Форум Create IT в Минске убедил: за соединением креативного потенциала и IT-технологий – будущее

26.05.2017

Форум Create IT – это два насыщенных дня выступлений экспертов, дискуссий, воркшопов и непринужденного общения. Как IT-специалисты и культурный и креативный секторы могут работать вместе, и что для этого необходимо – актуальная повестка, которая вдохновила на «мозговой штурм» как белорусских участников форума, так и приглашенных гостей из стран Европы и Восточного партнерства.

Почему важно использовать потенциал IT-сферы и культурных и креативных индустрий?

«В будущем конкуренцию с машинами, которую предсказывают университеты, выдержит только несколько профессиональных секторов, – комментирует «цифровой поворот» руководитель программы «Культура и Креативность» Тим Уильямс. – Это специалисты IT-сферы и люди, вовлеченные в культуру и креативные индустрии».

«Сотрудничество высоких технологий и креативного и культурного потенциала – это новые рабочие места, новые рынки и престиж страны,– отметила руководитель представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин.

«Люди сегодня ищут эмоциональный опыт, впечатления, они готовы платить за нематериальные аспекты культуры – вот почему сейчас время больших возможностей для креативных индустрий, – подчеркнул эксперт по креативным индустриям программы «Культура и Креативность» Рагнар Сиил. – Нужно создавать условия для развития множества инициатив».

Что нужно для этого сделать?

Член экспертной группы ЕС по предпринимательству и инновациям в креативном секторе Кристина Фарина из Португалии одним из главных вызовов для Беларуси и многих стран Восточного партнерства называет необходимость интеграции их экономик в международный рынок. Для развития белорусской среды эксперт рекомендует пересмотреть отношение властей к культурному сектору и расширить понимание креативной экономики. «Творческие индустрии не включены в поле внимания властей. IT-сектор рассматривается как один из приоритетов, но творческие аспекты не менее важны». Также Кристина Фарина подчеркивает необходимость коммуникации и взаимодействия между официальным и неофициальным секторами, всем обществом.

Председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико свою позицию сформулировал следующим образом. «До тех пор пока люди будут мыслить в локальных категориях, движения не будет. Сегодня основная цель для нас – четкое понимание того, что любой проект должен иметь оценку в глобальной среде. И в центре создания креативной индустрии должно быть ядро этой индустрии».

«Такие компании как EPAM и WarGaming подготовили очень крутую основу для IT и вырастили великолепных специалистов, которые сейчас приходят работать к нам, – поделился своим видением ситуации операционный и креативный директор стартапа MSQRD Андрей Янчуревич. – Поэтому заниматься разработкой в Беларуси очень хорошо и удобно. Что касается ведения бизнес-части, на данный момент это делать сложно». Климат могут изменить грамотные законопроекты, уверен специалист. «Слышал о новом законе о приеме платежей напрямую. Возможно, его введение изменит ситуацию».

Эксперт Tom Fleming Creative Consultancy из Великобритании Эндрю Эрскин предложил использовать опыт других стран, в которых креативные индустрии добавляют ценности другим секторам. «В вашей стране прекрасно развит сельскохозяйственный сектор, почему не привлечь программистов, дизайнеров и других представителей креативных индустрий, чтобы приумножить эффект», – предложил он.

«Необходимо повысить уровень мотивации главных культурных учреждений. Внедрить программы наращивания менеджерского потенциала – управление проектами, сбор средств, сотрудничество с IT-компаниями», – такие предложения внесла эксперт Института культуры Беларуси Алла Сташкевич.

Руководитель IT Princess Academy (Беларусь) Валентина Чекан предложила заменить в школьной программе обучения уроки труда предметом «современные технологии». «Нужно начинать с малого, чтобы прийти к большим реформам в этой сфере. Потому что система образования формирует нашу ментальность».

10 главных тезисов Форума Create IT

1. «Революция начинается с образования. Когда образованных людей станет больше, все станет на свои места», – преподаватель образовательного центра креативных технологий Tumo Арек Кешишян (Армения).

2. «Сам город играет роль в создании вашего бизнеса. Все хотят найти единомышленников. Общайтесь с людьми, выходите за пределы узкого круга», – CEO стартапа Vividly App Гунита Куликовска (Латвия).

3. «Сегодня профессии будущего не существует. Мы не спрашиваем у детей, кем ты хочешь стать – космонавтом, учителем? Мы интересуемся сегодня: что тебе нравится?» – Сергей Сергиенко, Ecom Systems (Беларусь).

4. «Занимаясь креативным бизнесом, вы не должны забывать о бизнесе», – генеральный менеджер инкубатора креативных интернет-медиа Digix.eu Мартин Аадамс (Эстония).

5. «Креативный человек не придумывает, он просто замечает то, что пропустили другие», – операционный и креативный директор стартапа MSQRD Андрей Янчуревич (Беларусь).

6. «В визуальное образование необходимо также вкладывать как в развитие технологий» – Александр Василевич, Vondel Hepta, «Галерея У нескладовае» (Беларусь).

7. «Будущее – за независимыми проектами», – продюсер, директор фестиваля «Тэатральны куфар» Катерина Саладуха (Беларусь).

8. «Основа креативности – вдохновлять других», – руководитель проекта Europeana Джил Казинс (Нидерланды).

9. «Культура ХІХ века определялась формой романа, ХХ-го – формой кино, ХХІ — интерфейсом» – доктор наук, теоретик цифровой культуры Лев Манович (Россия).

10. «IT и культура неразделимы», – Алексей Крученок, Minsk Music Tech, Nasa Space Apps challenge Minsk (Беларусь).

Пять проектов удачного соединения культурных и креативных индустрий и IT-технологий

Площадь настроения

Об интересном примере реконфигурации второй по величине площади в Милане рассказала Юлия Бесплеменнова, дизайнер и преподаватель в области гибридных онлайн- и офлайн- учебных окружений. «В 2014 году в Милане разгорелся конфликт между муниципалитетом и горожанами по поводу использования дороги в центральной части города. Городские власти закрыли автомобильное движение из-за постоянных пробок. На что жители Милана ответили сбором тысячи подписей против решения муниципалитета, походом в суд и протестами. Все это продолжалось до тех пор, пока в городе не пошел снег. Это обнулило ситуацию и спровоцировало жителей изменить решение в отношении площади. Люди поняли, что хотят иметь не только автобаны, но общественные места, которые бы принадлежали каждому. Это не до конца то, что случилось, но наша идея как раз в том, чтобы включить людей в процесс соучастия трансформации места. Мы изобразили снегопад, и идея переосмысления места начала работать. Также мы инсталлировали специальный свет (LED lights), который можно контролировать, и под свое настроение выбирать настроение места. Но самое важное, что посыл о новом образе места и возможных путях его использования был донесен до людей. И да, цифровые технологии здесь сыграли свою роль – например, Wi-Fi».

Дигитализация личных историй

Проект Europeana является уникальным примером сбора и популяризации культурного наследия Европы с помощью его дигитализации. Платформа – огромный банк лицензионных данных, который на данный момент насчитывает более 30 миллионов записей. Одним из кейсов, которым гордится исполнительный директор European Foundation Джил Казинс, является проект Transcribing Europeana 1914-1918, посвященный Первой мировой войне. В его рамках идет сбор исторических документов, живых историй и воспоминаний людей о войне, артефактов WW1, и дальнейшая оцифровка материалов с помощью волонтеров-расшифровщиков. «Это отличный способ рассказать о том наследии, которое мы имеем, и поделиться им с людьми», – говорит специалист.

Неожиданное решение

О важном процессе творческого взаимодействия в команде рассказал операционный и креативный директор стартапа MSQRD Андрей Янчуревич. «Каждый человек в нашей команде может повлиять на решение всей компании. Яркий пример – создание маски Гарри Поттера. Мы решили отойти от знакомых визуальных примет персонажа – волшебной палочки и очков, и придумали такой образ: черты лица актера, который играет Гарри Поттера, соединили с известным аксессуаром из серии Джоан Ролинг – снитчем. Снитч, решили мы, будет «летать» по экрану. Но в итоговом варианте мы увидели нечто другое: когда пришли к программисту, он показал нам маску, где снитч неожиданно вылетает изо рта персонажа. Это было не то, что мы планировали изначально, но получилось так смешно, что все сразу согласились. И как результат маска вошла в топ наших образов. Мы поднялись в топ-100 Великобритании, и очень уверенно вышли на американский рынок».

Альтернативный Ереван

Tumo – уникальная неформальная образовательная платформа, где технологии и образование соединяются самым продуктивным образом. Ученики этой школы проходят обучение в три этапа: самообразование, воркшопы и обучающие лаборатории. Tumo предлагает обучение в четырех основных областях: анимация, web-дизайн, filmmaking и игровой сектор, а также 10 направлений, в которых ученики могут совершенствовать свои навыки, – от 3D-дизайна до музыки. Преподаватели и тренеры центра, приглашенные специалисты – ведущие практики мира. «Мы не ставим оценок детям, – говорит преподаватель образовательного центра креативных технологий Tumo Арек Кешишян. – Мы даем им возможность разобраться к чему у них есть страсть и интерес в жизни. А соревнование должно быть с самим собой».

Взаимодействие с местным комьюнити

Кейс лондонской архитектурной студии Assemble как вдохновляющего примера трансформации недостатков своей компании в достоинства привел эксперт Tom Fleming Creative Consultancy из Великобритании Эндрю Эрскин. Assemble работают на стыке арта, архитектуры и дизайна. Это сообщество молодых специалистов сделало ставку на оригинальные проекты, которые не требуют больших затрат, но вовлекают местные комьюнити. Их нашумевший проект Granby Four Streets – это ревитализация и преобразование четырех заброшенных улиц Ливерпуля при содействии жителей района. «Сейчас у них множество приглашений. Но прежде они рискнули – и вышли на улицы, предложив людям свою помощь и навыки», – рассказывает Эндрю Эрскин. К слову, Granby Four Streets был номинирован и отмечен в 2015 году престижной британской арт-премией Turner Prize.

Презентации:

Yulya Besplemennova
Jill Cousins
Arek Keshishian
Erskine Andrew

Больше информации: http://createit.by/

https://www.culturepartnership.eu/article/forum-create-it-minsk

 

Boots