Гол в ворота спонсора: в нашей стране выгодно поддерживать спорт, а не физкультуру

Поправки к российскому закону "О рекламе", вступившие в силу 5 сентября этого года, налагают значительные ограничения на рекламу и спортивное спонсорство для пивоваренных компаний в РФ. Запретив сгоряча рекламу пива на телевидении и спортивных состязаниях, российские парламентарии, сами того не желая, ограбили свой спорт. Действия законодателей вынудили пивоваров  отказаться от финансирования спортивных состязаний и поддержки спортклубов. А это огромные суммы. Теперь Совет Федерации ищет способы исправить ситуацию. Возможно, российским сенаторам пригодился бы белорусский опыт решения данной проблемы.

Дело в том, что российский закон от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" считает спонсорство отнюдь не благотворительностью, а разновидностью рекламы, когда спонсор получает за свои деньги рекламные услуги от спонсируемого.  Таким образом, в России предприятию, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы такие расходы были признаны спонсорством, т.е. рекламными расходами, которые в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ учитываются при исчислении налога на прибыль в размере 1% от выручки. Правда, спонсорский взнос будет признан платой за рекламу только в том случае, если условие об оказании рекламных услуг прямо приведено в спонсорском договоре.

Белорусский Закон от 18.02.1997г.  N 19-З "О рекламе", как, впрочем, и остальные нормативные правовые акты, понятие "спонсорство" не содержит. Нам оно не очень и требуется. Ведь указами Президента от 7.07.2003г. N 290 "О дополнительных мерах государственной поддержки хоккейных клубов" и N291 "О дополнительных мерах государственной поддержки футбольных клубов" предусмотрено, что организации, оказывающие систематическую поддержку хоккейным (футбольным) клубам, имеют право при определении прибыли включать в себестоимость суммы денежных средств, безвозмездно переданных поддерживаемым хоккейным (футбольным) клубам, а также стоимость безвозмездно оказанных им услуг (выполненных работ) и безвозмездно переданного этим хоккейным (футбольным) клубам имущества.  Данные расходы включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом организациями, оказывающими систематическую поддержку хоккейным и футбольным клубам, считаются те, которые предоставляют этим клубам безвозмездную помощь в денежной или неденежной форме, причем ежемесячно, на плановой основе и в размере не менее 5% от финансовых и иных средств, получаемых соответствующими клубами в месяц,  а также отвечают иным требованиям, определяемым Президентом. Отметим, что нашим атлетам, в отличие от своих российских коллег, при этом даже не требуется украшать свои майки рекламой своих благодетелей. А, стало быть, поддержка спорта становится для последних исключительно благотворительной (не считая выгоды от уменьшения налога на прибыль). 

Перечень таких организаций и клубов, которым они оказывают систематическую поддержку, утверждается Президентом. Сегодня список включает 50 предприятий, оказывающих поддержку 7 хоккейным клубам, и 66, поддерживающих  16 футбольных клубов.

Тем, кто в списки не попал  и "систематическим" не стал, тоже остался шанс внести свою лепту в укрепление отечественного спорта на льготных условиях. Согласно подп.1.4 обоих указов облагаемая налогом прибыль организаций, за исключением организаций, оказывающих систематическую поддержку хоккейным и футбольным клубам, уменьшается на суммы денежных средств, перечисленные этим клубам или направленные на оплату товаров (работ, услуг) для них по договорам о переводе долга, а также на снижение стоимости безвозмездно переданных (выполненных) указанным клубам товаров (работ, услуг). В придачу подп. 1.5 разрешает суммы, потраченные на оплату рекламы, осуществляемой хоккейными и футбольными клубами, включать в себестоимость, в т.ч. при определении прибыли, без учета нормативов расходования средств на эти цели. Никаких специальных ограничений по содержанию рекламы наше законодательство, в отличие от российского, не предусматривает. Ведь деньги не пахнут — ни пивом, ни другими субстанциями.

Данные решения могут послужить примером того, как стимулировать интерес бизнеса к поддержке спорта. Правда, кроме футбола и хоккея есть и другие виды спорта, финансирование которых никаких налоговых поблажек в Беларуси не дает. Если же кто-то захочет решить более скромную задачу — развитие физической культуры для своего трудового коллектива, то оплачивать ее (спортинвентарь купить или стадион построить) и подавно придется за свой счет, не уменьшая налоги. Вот и парламентарии, внося изменения в налоговое законодательство на 2005 год, позаботились отметить, что амортизация основных средств непроизводственного назначения налогооблагаемую прибыль уменьшать не должна. Непроизводственного -  а это, между прочим, и вся материальная база социально-культурного назначения. А уж если придет фантазия для трудового коллектива купить абонементы в бассейн или, скажем, бухгалтеров на аэробику за счет фирмы отправить, то тут не то что льгот нет, но еще и дополнительно налоги придется платить: и подоходный, и чрезвычайный с фондом занятости, и отчисления в фонд соцзащиты. Потому что это — доход граждан в неденежной форме, что у нас, что в России. Вот и получается — поддержку спорта поощряем (выборочно), а физкультуру и оздоровление — наоборот, налогами отягощаем. Безусловно, спорт — это престиж нации, но это не значит, что одновременно на ее здоровье надо экономить и казну на этом пополнять. Как-никак в социальном государстве живем...

Леонид Фридкин

3 лістапада 2004