Внутренний контроль за деятельностью общественных объединений

 

Внутренний контроль за деятельностью общественных объединений

Зикрацкий Дмитрий Александрович,

юрист ЗАО “ЮрЭкспресс”

Зикрацкий Сергей Александрович,

председатель правозащитной комиссии

РМОО “Задзіночаньне Беларускіх Студэнтаў

 

(выдержки из главы 4 книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской. — Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. — 372 с.)

 

Внутренний контроль за деятельностью общественного объединения

Необходимость внутреннего контроля. Целью внутреннего контроля является проверка деятельности общественного объединения в целом либо его органов или обособленных структурных подразделений на предмет соответствия законодательству, решениям высших и руководящих органов; ревизия финансово–хозяйственной деятельности; проверка обоснованности ответов на заявления, предложения и жалобы членов объединения; поиск ошибок и недоработок в деятельности объединения и выработка рекомендаций по совершенствованию управления и деятельности организации. Осуществляется этот контроль со стороны внутренней структуры объединения — контрольно–ревизионного органа.

Особенностью внутреннего контроля является то, что даже в случае наличия в деятельности объединения нарушений к нему не применяются санкции, возможно лишь применение взыскания к конкретным должностным лицам организации. Это связано с тем, что проверка проводится силами самой организации, и ее результаты используются, прежде всего, внутри организации. Несмотря на это, контролирующие органы имеют право знакомиться с актами внутренних проверок (ревизий) общественных объединений. Однако наличие в деятельности организации нарушений, указанных в данных актах, не является основанием для применения взыскания к организации, так как контролирующий орган должен самостоятельно выявить и доказать факт правонарушения.

Формирование контрольно–ревизионного органа. Наличие контрольно–ревизионного органа является одним из обязательных условий существования общественной организации. Он формируется при создании общественного объединения. В зависимости от масштабов и территории деятельности общественного объединения, ее структуры (наличия отделений, предприятий и т. д.) этот орган может быть единоначальным (ревизор, контролер–ревизор) либо коллегиальным (контрольно–ревизионная комиссия, ревизионная комиссия). В случае создания единоначального органа вся деятельность осуществляется самим ревизором и решение он принимает самостоятельно. При существовании коллегиального органа среди его членов избирается председатель, который организовывает деятельность комиссии. Основные решения принимаются комиссией путем голосования на заседаниях комиссии.

В уставе общественного объединения должно быть закреплено: количество членов ревизионного органа и срок, на который они избираются, основные полномочия и периодичность проведения проверок ревизионным органом.

Законодательством установлены определенные требования к членам ревизионного органа. Ими могут быть только полностью дееспособные лица, то есть лица, достигшие 18 лет, либо лица, полная дееспособность которых наступила ранее в случае эмансипации либо заключения брака. Таким образом к членам ревизионного органа законодательством устанавливаются повышенные требования по сравнению с обычными членами общественного объединения (так, членом общественного объединения может быть и несовершеннолетний гражданин). Однако, требований в части специального образования (подготовки) не предусмотрено, т. е. любой совершеннолетний член объединения может быть в составе контрольно–ревизионной комиссии.

Права и обязанности контрольно–ревизионного органа. Основные полномочия ревизионного органа включают в себя:

1. Контроль за соблюдением членами общественного объединения устава и решений высшего и выборных органов объединения.

2. Проверку исполнения бюджета общественного объединения.

3. Проверку правильности и полноты уплаты членских и вступительных взносов.

4. Проверку целевого использования имущества организации.

5. Проверка хозяйственной и финансовой деятельности объединения.

6. Контроль деятельности выборных органов объединения на предмет соответствия уставу объединения и действующему законодательству.

7. Проверку обоснованности ответов на заявления, предложения и жалобы членов объединения.

8. Другие полномочия.

Для осуществления своих полномочий ревизор (контрольно–ревизионная комиссия) имеет право знакомиться со всей документацией общественного объединения, проверять факт наличия имущества организации и т. д.

Периодичность проверок определяется уставом общественного объединения. Как правило, проверки проводятся раз в год либо за иной период деятельности общественного объединения между собраниями высшего органа. Такая периодичность обеспечивает реализацию права членов общественного объединения знать о результатах деятельности органов организации. Однако это не запрещает ревизионной комиссии проводить ревизии в любое время (с любой периодичностью) в течение всего срока ее полномочий.

Проведение проверок является не только правом, но и обязанностью ревизионного органа. Невыполнение этой обязанности может повлечь применение мер ответственности к общественному объединению (например, вынесение предупреждения регистрирующим органом).

Ревизия может быть комплексной (когда проверяются все аспекты деятельности общественной организации) либо предметной (в этом случае проверке подлежат отдельные направления деятельности организации либо отдельные его структуры, группы документов).

Порядок проведения ревизии

Проведение ревизии включает в себя:

1. Принятие решения о проведении ревизии.

2. Подготовку и проведение ревизии.

3. Оформление результатов ревизии.

4. Контроль за выполнением актов ревизии.

1. Принятие решение о проведении ревизии.

Принять решение о проведении ревизии могут высший и руководящий органы общественного объединения, а также сам контрольно–ревизионный орган. Только само общественное объединение может принять решение о проведении внутренней ревизии. Даже в том случае, когда требование о проведении ревизии содержится в письме государственного органа, решение о ее проведении принимается самим объединением (его соответствующими органами).

Поводом к принятию решения о проведении ревизии может быть:

— Истечение годового периода деятельности организации.

— Подготовка к проведению очередного Съезда.

— Заявление члена общественного объединения о нарушении его прав каким–либо из органов организации.

— Письмо государственного органа о необходимости проведения ревизии или о выявленных нарушениях в деятельности объединения.

— Ставшая иным образом известная информация об имеющих место нарушениях в деятельности организации.

В решении о проведении внутренней ревизии должны быть указаны:

— предмет проверки (например: вся деятельность общественного объединения, порядок и полнота уплаты членских и вступительных взносов, порядок ведения делопроизводства по заявлениям, обращениям, жалобам членов и т. д.);

— период, за который проводится проверка;

— сроки, в течение которых должна будет пройти ревизия.

2. Подготовка и проведение ревизии.

Подготовка проводится непосредственно контролирующим органом и включает в себя:

1. определение проводимых мероприятий и составление программы ревизии;

2. составление рабочего плана ревизии и определение сроков проведения конкретных мероприятий;

3. распределение обязанностей между членами контрольно–ревизионной комиссии.

Подготовка к проведению ревизии очень важна при комплексной ревизии, когда проверяется вся деятельность общественного объединения и необходимо, во–первых, сократить срок проведения ревизии и, во–вторых, не парализовать деятельность организации, изъяв все документы для изучения одновременно.

Комплексную ревизию можно разделить на несколько частей (видов ревизии):

1. Контроль за соответствием деятельности организации Уставу и действующему законодательству.

2. Контроль расходования средств организации и соблюдения бюджета общественного объединения.

3. Контроль за правильностью и полнотой уплаты членских и вступительных взносов.

4. Контроль за ведением делопроизводства в объединении.

5. Контроль за финансово–хозяйственной деятельностью общественного объединения.

Данное деление достаточно условно. Так, например, решение руководящего органа объединения по использованию имущества организации будет проверяться как в рамках первого вида ревизии (при проверке кворума и процедуры принятия данного решения), так и в рамках второго вида (при проверке целевого использования средств). Тем не менее, данная классификация полезна, так как позволяет, с одной стороны, спланировать и ускорить проведение ревизии, а с другой стороны, охватить весь объем деятельности организации.

Контроль за соответствием деятельности организации Уставу и действующему законодательству.

Деятельность любого общественного объединения строится на основе Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, иными актами действующего законодательства и устава организации. В рамках данного вида ревизии изучается общая направленность деятельности общественного объединения.

Соответствие деятельности организации уставу означает принятие решений органами в соответствии с их компетенцией, соблюдение кворума и процедуры принятия решений, сроков уведомления о созыве и периодичности проведения заседаний органов объединения, соответствие деятельности объединения целям, указанным в уставе. Соответствие деятельности организации законодательству означает принятие решений, не запрещенных действующими нормативно–правовыми актами.

При проведении данного вида ревизии протоколы заседаний органов объединения сопоставляются с положениями устава организации и действующего законодательства, отчеты о проведенных мероприятиях сравниваются с целями организации и др.

Контроль расходования средств организации и соблюдения бюджета общественного объединения.

При проведении данного вида ревизии осуществляется контроль за поступлением и использованием средств организации. Средства объединения должны расходоваться только на цели, предусмотренные в уставе организации. Кроме этого средства (имущество), полученные в виде пожертвований, грантов, целевого финансирования, могут быть использованы только на цели, предусмотренные при передаче данных средств (имущества).

Для проверки правильности исполнения бюджета организации первичные документы о поступлении денег на счета объединения либо в кассу и расходовании данных средств сравниваются с составленным бюджетом, отчетами ответственных лиц и т. д.

Контроль за правильностью и полнотой уплаты членских и вступительных взносов.

Данный контроль проводится только в том случае, когда уплата взносов предусмотрена в уставе организации. При этом проверяется, все ли члены организации уплатили взносы и сроки, в течение которых данные взносы были уплачены. Проверяется также порядок приема взносов у членов организации, правильность ведения соответствующей документации.

Контроль за ведением делопроизводства в объединении.

Данный вид ревизии включает в себя проверку правильности организации работы с документами, в том числе, наличие правильно разработанных бланков и утвержденной номенклатуры дел, правильность составления и оформления документов, регистрации и контроля за их исполнением, сроки и условия хранения документов. При этом проверяется вся документация организации.

Особое внимание необходимо обратить на ведение делопроизводства по заявлениям, обращениям, жалобам членов объединения, включая обоснованность и сроки ответов и др. условия в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об обращениях граждан”1.

Контроль за финансово–хозяйственной деятельностью общественного объединения.

Включает в себя проверку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, контроль за исполнением хозяйственных договоров и др.

3. Оформление результатов ревизии.

Результаты ревизии оформляются актом. В нем излагаются результаты изучения всех вопросов, которые были поставлены в программе ревизии. Акт состоит из вступительной и исследовательской части.

Во вступительной части указывается наименование проверяемого общественного объединения либо его структурного подразделения, дата и место составления, основание для проведения ревизии (например, дата решения Правления, номер и пункт протокола), даты начала и окончания ревизии, состав контрольно–ревизионной комиссии (Ф.И.О. ревизора), период, за который проводилась ревизия. Также указывается, когда была проведена предыдущая ревизия. Это позволяет установить преемственность ревизии, т. е. не был ли пропущен и оставлен без контроля какой–либо из периодов в деятельности организации. Кроме этого, указывается предмет ревизии (комплексная ревизия, ревизия уплаты членских взносов, ревизия делопроизводства и т. д.) и проверенные документы. Назначение вступительной части акта ревизии — показать, что было предметом проведения ревизии, и как данная ревизия осуществлялась.

Исследовательская часть содержит результаты проведенной ревизии. Там указываются факты нарушений в деятельности общественного объединения, недостач и т. д. по каждому из направлений проверки организации. В исследовательской части могут быть даны конкретные указания руководящему органу об исправлении допущенных нарушений, принятии мер к недопущению нарушений в будущем, а также установлены сроки, в которые необходимо проинформировать комиссию о принятых мерах. Акт ревизии передается заинтересованным лицам (например, членам организации, ее руководству, регистрирующему органу). Один экземпляр обязательно остается в документации общественного объединения.

4. Принятие мер и контроль за выполнением актов ревизии.

Меры по результатам ревизии принимаются, и контроль за выполнением рекомендованных комиссией мероприятий проводится в различных формах, в зависимости от повода к ее проведению.

В случае, когда ревизия проводится в связи с предстоящим заседанием высшего органа (собрания, съезда, конгресса), акт проведенной ревизии заслушивается, обсуждается и утверждается на этом заседании. Как правило, принимается также решение о принятии конкретных мер по результатам ревизии (например, поручить председателю правления в месячный срок организовать работу с документами в объединении в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем по выполнении уведомить контрольно–ревизионную комиссию или др.).

В случае проведения ревизии на основании жалобы кого–либо из членов организации вместе с актом ревизии составляется ответ на жалобу. В случае если жалоба признана обоснованной, и факт нарушения подтвердился, соответствующему органу общественного объединения комиссией (ревизором) даются поручения по устранению данного нарушения. Акт ревизии может содержать указание о сроках, в которые необходимо проинформировать комиссию о принятых мерах, что позволяет проследить за своевременным устранением недостатков, выявленных при проведении ревизии.