процесс.  Ориентировочная стоимость строительства таких элементов инфраструктуры, как нанесение разметки; разные типы покрытия пешеходно-велосипедной дорожки; пандусы; подземные и надземные переходы и т.д. известна из ранее реализованных аналогичных инициативах в Беларуси (2).

2. Создавать велосипедные полосы или велодорожки, как это было сделано в Давид-городке (Столинский район Брестской области) (3). По инициативе исполкома в городе появилась сеть выделенных велосипедных полос на магистральных улицах. Создание велополос и велодаорожек было проведено в рамках подготовки города к «Дожинкам». Другими источниками финансирования могут стать бюджетные средства, направляемые  на благоустройство, содержание дорог и улиц, обеспечение безопасности дорожного движения, энергосбережение, охрану окружающей среды, профилактику заболеваемости. Для создания велосипедной инфраструктуры следует пользоваться действующими ТНПА (ТКП 45-3.03-227-2010 Улицы населённых пунктов. Строительные нормы проектирования; ТКП 586-2016 “Автомобильные дороги. Порядок проведения работ по организации дорожного движения при содержании”).

МОО «Экопартнерство» как Структура поддержки международной инициативы Соглашение мэров по климату и энергии в Беларуси (4), уже не первый год поддерживает города в стремлении к развитию эко-транспорта. Наталья Андреенко, руководитель проектов по энергии и климату МОО «Экопартнерство», отмечает: 

- Города Соглашения мэров проявляют высокий интерес именно к развитию велодвижения на своих территориях. Уже 7 городов при разработке своих Планов действий по устойчивому энергетическому развитию и климату изучили мнение жителей о первоочередных мерах по стимулированию велодвижения. Среди них Витебск, Вилейка, Мосты, Быхов, Зельва, Слоним и Волковыск. Некоторые города уже начали активную практическую работу в данном направлении.  Теперь к ним присоединились Осиповичи, Хотимск и Костюковичи.

(1) Опыт городов РБ по развитию велодвижения представлен на сайте https://rovar.info , а также на сайте  Соглашения мэров в Беларуси https://bit.ly/386bvim

(2) На сайте проекта по развитию велодвижения в Беларуси приведены рекомендации по техническим характеристикам элементов велоинфраструктуры https://rovar.info/bikeparking/ и ориентировочная стоимость строительства элементов велопешеходной инфраструктуры (нанесение разметки и организация дорожного движения; разные типы покрытия пешеходно-велосипедной дорожки; пандусы; подземные и надземные переходы и т.д.)  https://rovar.info/informacija-o-stoimosti-jelementov-velopeshehodnoj-infrastruktury/

(3) Опыт создания велосипедной инфраструктуры в Давид-городке приведен на сайте: https://rovar.info/cities/david-gorodok/

(4) Сайт о Соглашении мэров в Беларуси http://climate.ecopartnerstvo.by/index.php/ru

http://ecopartnerstvo.by/ru/articles/velosiped-na-kazhdyy-den