Литература

 

2001 год

 

Данилецкая Л. Налогообложение иностранной безвозмездной помощи// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2001. № 42.

В статье главный государственный налоговый инспектор отдела методологии исчисления прибыли и доходов МНС РБ Данилецкая Л.З. рассматривает особенности налогообложения иностранной безвозмездной помощи. Она указывает, что льготы по налогам и таможенным платежам для получателей иностранной безвозмездной помощи предоставляются Президентом РБ. Кроме этого в статьей рассмотрены вопросы регистрации иностранной безвозмездной помощи, ответственности за ее не целевое использование, а также особенности ввоза иностранной безвозмездной помощи медицинского характера.

 

Малкина И. Организация контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств// Главный бухгалтер. 2001. № 38.

В статье заместителя директора Департамента по гуманитарной помощи при Президенте РБ И. Малкиной рассматривается процесс получения льгот по налогам при использовании иностранной безвозмездной помощи, порядок перевода полученных денежных средств на счет в банке, полномочия банков по контролю за целевым использованием полученной иностранной безвозмездной помощи. Отдельно указано, что не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, поступившая в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученная от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республики Беларусь помощи, при условии использования ее по целевому назначению.

 

Зикрацкий С. Гранты за гранью закона// Белорусский рынок. 2001. № 12

Сергей Зикрацкий анализирует возможные последствия для общественных объединений в связи с принятием Декрета Президента «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования безвозмездной помощи». ПО мнению автора, общественные объединения столкнуться с могут рядом проблем: 1) регистрацию безвозмездной помощи; 2) ограниченное число целей, на которые может быть использована безвозмездная помощь; 3) большое число государственных органов, осуществляющих контроль за получением и использованием безвозмездной помощи.

 

Сапего Е. Бумерангом по всем. Белорусский рынок. 2001. № 12.

Елена Сапего из юридической фирмы «Вашкевич, Сапего и Казначеев» обращает внимание, что Декрет № 8 может затронуть не только общественные объединения, но также и иностранных инвесторов. По мнению Е. Сапего может быть значительно осложнена деятельность совместных и иностранных предприятий.

 

Калимов Д. Иностранная безвозмездная помощь, или Очередной удар по банковской тайне// Национальная экономическая газета. 04.09.2001 г. № 66. с. 5

Начальник юридического управления АКБ «Минсккомплексбанк» рассматривает особенности открытия организациями благотворительных счетов для зачисления иностранной безвозмездной помощи, а также использование зачисленных на такие счета средств и отчетность банков по о получении и использовании клиентами иностранной безвозмездной помощи. По мнению Калимова Д. даже при наличии к текущему счету субъекта хозяйствования картотеки неоплаченных документов полученная иностранная безвозмездная помощь не должна использоваться на погашение картотеки.

 

2002 год

 

Кузьминич Е. Налогообложение иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой общественным объединениям// Юрист. 2002. № 7.

Юрист Елена Кузьминич обращает внимание на коллизию по вопросу уплаты налога на прибыль между Декретом Президента Республики Беларусь от 12.03.2001 г. № 8 и Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций». Е. Кузьминич также указывает, мнение налоговых органов по вопросу взимания с общественных объединений налога на прибыль с денежных средств, полученных в качестве безвозмездной помощи, зарегистрированной без предоставления налоговых льгот, менялась на протяжении 2001 года.

 

Калиновский С. Льготы все понимают поразному// Белорусский рынок. 2002. № 6.

В материале юрист Сергей Калиновский рассматривает вопрос обложения налогом на прибыль иностранной безвозмездной помощи, получаемой общественными объединениями. С. Калиновский обращает внимание, что даже в налоговых органах существуют различные мнения по этой проблеме.

 

Веремейко Ю. Иностранная безвозмездная помощь// Юрист. 2002. № 3.

В своем материале ведущий юрисконсульт юридического управления МНС РБ Юрий Веремейко обращает внимание на то, что не любое безвозмездное предоставление денежных средств (вещей) иностранными лицами и другими субъектами белорусским граждан и юридическим лицам можно считать помощью. В каждом конкретном случае следует определять, в рамках каких отношений происходит безвозмездная передача имущества или денежных средств: коммерческих или благотворительных.

 

Науменко А. Иностранная безвозмездная помощь: от общего к частному// Юрист. 2002. № 3.

Юрист Анатолий Науменко в материале высказываем мнение, что неправильно уравнивать юридический статус двух абсолютно противоположных по своей правовой сути институтов: иностранного беспроцентного займа и иностранной безвозмездной помощи. Также подымается вопрос целесообразности госрегистрации иностранного беспроцентного займа.

 

Малкина И. О проекте Закона Республики Беларусь о гуманитарной деятельности// Юрист. 2002. № 2.

Заместитель директора Департамента по гуманитарной помощи при Президенте РБ Ия Малкина рассматривает особенности подготовленного закона РБ о гуманитарной деятельности. В проекте закона выделены следующие формы гуманитарной деятельности: гуманитарная помощь, благотворительная помощь, меценатство, помощь волонтеров. Проект закона детально определяет порядок создания и прекращения деятельности благотворительных организаций, а также четко расписан порядок получения и распределения гуманитарной помощи.

 

 

2003 год

 

Данилецкая Л. О налогообложении иностранной безвозмездной помощи// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2003. № 47

В статье главный государственный налоговый инспектор отдела методологии налогообложения доходов и прибыли МНС рассматривает особенности налогообложения иностранной безвозмездной помощи в связи с принятием Декрета Президента РБ от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». Отдельное внимание уделено налогообложению гуманитарной помощи. По мнению автора статьи, на получателей гуманитарной помощи распространяются те же нормы законодательства, что и на получателей иностранной безвозмездной помощи.

 

Макаревич В., Москалева Л. Практикум для бухгалтера// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2003. № 20. с. 49-52

Главный бухгалтер-эксперт управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина отвечает на следующие вопросы, касающиеся учета гуманитарной помощи: 1) Как отразить в бухгалтерском учете полученные по гуманитарной помощи медикаменты и произведенные расходы? 2) Как отразить в бухгалтерском учете получение гуманитарной помощи денежными средствами?

 

Шулековский В. Иностранная безвозмездная помощь, валютные операции и расчеты// Валютное регулирование и ВЭД. 2003. № 8. с. 41-43

В материале автор отвечает на следующие вопросы: 1) Каков порядок зачисления средств на благотворительный счет в случаях, когда у клиента в банке открыт только благотворительный счет без открытия текущего счета? 2) Возможно ли осуществление расчетов платежными требованиями с благотворительного счета, предназначенного для учета иностранной безвозмездной помощи, с указанием номера удостоверения в заявлениях на предварительный и последующий акцепт? 3) Каковы действия банка при поступлении валюты в качестве иностранной безвозмездной помощи на счет клиента в случае, когда соответствующее удостоверение Департаментом по гуманитарной деятельности ему не выдано, а также в случае непредставления клиентом уведомления об использовании иностранной безвозмездной помощи?

 

Мисюров С. Комментарий// Главный Бухгалтер. 2003. № 47. с. 21-22

В материале начальника управления финансовых отношений Аппарата Совета Министров РБ дается комментарий Декрета Президента РБ от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». Автор обращает внимание, что в отличие от Декрета Президента РБ от 12.03.2001 г. № 8, в этом декрете определен исчерпывающий перечень налогов и таможенных платежей, от которых освобождается иностранная безвозмездная помощь; установлен конкретный порядок получения льготы, в т.ч. приведен перечень необходимых документов, которые предоставляются субъектами хозяйствования в инспекцию МНС; предусмотрено согласование вопросов по определению размера денежных средств, стоимости товаров (имущества) и видов иностранной безвозмездной помощи, не подлежащей регистрации, с Главой государства.

 

 

 

2004 год

 

Лагун Д. Иностранная безвозмездная помощь и налог на прибыль// Национальная экономическая газета. 10.02.2004. № 10. с. 23-24

Экономист Лагун Д. в своем материале делает анализ исчисления и уплаты налога на прибыли с иностранной безвозмездной помощи. Он указывает, что с 01.01.2003 г. до принятия Декрета Президента от 28.11.2003 г. № 24 иностранная безвозмездная помощь подлежала налогообложению в составе внереализационных доходов в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 3 данного Декрета иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные в Декрете, освобождается от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц Управлением делами по согласованию с Президентом Беларусь.