Порядок получения всех необходимых согласований для оздоровления детей за рубежом

 

Порядок получения всех необходимых согласований для оздоровления детей за рубежом

 

Процедура оздоровления детей за рубежом в настоящее время достаточно сложна и забюрократизирована. Количество необходимых согласований, разрешений и прочих «бумажек» превосходит всякие ожидания. С одной стороны, можно понять интересы государства, которое заинтересовано в получении максимальных гарантий безопасности и хорошего обслуживания детей за рубежом. С другой стороны, представляется, что существующий механизм оформления всех необходимых документов уж слишком сложен и не отвечает поставленным целям.

 

Нормативная база

Вопрос оздоровления детей за рубежом регулируется: 1) Указом Президента РБ от 18.02.2004 г. № 98 «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи» (далее по тексту  Указ Президента РБ № 98) и Постановлением Совета Министров РБ от 25.08.1997 г. № 1113, которыми установлены основы осуществления этой деятельности; 2) Декретом Президента РБ от 14.07.2003 г. № 17 и Постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2003 г. № 1601, которыми определен порядок получения лицензий на эту деятельность; 3) Постановлением Управления делами Президента РБ от 06.05.2004 г. № 4, Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 24.05.2004 г. № 56 и Постановлением Министерства образования РБ от 29.06.2004 г. № 42, которыми урегулированы вопросы получения согласований и разрешений на такие поездки в этих органах. Кроме этого, необходимо помнить, что такая деятельность осуществляется в рамках получения иностранной безвозмездной помощи. Следовательно, на нее распространяется действие Декрета президента РБ от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и Постановление Управления делами Президента РБ от 30.06.2004 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи».

 

Определение деятельности

В соответствии с Декретом президента РБ от 14.07.2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом относится к лицензируемой. Однако в первую очередь необходимо провести отличие этой деятельности от сходных видов деятельности. Удивительно, но ни Указ Президента РБ № 98, ни Положение «О лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом» (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2003 г. № 1601) не дают определение этого вида деятельности. В этих актах даются только указание на некоторые признаки этой деятельности. Определение можно найти только в Инструкции «О порядке выдачи разрешения на выезд на оздоровление за рубеж детей с сопровождающих их лиц, подтверждающего гуманитарный характер поездки»: деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом  это совокупность мероприятий по подготовке и оформлению документов на выезд детей и сопровождающих их лиц, перевозке до места оздоровления и обратно, по созданию благоприятных условий проживания и питания в стране пребывания, а также по проведению спортивнооздоровительных , познавательных, культурных программ, направленных на оптимизацию условий для восстановления и укрепления здоровья детей, которая осуществляется на основе иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями, направленной в первую очередь на смягчение последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказание помощи детям из малообеспеченных семей, детямсиротам, детяминвалидам, а также детям, попавшим в экстремальные ситуации.

Близкой к этой деятельности является туристическая деятельность, которая также является лицензируемой. Законом РБ «О туризме» определено, что туризм  это временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в оздоровительных, познавательных, профессиональноделовых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем).

Основными отличиями этих двух видов деятельности является, вопервых, субъектный состав (деятельность по оздоровлению за рубежом направлена исключительно на детей, в то время как туристская деятельность не ограничена возрастом участников); вовторых, деятельность по оздоровлению детей за рубежом носит исключительно некоммерческий характер, в то время как туристская деятельность является коммерческой (хотя об этом прямо и не сказано в нормативных правовых актах). Более того, деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется исключительно на основе иностранной безвозмездной помощи.

В связи с такими определениями остается неизвестным, куда отнести некоторые виды деятельности. Например, деятельность по оздоровлению за рубежом детей в случае, когда спонсором такой деятельности является резидент Беларуси. Или деятельность по оздоровлению за рубежом взрослых (например, инвалидов), осуществляемая на основе иностранной безвозмездной помощи. Ввиду формального толкования нормативных правовых актов эти направления деятельность не относятся к деятельности по оздоровлению за рубежом детей, осуществляемой на основе иностранной безвозмездной помощи. Однако относятся ли они к туристической деятельности (или какойлибо еще) и подлежат ли они лицензированию, с уверенностью сказать нельзя.

 

Лицензирование

Лицензии на деятельность по оздоровлению детей за рубежом выдает Управление делами Президента РБ. Однако всеми организационными вопросами ведает его структурное подразделение  Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами президента РБ (далее по тексту  «Департамент»).

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю этой лицензии являются:

наличие не менее одного работника, имеющего высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми не менее трех лет (для коммерческой организации этот работник должен состоять в штате, для некоммерческой  входить в состав руководящего органа), индивидуальный предприниматель должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми не менее пяти лет;

осуществление финансирования деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, за счет целевой иностранной безвозмездной помощи.

Документы на получение лицензии подаются в Департамент. Кроме стандартного пакета документов для всех лицензий, определенных Декретом Президента № 17 (заявление, копии учредительных документов, копия УНН, документ об уплате лицензионного сбора), для получения это лицензии необходимо дополнительно представить:

программу, отражающую основные принципы работы по осуществлению деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, и включающую наименование или перечень принимающих зарубежных организаций, порядок и условия финансирования, условия пребывания и перевозки детей и другие условия;

сведения о руководителе юридического лица или индивидуальном предпринимателе  соискателе лицензии по утвержденной форме.

Заметим, что в соответствии с Указом № 98 республиканские органы госуправления и структурные подразделения местных исполкомов имеют право осуществлять такую деятельность без лицензии, при условии, что это входит в их компетенцию (является одной из функций). Однако на сегодняшний момент Ио Положение о Министерстве образования, ни Положение о Министерстве труда и социальной защиты, ни Положение о Министерстве здравоохранения не содержит подобной функции.

 

Формирование групп

Направление групп детей за рубеж возможно только при наличии договорных отношений у организатора поездки с принимающей стороной. В договоре должны быть оговорены вопросы страхования детей и сопровождающих их лиц, условия их перевозки на оздоровление и обратно, порядок финансирования программы оздоровления детей.

Указ № 98 разделяет группы детей на общие и специальные. Общие организованные группы  это группы детей, не имеющих подтверждаемых соответствующими документами медицинских противопоказаний для направления на оздоровление за рубеж, а специальные организованные группы  это группы детей, имеющих подтверждаемые соответствующими документами медицинские противопоказания для направления на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп. Деление на группы влияет на порядок согласования их состава, а также на количественный и профессиональный состав сопровождающих лиц. Так состав общих групп должен согласовываться только в Министерстве образования, в то время как состав специальных групп согласовывается предварительно с Министерством здравоохранения. Есть еще одна категория детей  дети из интернатных учреждений. Группы из таких детей относятся к общим, но состав их должен быть согласован с Министерством труда и социальной защиты РБ, а также с Министерством здравоохранения РБ.

К сожалению, не до конца ясен процесс непосредственно отбора детей для поездки на оздоровление за границу. Указом № 98 определено, что комплектованием групп занимаются отправляющие их организации с учетом возможностей принимающей стороны. Постановлением Министерства образования РБ от 29.06.2004 г. № 42 также определено, что комплектование групп детей, подбор и направление сопровождающих их лиц осуществляется организациями, в том числе во взаимодействии с учреждениями образования, управлениями (отделами) образования. Указом № 98 также отмечено, что дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, детиинвалиды, детисироты, дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей пользуются преимуществом при включении в состав группы. Не понятно, в чем выражается это преимущество: обязаны ли организации обеспечивать определенную квоту в составе группы для таких детей, или же они обязаны формировать группу исключительно из таких детей и не имеют права включать в состав группы иных детей (что представляется практически не возможным), или приоритет выражается в чемнибудь еще?

Однако снова имеются определенные особенности в формировании групп детей из интернатных учреждений. Постановлением Минтруда и социальной защиты от 24.05.2004 г. № 56 установлено, что организаторы поездки должны обратиться в комитет по труду и социальной защиты соответствующего облисполкома или Мингорисполкома, который определит, из какого интернатного учреждения будут направлены дети на оздоровление за рубеж.

Указом № 98 установлены ограничения на возраст детей, отправляемых на оздоровление: на оздоровление за рубеж выезжают дети в возрасте от 7 лет (в исключительных случаях  с 6 лет, а дети, содержащиеся в детских интернатных учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты,  с 4 лет) до 18 лет, а Постановлением Министерства образования РБ от 29.06.2004 г. № 42 определены некоторые дополнительные требования к комплектованию групп  комплектование групп детей осуществляется с учетом возраста, времени направления (учебное время или каникулы), медицинских заключений (справок) о возможности включения детей в состав группы.

 

Выбор сопровождающих лиц

Немаловажную роль играет определение сопровождающих группу лиц. Указ № 98 определяет, что: 1) подбор и направление лиц, сопровождающих общие и специальные организованные группы детей на оздоровление за рубеж, производят организаторы (исключение сделано для групп с детьми из интернатных учреждений  сопровождающими детей из детских домов, школинтернатов и т.д., направляются педагоги, работающие в названных учреждениях, а потому их отбор осуществляет администрация этих учреждений); 2) в качестве сопровождающих при наличии рекомендации с места работы (учебы), опыта работы с детьми и после прохождения соответствующей подготовки и инструктажа направляются совершеннолетние лица, имеющие педагогическое или медицинское образование, сотрудники организаций, направляющих детей на оздоровление, а в качестве переводчиков или помощников сопровождающих  студенты старших курсов высших педагогических или медицинских учебных заведений; 3) специальные группы обязательно должны сопровождаться медицинскими работниками, в то время как для общих групп это обязательно не во всех случаях.

Указ № 98 определяет общие требования к количеству сопровождающихколичество сопровождающих лиц определяется численным составом группы, возрастом детей, состоянием их здоровья, формой организации оздоровления (семья или стационарная база), временем пребывания детей за рубежом (учебное время или каникулы), видом транспорта, возможностями иностранных организаций. Количество детей не может превышать 25 человек на одного сопровождающего. Более детально эти требования прописаны в Постановлении Минобразования от 29.06.2004 г. № 42 и Постановлении Минтруда и соцзащиты от 24.05.2004 г. № 56: 1) при организации оздоровления детей на стационарной базе на группу 30 детей направляются не менее 3 сопровождающих их лиц; 2) количество детей в группах, укомплектованных из учащихся детских домов, школинтернатов и иных учреждений, обеспечивающих получение специального образования, и выезжающих с организацией учебного процесса, не должно превышать 12 человек на одного сопровождающего; 3) при направлении специальной организованной группы детей с особенностями психофизического развития в количестве не более 4 человек назначается 1 сопровождающий; 4) на каждого ребенка с тяжелыми нарушениями опорнодвигательного аппарата и (или) передвигающегося на инвалидной коляске назначается сопровождающий.

В том случае, если группа детей отправляется на оздоровления в учебное время, и срок такой поездки превышает 15 дней, организаторы поездки должны обеспечить организацию учебного процесса. Для этого в качестве сопровождающих лиц могут направляться педагоги, имеющие соответствующий уровень профессиональной подготовки. Количество педагогов, сопровождающих группы учащихся, определяется их составом: на группу детей средних и старших классов  не менее трех учителей основных предметов, на группу детей начальных классов  один учитель.

Со всеми сопровождающими организатор поездки заключает договор. Типовая форма договора утверждена Постановлением Управления делами Президента РБ от 06.05.2004 г. № 4.

Все сопровождающие лица обязаны пройти соответствующую подготовку и инструктаж в системе Минобразования РБ. Инструкция «О порядке подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих общие организованные группы детей на оздоровление за рубеж» утверждена Постановлением Минобразования от 29.06.2004 г. № 42. Для осуществления подготовки и инструктажа сопровождающих лиц организатор поездки обязан заблаговременно (не позднее 2 месяцев до даты выезда группы) обратиться с заявкой в учреждения образования, которые осуществляют такую подготовку. При обращении с такой заявкой менее чем за месяц до даты выезда группы, подготовка проводится внепланово за счет средств организаторов. Минобразования определил организации, уполномоченные за проведение подготовки: учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи», учреждение образования «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», а также учреждения образования, которые обеспечивают повышение квалификации и переподготовку кадров в рамках курсов повышения квалификации для специалистов системы образования. Подготовка проводится в форме 6часового семинара в соответствии с разработанными планами, и завершается проверкой знаний учащихся в виде собеседования. Проверку полученных знаний необходимо проходить не реже одного раза в три года.

 

Согласование списков детей и сопровождающих лиц

Следующим этапом после формирования списков детей, отправляемых на оздоровление, и сопровождающих их лиц, является согласование этих списков. Указ № 98 определил, что: 1) списки детей из интернатных учреждений и сопровождающих их лиц согласовываются с Минтруда и соцзащиты; 2) списки детей, отправляемых в рамках общих групп, и сопровождаемых их лиц, согласовываются с Минобразования; а 3) списки детей, отправляемых в рамках специальных групп, и сопровождаемых их лиц, согласовываются с Минобразования и Минздравом.

До настоящего времени Министерство здравоохранения еще не определило порядок согласования списков детей. Министерство труда и социальной защиты также еще не определило порядок, а только переложило эту функцию на свои областные (Минский городской) комитеты (п. 2 Постановления Минтруда и соцзащиты от 24.05.2004 г. № 56). Единственным министерством, которое нормативно урегулировало вопрос согласования списка детей, является Минобразования  соответствующая инструкция была утверждена Постановлением Минобразования от 29.06.2004 г. № 42.

Для согласования списков в Министерство образования необходимо представить заявление, списки на бумажном и электронном носителях, ходатайства управлений образования о необходимости выезда детей, не достигших 6 лет (если таковые имеются). Формы списков утверждены Постановлением Минобразования от 29.06.2004 г. № 42. Однако до подачи документов в Министерство образования, списки должны быть предварительно согласованы с его нижестоящими структурами: 1) с руководителем районного (городского) отдела образования и руководителем учреждения образования, если отправляется группа детей из одного учреждения образования; 2) с руководителем районного (городского) отдела образования, если отправляется группа детей из разных учреждений образования одного района (города); 3) с руководителем областного (Минского городского) управления образования, если отправляется группа детей из разных районов области (или города Минска).

Для согласования в отделах (управлениях) образования организаторы представляют следующие документы:

1) справки или списки с места учебы детей;

2) копию диплома об образовании сопровождающих лиц;

3) характеристикурекомен дацию с места работы (учебы) сопровождающих лиц;

4) копии страниц трудовой книжки, подтверждающие трудовую деятельность работника с детьми (для сопровождающих лиц, имеющих педагогическое или медицинское образование и не работающих по специальности на дату оформления документов);

5) характеристика от организаций или от иностранных организаций, подтверждающая положительный опыт работы сотрудников с детьми, в том числе на русском языке (для сопровождающих лиц, не имеющих педагогического или медицинского образования);

6) письменное согласие руководителя учреждения образования о направлении учащихся на оздоровление за рубеж во время учебного года с информацией об организации выполнения учебных программ в полном объеме по возвращении их в учреждение образования (в случае направления на оздоровление детей в учебное время без организации учебного процесса);

7) копия приказа руководителя учреждения образования о направлении учителей для преподавания учебных предметов в период оздоровления учащихся за рубежом (в случае направления на оздоровление детей в учебное время с организацией учебного процесса).

И только после получения согласования в нижестоящих структурах Минобразования, документы подаются в само Министерство. Они должны быть поданы в Минобразования не позднее, чем за 25 календарных дней до даты выезда группы на оздоровление за рубеж. Постановлением Минобразования определено, что по результатам рассмотрения представленных документов оно принимает решение о согласовании либо несогласовании перечня. При этом не оговорено, в каких случаях Министерство образования может принять решение о несогласовании перечня.

 

Получение разрешения Департамента по гуманитарной деятельности

Последней стадией перед отправкой группы детей на оздоровление является получение разрешения Департамента по гуманитарной деятельности, подтверждающего гуманитарный характер поездки. Для получения такого разрешения организатор представляет в Департамент: 1) копия договора (с предъявлением оригинала) о сотрудничестве с иностранной организацией; 2) документ принимающей стороны, подтверждающий создание в местах пребывания условий, соответствующих санитарным нормам и гигиеническим правилам РБ (в случае коллективного проживания детей в оздоровительных учреждениях или других стационарных базах); 3) согласованные списке детей и сопровождающих их лиц; 4) договор о сопровождении организованной группы детей, заключенный между организатором и сопровождающим лицом; 5) иные документы, подтверждающие гуманитарный характер поездки.

Документы в Департамент должны быть поданы не менее, чем за 15 дней до представления их в посольства и консульства иностранных государств.

 

Ответственность

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом (утв. Постановлением совета Министров РБ от 10.12.2003 г. № 1601), лицензирующий орган (Управление делами Президента РБ) имеет право принять решение об аннулировании лицензии. При этом к грубым нарушениям требований и условий осуществления лицензируемой деятельности относится несоответствие деятельности лицензиата нормативным правовым актам. Такая достаточно широкая формулировка позволяет отнести к нарушениям (а, следовательно, явится причиной аннулирования лицензии) фактически любое нарушение порядка осуществления этой деятельности.

Кроме этого, поскольку деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется за счет средств иностранной безвозмездной помощи, ответственность установлена также Указом Президента РБ от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи».

 

Заключение

Таким образом, чтобы отправить группу детей на оздоровление за рубежом, необходимо иметь договор с иностранной принимающей организацией, и документ, подтверждающий надлежащие условия проживания, получить лицензию на осуществление этой деятельности, согласовать списки детей и сопровождающих лиц с отделами образования и Министерством образования (в некоторых случаях также и с Министерством здравоохранения или Министерством труда и социальной защиты), заключить договора с сопровождающими лицами, которые также должны пройти соответствующее обучение и получить удостоверения, получить разрешение Департамента по гуманитарной деятельности. Учитывая такое большое количество согласовательный и разрешительных процедур, необходимо как минимум за 2 месяца до подачи документов на визы, подготовить список детей и сопровождающих их лиц для процедуры согласования (в этот срок не входит срок, необходимый для получения лицензии на осуществления этого вида деятельности).