Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь - БРГА «Аб'яднаны шлях» - → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.5. Выкарыстанне бязвыплатнай дапамогі
Порядок получения и использования спонсорской помощи
Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (вступил в силу также с 1 июля) значительно ограничил возможности использования спонсорской помощи, что может создать трудности в деятельности некоторых организаций.
Иностранную безвозмездную помощь государство взяло под пристальное внимание уже давно. Еще 12 марта 2001 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи», которым были установлены основные ограничения. За это время декрет несколько раз менялся, был заменен другим декретом, в его развитие было принято огромное количество нормативных правовых актов. Все это вело исключительно к все большей и большей формализации и ограничению получения и использования иностранной безвозмездной помощи.
Теперь государство решило взять под собственный контроль еще и внутреннюю безвозмездную помощь.
Определение спонсорской помощи
Указом Президента РБ от 01.07.2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее указ № 300) под спонсорской помощью понимается безвозмездная помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, оказываемая юридическими лицами и предпринимателями республики другим организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам республики.
Исходя из определения, действие данного указа не распространяется на помощь, получателями которой выступают иностранные физические или юридические лица, а также на помощь, оказываемую физическими лицами вне зависимости от того, кто выступает получателем такой помощи юридическое лицо, предприниматель либо физическое лицо. По всей видимости, безвозмездная помощь, оказываемая физическими лицами это единственное в этой сфере, что еще не находится под тотальным регулированием и контролем.
До принятия указа № 300 прямое ограничение спонсорской помощи содержалось лишь в ст. 546 Гражданского кодекса, которая запрещает дарение между коммерческими организациями. Однако другие безвозмездные договора между коммерческими организациями не были запрещены, что вызывало, зачастую, непонимание со стороны налоговых и иных проверяющих органов. С принятием указа № 300 любая безвозмездная сделка должна совершаться с соблюдением норм данного указа. Так, например, организации не смогут безболезненно предоставить в безвозмездное пользование имущество либо дать беспроцентный кредит, поскольку все это рассматривается как безвозмездная передача имущественных прав и регулируется данным указом.
Указом № 300 установлено, что он не распространяется на следующие случаи:
1) предоставление организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с трудовым и иным законодательством материальной помощи своим работникам, бывшим работникам, в том числе ушедшим на пенсию, а также членам их семей в случае смерти таких работников;
2) передачу основных средств от одной государственной организации другой, осуществляемую в порядке, установленном актами законодательства;
3) предоставление организацией денежных средств, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, находящимся у нее на балансе организациям (оздоровительным, детским дошкольным учреждениям, библиотекам, Дворцам культуры, иным организациям);
4) выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов.
Полагаем, что указ необоснованно узко ограничил случаи, на которые он не распространяется. Так, указав, что его действие не распространяется на оказание организациями материальной помощи своим работникам, он не отнес к этой же категории иные выплаты, например, подарки детям. Не понятно вообще, как указ относится к подаркам. Ведь организации и предприниматели проводят рекламные акции, в рамках которых безвозмездно распространяется (или разыгрывается) определенное имущество. Возможность спонсорства при проведении рекламных игр предусмотрена Указом Президента РБ от 30.01.2003 г. № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь». Однако теперь участие в качестве спонсора в таких рекламных играх ставится под вопросом, поскольку не подпадает под цели, указанные в указе № 300.
Указ не распространяет свое действие на случаи передачи имущества от одной государственной организации к другой, но не предусматривает такого же правила в отношении частных организаций. Так, абсолютно допустимой, законной и часто применяемой на практике является безвозмездная передача имущества от одного унитарного предприятия к другому в пределах одного собственника. Поскольку указ № 300 не указал, что он не распространяется на эти случаи, таким организациям надо соблюдать все требования данного указа.
Цели спонсорской помощи
Указ № 300 определил двенадцать целей, на которые может направляться спонсорская помощь:
1) создание и укрепление материальнотехнической базы;
2) приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горючесмазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержка мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
3) поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта физкультурнооздоровитель ной, спортивномассовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурноспортивных сооружений;
4) охрана и восстановление историкокультурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, художественного и культурного образования, а также поддержка народного творчества и народных промыслов (ремесел), гастрольноконцертной деятельности отечественных коллективов и исполнителей;
5) приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказание медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
6) проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
7) выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
8) поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детяминвалидам, детямсиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
9) поддержка зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
10) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
11) проведение научных исследований в рамках государственных научноисследовательских программ;
12) развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
Оказание спонсорской помощи на иные цели возможно только по решению Президента Республики Беларусь либо с его согласия.
К сожалению, в перечень целей не попало огромное количество социальных проектов, на которые ранее перечислялась спонсорская помощь. Почему, например, спонсорская помощь на проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований может оказываться только в том случае, если они проводятся по решению Президента, правительства либо областных (Минского городского) исполкомов? Или такие же мероприятия, организованные другими субъектами менее важные?
Спонсорская помощь на проведение научных исследований допустима только в рамках государственных научноисследовательских программ. Так же остается непонятно, почему иные научноисследовательские программы не могут получить спонсорского финансирования. В этой части указ № 300 вступает в противоречие с Законом «О научной деятельности». Закон, определяя спонсора как юридическое или физическое лицо, оказывающее безвозмездную финансовую и (или) материальную помощь при осуществлении научной деятельности (ст. 1), не проводит разделения на государственную и негосударственную научную деятельность. Однако коллизия между законом и указом в данном случае, к сожалению, должна быть разрешена в пользу указа.
Не попала под возможность спонсорского финансирования и деятельность многих общественных объединений, например, образовательных, научных, организаций национальных меньшинств или направленных на охрану животных. Спонсорская помощь может направляться на издание учебной литературы и средств обучения, но не предусмотрено ее направление, например, на книги для детей.
Примеры социально ориентированной деятельности, на которую могла бы быть направлена спонсорская помощь, но которая не подпадает под цели указа № 300 можно продолжать и дальше. Сама по себе идея ограничить деятельность, на которую может быть предоставлена спонсорская помощь, всегда приведет к таким результатам. На наш взгляд, гораздо логичнее указать цели, на которые не может быть направлена спонсорская помощь, и разрешить ее предоставление на все остальные проекты. Указ № 300 попытался совместить в себе два направления: 1) указать цели, на которые спонсорская помощь может направляться; 2) предусмотреть мероприятия, на которые спонсорская помощь не может быть направлена. В результате получается еще и третья группа мероприятий на которые указ не запретил использовать спонсорскую помощь, но и не разрешил это делать. Направлять спонсорскую помощь на эти мероприятия можно только по решению Президента или с его согласия.
Что касается мероприятий, на которые указ № 300 запретил направлять спонсорскую помощь, то кроме незаконной деятельности (изменение конституционного строя, захват или свержение государственной власти, разжигание социальной, национальной, религиозной и расовой вражды и др.), запрещено направлять и использовать спонсорскую помощь на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационномассовой работы среди населения. Ни Закон «О массовых мероприятиях», ни Закон «О политических партиях» ранее не запрещали использовать спонсорские средства на эти цели. Однако как и в случае с научной деятельностью данная коллизия должна быть решена в пользу указа № 300.
Порядок предоставления спонсорской помощи
Указ № 300 ограничил объем спонсорской помощи, предоставляемой государственными организациями и организациями, свыше 50% долей которых находятся в государственной собственности. Совокупный размер спонсорской помощи, предоставляемой такими организациями в течение календарного года не может превышать 1% от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Государственные организации, не получающие выручки, а также организации с долей государства не более 50% вправе оказывать спонсорскую помощь без ограничения размера.
При предоставлении спонсорской помощи необходимо заключить договор. В договоре указываются: стороны; размер спонсорской помощи и цель ее предоставления; виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи; порядок представления получателем спонсорской помощи отчета о ее целевом использовании; сведения об оказании спонсорской помощи в установленных пределах (для организаций, которые ограничены в размерах предоставляемой спонсорской помощи). Стороны вправе предусмотреть в договоре и иные условия.
По общему правилу договор о предоставлении спонсорской помощи считается заключенным с момента его подписания. Однако указом определен круг организаций, которые вправе оказывать спонсорскую помощь только по согласованию с вышестоящими органами. В таком случае договор об оказании спонсорской помощи считается заключенным с момента с момента его согласования. Согласовывать предоставление спонсорской помощи обязаны все государственные органы и организации, а также организации, свыше 50% долей которых находятся в государственной собственности. Согласие дает орган (должностное лицо), которому такие организации подчинены. Организации, свыше 50% долей которых находятся в государственной собственности, согласовывают предоставление спонсорской помощи с руководителями соответствующих государственных органов (организаций), осуществляющих управление этими долями (акциями).
Получатели спонсорской помощи ведут учет всех операций по использованию полученной помощи представляют спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании.
Ответственность
Указом № 300 установлены несколько новых составов правонарушений, за которые предусмотрена достаточно жесткая ответственность.
Предоставление спонсорской помощи с нарушением требований указа № 300 наказывается штрафом на должностных лиц юридических лиц в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуальных предпринимателей от 20 до 50 базовых величин.
Использование спонсорской помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 25 базовых величин, а на должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 100 до 150 базовых величин.
Использование спонсорской помощи на цели, запрещенные указом № 300, либо предоставленной без заключения договора, наказывается штрафом на физических лиц в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на должностных лиц юридических лиц от 100 до 150 базовых величин.
Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спонсорской помощи на цели, запрещенные указом № 300, либо предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 100 до 150 базовых величин с конфискацией такой помощи (либо ее стоимости), а на юридических лиц конфискацию этой помощи (либо ее стоимости).
Указом № 300 также предусмотрено введение новой диспозиции в уголовное право требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Указ не установил санкции за данное преступление, поскольку эта норма вступает в силу после внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс.
Таким образом, указ очень жестко ограничил возможность предоставления и использования спонсорской помощи. Вопервых, под определение спонсорской помощи попала абсолютно любая безвозмездная сделка, которая теперь должна будет осуществляться с соблюдением требований данного указа. Вовторых, указом чрезвычайно сужены цели предоставления спонсорской помощи, что не позволяет поддерживать даже многие очень необходимые социальные мероприятия.
Сергей ЗИКРАЦКИЙ