Поближе к истокам

Развитию агроэкотуризма в Беларуси дана “зеленая улица”, но и здесь есть свои правила движения, а точнее — продвижения. Самое время их постигать

Блага цивилизации никто не отменял, тем не менее современного человека, особенно городского жителя, все больше привлекают общение с дикой природой, вкус натуральных, не напичканных химией продуктов. Кто-то стремится к этому осознанно, кто-то интуитивно, на генетическом уровне тяготеет к чистому истоку. По оценкам Всемирной туристской организации, доля экологического туризма в минувшем году достигла 20 процентов рынка мирового туризма, сегодня это один из наиболее динамично развивающихся его сегментов с годовым приростом 15—20 процентов. А поскольку природные комплексы и экологические системы занимают более половины территории Беларуси, в нашей стране ставка тоже сделана на привитие интереса к своему, исконному.

От количества к качеству

Льготы, которые получил в Беларуси агроэкотуризм, не предоставлены ни одному другому направлению предпринимательской деятельности. Владелец агроусадьбы, по сути, платит от своего дохода всего около одного доллара налогов в месяц — одну базовую величину в год. Такие преференции оправданы целью: дать сельскому населению дополнительный источник занятости и доходов, остановить вымирание деревни. И агроусадьбы за считаные годы начали появляться, как грибы после дождя: если в 2006 году их было всего 32, то сейчас уже 2018. Пришло время переходить от количества к качеству. Агротуризм не должен сводиться к свадебному и ресторанному бизнесу. Это отдых в сочетании с деревенским колоритом, сохранением природного и культурного наследия местности, заявляют эксперты.

Министерство спорта и туризма Беларуси объявило 2013 год Годом зеленого и активного туризма. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство лесного хозяйства поддержали эту инициативу.

— Ряд наших совместных мероприятий нацелен на то, чтобы развивать экологическую направленность туризма. Неотъемлемым звеном этой цепочки являются агроусадьбы, где планируется разработать около 15 зеленых маршрутов, — отметил директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. — Кстати, 97 процентов хозяев сейчас создают агроусадьбы на базе собственных домов, но это не единственная модель развития. К примеру, мы стремимся вовлечь в данный процесс как можно больше сельскохозяйственных предприятий, которые тоже смогут заполнить этот рынок туруслуг.

Усадьбы с “петушками”

Несмотря на то что законодательство Беларуси не предусматривает обязательную сертификацию услуг агроэкотуризма, у Министерства спорта и туризма есть намерение совместно с практиками и общественным объединением “Отдых в деревне” выработать определенные критерии, по которым потребитель такого рода туруслуг смог бы заранее определить уровень усадьбы.

— “Звездности” здесь, конечно, не будет, но вот такой критерий, как “зеленые петушки”, вполне уместен, — считает Вадим Кармазин.

Возможности и перспективы

Льготы, безусловно, немаловажный стимул, но есть еще немало других составляющих, от которых зависит успешное продвижение агроэкотуризма. В этом смогли убедиться участники (журналисты и представители туркомпаний) проходившего 24—26 мая в Гродно и Гродненской области тренинга и информационного тура “Агро- и экотуризм: возможности и перспективы”. Он был организован в рамках проекта Агентства США по международному развитию (USAID) “Местное предпринимательство и экономическое развитие” (LEED), реализуемого ПРООН.

Одна из целей проекта — объединить разрозненные агроусадьбы в туристические дестинации и оказать им содействие. В частности, предусматривается финансирование местных инициатив по устойчивому развитию малого и среднего экотуристического бизнеса на общую сумму 550 тысяч долларов США, а также разработка образовательных программ в сфере экотуристического бизнеса, информационная поддержка субъектов экотуризма и т. д.

Кстати одна из десяти дестинаций Гродненской области так и называется — “Зеленый оберег Гродно”. Усадьбы, которые она объединила, посетили участники информационного тура. В Гродненском районе гостей встречали агроусадьбы “Ля Свяцка”, “Аннета”, “Царское село”, “Домашний очаг”, “Погостим в заказнике”, “Хата магната”, “На озере”. У каждой из них есть своя изюминка, но общее, объединяющее — живописные места, где можно отдохнуть душой и телом и куда снова захочется вернуться.

Сила “домашнего” притяжения

Хозяйка агроусадьбы “Домашний очаг” Оксана Бергер рассказала “местную притчу”. Облюбовали немцы одну агро-усадьбу с обычной сельской хатой, утопающей в скромной красоте естественной природы. Много лет подряд ездили туда. Наконец хозяин решил взять кредит, чтобы создать европейские условия для дорогих гостей. Сделал все, как подобает: в ламинате, плитке и пластике. А гости приехали и за голову от досады схватились, да так больше он их и не видел...

— Создавая комфортные условия для наших постояльцев, мы сохраняем  сельский колорит, — подытожила Оксана Бергер.

— Через агроэкотуризм мы еще имеем шанс спасти традиционную белорусскую деревню. Один из путей — создание кластеров, объединившись в которые, объекты агробизнеса будут заинтересованы в том, чтобы туристы ехали именно в их местность. Люди подумают о том, чтобы сохранить такие места, которые можно будет показать любому туристу. Они предложат продукты, выращенные на своих участках, а не приобретенные на городских рынках. Едва ли можно будет тогда придраться, что такая продукция не соответствует международным экологическим сертификатам, — убежден  Виктор Демянчик, член общественного совета по агроэкотуризму Брестского областного агропромышленного союза, эксперт проекта.

— Сотрудничество с проектом в рамках общенациональной акции “День открытых дверей в агроусадьбах Беларуси” позволит на примерах усадеб Гродненской области отследить разные этапы становления агротуристического бизнеса, — сказал Вадим Кармазин, национальный координатор проекта. — Перед нами открыли двери владельцы усадеб, которые делают первые шаги в этом бизнесе, и им еще многому следует научиться. В то же время, пример некоторых усадеб убеждает в том, что этот бизнес может и должен быть успешным.

Елена Семенова    "Народная газета"     №101(6010)  от  05.06.2013 

Popular Off-White