Порядок осуществления уставной деятельности общественными объединениями

 

Порядок осуществления уставной деятельности общественными объединениями. Контроль за соответствием деятельности общественного объединения его уставу

 

Рагойша Петр Вячеславович,

главный специалист отделения социального законодательства

Национального центра законопроектной деятельности

при Президенте Республики Беларусь

 

(глава 3 из книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской. — Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. — 372 с.)

 

Уставная деятельность — деятельность общественного объединения по реализации уставных целей и задач в соответствии с положениями устава и нормами действующего законодательства.

В соответствии с частью второй статьи 4 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, общественные объединения основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, названным Законом и иными актами законодательства. Для учредителей ОО устав имеет обязательную силу с момента его принятия (утверждения), однако до момента приобретения ОО прав юридического лица его уставная деятельность ограничена действиями, необходимыми для подготовки и осуществления государственной регистрации ОО. Действия членов ОО, преследующие иные цели, квалифицируются как деятельность от имени незарегистрированного объединения, которая образует состав административного правонарушения и влечет ответственность, предусмотренную статьей 167.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

С момента государственной регистрации ОО само объединение как юридическое лицо, его должностные лица, а также члены объединения приобретают права и несут обязанности, предусмотренные уставом и законодательством.

Первоочередные действия после регистрации

Для обеспечения деятельности ОО в соответствии с законодательством должностным лицам ОО после получения в регистрирующем органе правоустанавливающих документов надлежит совершить следующие действия:

1. В 10–дневный срок с момента выдачи правоустанавливающих документов обратиться с заявлением о присвоении учетного номера налогоплательщика в районную инспекцию Государственного налогового комитета Республики Беларусь по месту нахождения юридического адреса ОО. При этом представляется:

— заявление (бланк заявления выдается на месте);

— копии устава и свидетельства о регистрации, заверенные нотариально;

— сведения о наличии юридического адреса (копия гарантийного письма или договора аренды либо безвозмездного пользования помещением);

— выписка из протокола о назначении (избрании) руководителя организации и приказ о назначении бухгалтера (при его наличии);

— паспортные данные и паспорта руководителя и бухгалтера (при его наличии);

— папка–скоросшиватель.

Присвоение учетного номера налогоплательщика и выдача извещения об этом производится бесплатно в 10–дневный срок с момента представления необходимых документов.

В случае изменения в последующем представляемых данных, объединение в 10–дневный срок обязано сообщить об этом в соответствующую инспекцию ГНК.

2. В случае открытия счета в банке необходимо получить дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика. При этом на каждый вид счета (валютный, расчетный и др.) выдается отдельный дубликат. Для этого в соответствующую инспекцию Государственного налогового комитета подается:

— заявление;

— квитанция об уплате сбора в размере минимальных заработных плат за каждый дубликат (если ОО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то выдача дубликатов извещения о присвоении УНН производится без взимания платы3).

Дубликат извещения выдается в 10–дневный срок с момента поступления необходимых документов.

3. В 15–дневный срок с момента государственной регистрации зарегистрироваться в качестве плательщика отчислений в Государственный фонд содействия занятости. Для этого в инспекцию Государственного налогового комитета Республики Беларусь по району расположения юридического адреса представляется:

— сведения об УНН;

— сведения о юридическом адресе;

— сведения о вакантных должностях (при наличии таковых).

4. В 10–дневный срок с момента государственной регистрации зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Для этого в районный (городской) отдел областного либо Минского городского управления Фонда по месту нахождения юридического адреса объединения подается:

— заявление (форма на месте);

— копия свидетельства о государственной регистрации.

5. Получить разрешение паспортно–визовой службы районного управления внутренних дел по месту нахождения юридического адреса ОО на изготовление печати, для чего:

— согласовать эскиз печати в регистрирующем органе;

— обратиться в РУВД по месту нахождения юридического адреса, представив следующие документы:

–Заявление, с указанием лица, уполномоченного получить разрешение.

–Копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально.

–Выписку из устава, подтверждающую, что ОО как юридическое лицо может иметь печать, а также подтверждающую правомочность соответствующего органа ОО принимать решение об утверждении образца печати.

–Выписку из протокола заседания соответствующего органа ОО об утверждении образца печати.

–Описание и графическое изображение (эскиз) образца печати, подписанные руководителем объединения (2 экз.), согласованные регистрирующим органом.

–Оригинал устава.

6. Получить код Общегосударственного классификатора предприятий и организаций (код ОКПО), для чего представить в соответствующее городское (областное) Управление статистики и анализа следующие документы:

— копию свидетельства о регистрации;

— платежное поручение или квитанцию почты об уплате сбора за присвоение кода;

— оригинал устава и свидетельства о регистрации.

При представлении заявления с изложением обоснованной просьбы возможно освобождение ОО от уплаты сбора.

По получении вышеуказанных документов общественному объединению выдается информационное письмо с указанием присвоенного идентификационного кода.

7. Открыть счет в банке. Для открытия счета в соответствующее учреждение банка представляются следующие документы:

— заявление об открытии счета;

— копии свидетельства о регистрации и устава ОО, заверенные нотариально;

— оригинал устава (для проставлении отметки об открытии счета);

— дубликат извещения о присвоении УНН;

— справку органов Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей;

— карточку с образцами подписей и оттиском печати, заверенную нотариально (дополнительные экземпляры в количестве, требуемом конкретным банком, нотариального заверения не требуют).

Для открытия валютного счета в том же банке дополнительно представляются соответственно заявление на открытие счета и дубликат извещения о присвоении УНН.

После открытия счета необходимо сообщить инспекции ГНК его номер, а также наименование и код банка, в котором он открыт.

Организация и ведение делопроизводства в ОО

Делопроизводство в ОО, как и ином юридическом лице, организуется и ведется в соответствии с требованиями законодательства. За нарушение требований законодательства о делопроизводстве должностные лица объединения несут ответственность, предусмотренную статьями 89.1, 89.2, 89.3, 167.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (максимальное наказание — штраф в размере 20 минимальных заработных плат).

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу отношений, являются:

1. Закон Республики Беларусь “О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь”;

2. Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан”;

3. Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан;

4. Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь;

5. СТБ 6.38–95 “Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно–распорядит ельной документации. Требования к оформлению документов”.

Необходимо помнить, что документы, образующиеся в деятельности ОО, фиксируют практическую сторону его работы, свидетельствуют о соответствии его деятельности законодательству. Поэтому следует неукоснительно соблюдать установленные правила ведения делопроизводства. Правоустанавливающие и иные документы, печать, штампы ОО должны храниться в условиях, не допускающих их утерю, порчу или кражу, в течение срока, установленного законодательством. Единоличные решения руководителя организации (руководителя организационной структуры) должны оформляться приказами либо распоряжениями, коллегиальные решения органов объединения — протоколами либо актами. Для оформления документов следует разработать и утвердить бланки ОО.

Правоустанавливающие и иные документы, печать, штампы, бланки ОО хранятся по месту размещения его юридического адреса. Лицо, ответственное за сохранность документации, назначается приказом руководителя ОО.

Законодательство о делопроизводстве предусматривает следующие требования к организации документооборота:

1. ОО ведут делопроизводство на основании собственных инструкций по делопроизводству, разрабатываемых самостоятельно и не противоречащих законодательству, утверждаемых их руководителями.

2. Ведение делопроизводства возлагается на структурное подразделение организации (канцелярия, общий отдел, секретариат или др.), положение о котором утверждается руководителем организации. При этом ответственность за соблюдение установленных правил и порядка работы с документами несет руководитель структурного подразделения. При отсутствии соответствующего структурного подразделения руководитель организации своим приказом определяет ответственного за ведение делопроизводства.

3. Все категории входящих, исходящих и внутренних документов подлежат регистрации, систематизации и хранению в соответствии с номенклатурой дел, утверждаемой приказом руководителя организации. Для регистрации и контроля исполнения документов используются регистрационно–контрольны е карточки. В организациях с документооборотом до 600 документов в год допустима регистрация документов в журналах. Отдельно регистрируются, систематизируются и хранятся входящие документы и ответы на них, инициативные исходящие документы и ответы на них, внутренние нормативно–распорядительн ые документы, письма и обращения граждан и ответы на них.

4. Входящая корреспонденция регистрируется в день получения и направляется на рассмотрение руководителю организации. При регистрации поступивших документов в правом нижнем углу документа проставляется оттиск регистрационного штампа, содержащий наименование организации, зарегистрировавшей документ, дату поступления и регистрационный индекс (номер) документа. По результатам рассмотрения руководитель налагает резолюцию о характере исполнения документа и исполнителе. Контроль исполнения документов осуществляет лицо, ответственное за делопроизводство. Сроки исполнения устанавливает руководитель организации в соответствии с законодательством. При отсутствии в резолюции указания о сроке исполнения документ исполняется в 10–дневный срок.

5. Исходящая корреспонденция подлежит регистрации после подписания руководителем ОО и отправляется, как правило, в день подписания. Исходящему документу присваивается регистрационный индекс, содержащий номер дела, в котором будет храниться документ (в соответствии с номенклатурой дел), и через дробь — порядковый номер регистрации, возрастающий в пределах года. На исходящем документе–ответе делается ссылка на исходящий номер документа–запроса.

6. Внутренние документы, подписываемые руководством ОО, подлежат обязательной регистрации на регистрационно–контрольны х карточках или в журнале. Регистрационным индексом приказа, распоряжения, протокола, акта является его порядковый номер, возрастающий в пределах года. Каждый вид документа имеет свою нумерацию и регистрируется отдельно.

7. Письма и обращения граждан подлежат отдельной регистрации, учету и контролю исполнения. В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об обращениях граждан”, обращения граждан, в том числе и устные, подлежат регистрации и обязательному исполнению в месячный срок со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней со дня поступления. Руководители организаций обязаны также не реже одного раза в месяц проводить личный прием граждан. Личный прием проводится в установленные дни и часы, график приема утверждается руководителем организации и доводится до всеобщего сведения.

Установлены следующие требования к оформлению документов:

1. Документы оформляются на бланках. Бланки ОО должны иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения, установленный СТБ 6.38–95. В частности, бланк организации должен содержать ее полное наименование в соответствии с уставом, код ОКПО, юридический и почтовый адрес, оформленный в соответствии с “Почтовыми правилами”, коммуникационные данные (телефон, факс, e–mail и др.), номер расчетного счета и наименование банка. Эмблема размещается на бланке только в случае ее государственной регистрации. При создании бланка на нескольких языках все реквизиты дублируются.

2. Документы должны содержать название (приказ, постановление, протокол и др.); заголовок, грамматически согласующийся с названием документа, дату подписания (утверждения, согласования), регистрационный номер, место издания (кроме писем), текст, указания на приложения (при их наличии), подпись, отметку об исполнителе. В письмах название документа не указывается. Дата указывается цифровым способом в следующем порядке: число, месяц, год.

3. Адресуемый документ должен содержать название и почтовый адрес получателя, изложенный в соответствии с “Почтовыми правилами”. При этом название организации пишут в именительном падеже. При адресовании документа конкретному должностному лицу либо гражданину наименование должности и фамилию получателя пишут в дательном падеже.

4. Печать организации ставится лишь на документах, требующих удостоверения их юридической силы. Проставление печати необходимо во всех случаях удостоверения прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц, при санкционировании расходования денежных средств и материальных ценностей. Оттиск печати на документах должен захватывать часть наименования должности и личной подписи лица, подписавшего (утвердившего) документ.

5. Документы следует оформлять, учитывая необходимые минимумы полей. В соответствии с СТБ 6.38–95, бланки документов должны иметь поля: левое — 30 мм, правое — не менее 8 мм, верхнее и нижнее — не менее 20 мм. Текстовые документы, направляемые в регистрирующие органы, оформляются через полтора интервала с использованием компьютерного шрифта “Times New Roman” с размером кегля 14 пунктов.

Учет членов ОО. Соблюдение сроков созыва коллегиальных органов и полномочий выборных органов и должностных лиц

В соответствии с действующим законодательством ОО имеют фиксированное членство. ОО, а также его организационные структуры (при их наличии и возложении на них такой обязанности) обязаны вести учет своих членов, а также хранить документы, отражающие их личные данные и подтверждающие их членство в ОО согласно уставу. Эти документы могут быть затребованы у Вас при проведении проверки должностными лицами регистрирующего органа.

Данные о численном составе ОО не только свидетельствуют о его существовании, но и позволяют судить о правомочности его деятельности. Так, если республиканское ОО насчитывает менее 50 членов, либо не имеет в городе Минске и большинстве областей не менее чем по 10 членов ОО, его деятельность в качестве республиканского ОО противоречит закону. В таком случае оно подлежит реорганизации в местное ОО либо, при невозможности реорганизации или восполнения количества членов, ликвидации в установленном порядке. Местное ОО, насчитывающее менее 10 членов и не имеющее возможности восполнить их количество, также подлежит ликвидации.

Личные данные о члене ОО должны содержать сведения о:

1. Фамилии, имени, отчестве.

2. Гражданстве.

3. Дате рождения.

4. Месте постоянного жительства и номере домашнего телефона.

5. Месте работы (учебы), должности и рабочем телефоне.

Документами, подтверждающими членство граждан в ОО, являются их заявления о вступлении в члены ОО, а также протоколы заседаний коллегиальных органов ОО о принятии данных лиц в его члены в соответствии с уставом. Для учредителей ОО документами, подтверждающими их членство в ОО, являются список учредителей и протокол учредительного мероприятия объединения.

При исключении (выходе) либо выбытии члена ОО из его состава документами, подтверждающими данный факт, является протокол заседания коллегиального органа ОО об исключении, заявление о выходе либо акт о выбытии члена ОО, оформленные в установленном уставом порядке.

Еще одним важным моментом, который следует учитывать при осуществлении уставной деятельности ОО, является соблюдение указанных в уставе сроков созыва коллегиальных органов ОО (высшего органа, руководящего органа, исполнительно–распорядите льного органа (при его наличии), контрольно–ревизионного органа), соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц ОО. Следует учитывать, что при использовании в уставе формулировки “созывается раз в ____ месяцев (дней, лет)” очередное заседание коллегиального органа проводится строго в указанный период, между очередными заседаниями могут проводиться внеочередные (чрезвычайные) заседания. При употреблении в уставе формулировки “созывается по мере необходимости, но не реже одного (двух, трех и др.) раза в год (месяц, квартал), заседания коллегиального органа проводятся не реже установленного минимума раз в определенный период, термин очередное/внеочередное заседание не употребляется.

На заседаниях коллегиальных органов ОО ведутся протоколы, отражающие повестку дня, ход обсуждения и существо принятых решений с указанием результатов голосования. В протоколе в обязательном порядке указывается на правомочность заседания согласно уставу, с указанием числа присутствующих и необходимого кворума. Протоколы подписываются председательствующим на заседании и секретарем.

Вопросы о переизбрании выборных органов и должностных лиц ОО необходимо решать в установленные уставом сроки. Обо всех изменениях, касающихся персонального состава выборных органов и высших должностных лиц ОО, необходимо своевременно извещать регистрирующий орган.

Все вышеизложенное применимо и к коллегиальным органам организационных структур ОО (при их наличии). Контроль за соблюдением организационными структурами устава осуществляет контрольно–ревизионный орган ОО. При нарушении организационными структурами положений устава и требований законодательства ответственность несет само ОО.

Учет организационных структур ОО. Соблюдение порядка их создания, постановки на учет (регистрации), осуществления деятельности и ликвидации

Организационные структуры ОО (при их наличии) создаются в соответствии с его уставом, который предусматривает условия и порядок их создания, статус (возможность наделения правами юридического лица), компетенцию, иерархию организационных структур, порядок управления деятельностью, а также условия и порядок их ликвидации. Организационная структура может быть создана по решению членов ОО, проживающих на определенной территории, либо по решению руководящего органа ОО. В случаях, предусмотренных уставом, создание организационной структуры является обязательным.

Так, если в уставе содержится норма о том, что “организационная структура создается при наличии не менее 3 (5, 10 и др.) членов, проживающих на определенной территории”, при достижении указанного количества членов ОО обязано решить вопрос о создании организационной структуры, в противном случае оно подлежит ответственности за нарушение устава. При обязательном условии создания организационной структуры высшего уровня при наличии определенного количества структур низшего уровня (например, областная структура создается при наличии 3 районных) данный вопрос решается аналогично.

В то же время без наличия всех необходимых условий организационная структура не может быть создана. В вышеуказанных случаях создание структуры при отсутствии необходимого числа членов либо областной структуры при отсутствии районных недопустимо.

Как правило, уставы ОО предусматривают не обязательность, а возможность создания организационных структур, используя словесную формулу “могут быть созданы”. В этом случае в решении о создании структуры указывается основание создания.

Созданные организационные структуры ОО подлежат внутреннему учету (регистрации) его руководящим органом. При этом руководящий орган ОО должен располагать информацией о персональном составе организационной структуры, а также иными сведениями, представляемыми в регистрирующие органы при их постановке на учет (регистрации) в соответствии с законодательством. Правомерность создания организационной структуры оценивается контрольно–ревизионным органом ОО.

При вариативности нормы устава, определяющей статус организационной структуры (с правом либо без права юридического лица), решение о наделении структуры определенным статусом принимает руководящий орган ОО.

Организационные структуры ОО подлежат обязательной постановке на учет либо регистрации (в случае наделения правом юридического лица) в территориальных регистрирующих органах. Для межобластных и областных (Минских городских) организационных структур регистрирующим органом является управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета, для иных организационных структур — районный (городской) исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения юридического адреса структуры.

Для постановки на учет (регистрации) организационной структуры в территориальный регистрирующий орган в месячный срок со дня ее создания необходимо представить:

1. Заявление о постановке на учет (регистрации), в котором указывается орган, зарегистрировавший ОО, цели и территория его деятельности, юридический адрес, дата и номер свидетельства о регистрации, а также наименование, территория деятельности и юридический адрес организационной структуры.

2. Копию свидетельства о регистрации и устава (выписку из него), заверенные нотариально либо руководителем (заместителем руководителя) ОО.

3. Протокол компетентного органа ОО о создании организационной структуры.

4. Решение руководящего органа ОО о наделении организационной структуры правами юридического лица (в случаях, предусмотренных уставом), а также о внутренней постановке на учет (регистрации).

5. Списки членов выборных органов организационной структуры с указанием их должности в этих органах, а также личных данных по персональному составу;

6. Документ, подтверждающий наличие юридического адреса организационной структуры;

7. Документ, подтверждающий оплату сбора за постановку на учет (регистрацию) организационной структуры (10 % минимальной заработной платы при постановке на учет, 20 % минимальной заработной платы при регистрации на момент представления документов).

При необходимости подтверждения правомочности создания организационной структуры согласно уставу дополнительно представляются список членов организационной структуры или сведения о созданных организационных структурах низшего уровня.

Следует помнить, что документы зарегистрированного ОО оформляются с учетом требований делопроизводства. Списки и сведения о членах организационной структуры ОО подписываются руководителем ОО и заверяются печатью.

При одновременном обращении в один регистрирующий орган о постановке на учет (регистрации) нескольких организационных структур копии свидетельства и регистрации и устава представляются в одном экземпляре. При последующем обращении о постановке на учет (регистрации) организационной структуры в регистрирующий орган, ранее принявший решение о постановке на учет (регистрации) организационной структуры данного ОО, вышеуказанные копии не представляются.

Решение о постановке на учет (регистрации) организационной структуры ОО принимается регистрирующим органом в месячный срок со дня поступления заявления, о чем вносится запись в журнал учета (регистрации) организационных структур ОО. Представителям ОО выдается свидетельство о постановке на учет (регистрации) организационной структуры.

Деятельность организационных структур общественного объединения осуществляется в соответствии с его уставом, а также (при наличии) положением об организационных структурах (об организационной структуре определенного вида), утверждаемым решением руководящего органа ОО, и не должна противоречить законодательству. С целью избежания спорных ситуаций в уставе либо положении об организационных структурах следует предусмотреть порядок их создания, реорганизации, ликвидации, виды, компетенцию, порядок образования и сроки полномочий выборных органов, пределы собственной компетенции и виды деятельности, требующие согласования с руководящим органом ОО, иерархию организационных структур (при многоуровневой структуре ОО) и порядок их взаимодействия, ответственность в случае нарушения устава и законодательства.

Реорганизация организационной структуры проводится в случаях, определенных уставом ОО, и не должна противоречить уставу и законодательству. Сведения о реорганизации организационной структуры представляются в территориальный регистрирующий орган для принятия соответствующего решения.

Ликвидация организационной структуры ОО осуществляется в соответствии с его уставом при следующих возможных условиях:

1. Утрата правовых оснований для деятельности организационной структуры (недостаток необходимого количества членов при невозможности их восполнения, отсутствие необходимого количества нижестоящих структур).

2. Нарушение установленного уставом и законодательством порядка создания организационной структуры.

3. Существенное нарушение организационной структурой устава и (или) законодательства, повлекшее причинение ущерба ОО.

4. Фактическое бездействие организационной структуры и нецелесообразность ее дальнейшего существования.

5. Иные причины, признанные обоснованными органом (собранием членов) ОО, которые принимали решение о создании данной организационной структуры.

Оценка правомерности ликвидации организационной структуры производится контрольно–ревизионным органом ОО.

Ликвидация организационной структуры ОО осуществляется на основании обоснованного решения органа, принимавшего решение о ее создании, либо руководящего органа ОО (в соответствии с положениями устава). Организационная структура ОО, наделенная правами юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательством, может быть ликвидирована также по решению суда.

При ликвидации организационной структуры, не наделенной правами юридического лица, в территориальный регистрирующий орган в месячный срок со дня ликвидации представляется заявление руководящего органа ОО об исключении записи о постановке на учет организационной структуры из журнала учета организационных структур ОО, а также протокол заседания компетентного органа ОО о ликвидации организационной структуры.

При ликвидации организационной структуры ОО, обладающего правами юридического лица, о принятом решении незамедлительно сообщается регистрирующему органу, а ликвидация структуры производится в порядке, предусмотренном законодательством для ликвидации юридических лиц (см. далее порядок ликвидации ОО). По завершении процесса ликвидации необходимые документы и заявление об исключении записи о регистрации организационной структуры из журнала регистрации организационных структур ОО в месячный срок направляется в территориальный регистрирующий орган.

На основании представленных документов регистрирующий орган исключает запись о постановке на учет либо регистрации из соответствующего журнала, о чем сообщает заявителю.

Внесение изменений и дополнений в устав ОО и их государственная регистрация

Внесение изменений и дополнений в устав ОО осуществляется органом, уполномоченным на это уставом ОО (высшим либо руководящим органом), в порядке, определенном уставом. Внесение изменений либо дополнений в устав не допускается, если оно осуществлено с нарушением устава ОО и законодательства, а также, если устав ОО с учетом внесенных изменений противоречит действующему законодательству.

Если изменения устава касаются более половины его содержания, содержания главы, пункта, подпункта, части, либо когда внесение отдельных изменений и дополнений технически сложно для восприятия, устав (глава, пункт, подпункт, часть) излагаются в новой редакции.

Изменения и дополнения в устав ОО вступают в силу для членов ОО с момента внесения, для иных лиц — с момента государственной регистрации изменений и дополнений в установленном порядке.

Изменения и дополнения в устав ОО подлежат государственной регистрации органами, зарегистрировавшими ОО. Для этого в соответствующий регистрирующий орган в месячный срок с момента внесения изменений и дополнений в устав представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации изменений и дополнений в устав, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа.

2. Устав ОО с внесенными изменениями и дополнениями (в новой редакции) в 2 экз.

3. Протокол заседания правомочного органа, принявшего решение о внесении изменений и дополнений в устав.

4. Документ банка, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

5. Оригинал устава и (при изменении юридического адреса, внесения изменения в название, цели, задачи, методы, территорию деятельности) свидетельства о регистрации.

6. Списки членов выборных органов ОО (если было принято решение по изменению персонального состава выборных органов).

7. Документ, подтверждающий наличие юридического адреса (если юридический адрес был изменен либо истек срок действия договора, в соответствии с которым он был предоставлен);

8. Справка органов внутренних дел о сдаче печати (при изменении названия ОО).

9. Заявление физических лиц (их близких родственников) о согласии на использование в названии ОО личного имени гражданина (если меняется название и предполагается использование личного имени гражданина).

Требования к содержанию документов идентичны тем, которые предъявляются при государственной регистрации ОО, рассмотрение заявления производится в том же порядке и те же сроки.

Размер регистрационного сбора при внесении изменений и дополнений в устав установлен в 30 % сбора за регистрацию ОО (2,4 минимальных заработных платы). При внесении изменений в название, цели, задачи, методы, территорию деятельности ОО уплачивается сбор в размере 100 % сбора за регистрацию ОО (8 минимальных заработных плат). С молодежных и детских республиканских и местных общественных объединений сбор не взимается.

При внесении изменений и дополнений в устав в связи с изменениями законодательства регистрационный сбор не взимается.

По результатам рассмотрения представленных документов ОО регистрирующий орган в месячный срок со дня их поступления принимает одно их следующих решений:

— о государственной регистрации изменений и дополнений в устав;

— об отсрочке государственной регистрации изменений и дополнений в устав;

— об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в устав.

При государственной регистрации изменений и дополнений в устав представителям ОО выдается один экземпляр устава с внесенными изменениями и дополнениями (в новой редакции) с отметками о регистрации. При внесении изменений в название, цели, задачи, методы, территорию деятельности ОО выдается также свидетельство о регистрации за новым номером, прежние правоустанавливающие документы утрачивают силу и изымаются. При изменении юридического адреса необходимые сведения вносятся в прежнее свидетельство о регистрации без выдачи нового.

В случае изменения названия ОО производится также замена свидетельства о регистрации его символики (при наличии), для чего объединением представляется цветная версия символики (3 экз.), идентичная зарегистрированной. Ранее выданное свидетельство о регистрации символики изымается.

Решение об отсрочке государственной регистрации изменений и дополнений в устав объединения на срок до 1 месяца регистрирующий орган может принять при нарушении порядка их внесения. При устранении причин, послуживших основанием для отсрочки, повторное заявление рассматривается в том же порядке в месячный срок со дня поступления.

Решение об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в устав принимается в случаях:

— нарушения порядка внесения изменений и/или дополнений в устав;

— несоответствия изменений и/или дополнений требованиям законодательства;

— невыполнения в месячный срок условий, изложенных в решении об отсрочке государственной регистрации.

Если государственная регистрация изменений и дополнений в устав объединения в установленный срок не произведена либо в ней отказано по мотивам, которые учредителями (руководящим органом) ОО считаются не имеющими оснований, они могут обжаловать принятое решение в месячный срок со дня получения. Решение Министерства юстиции Республики Беларусь обжалуется в Верховном Суде Республики Беларусь, решения управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома — соответственно в областном и Минском городских судах.

Получение дубликатов правоустанавливающих документов

При утере, порче либо хищении свидетельства о регистрации ОО, свидетельства о регистрации его символики, оригинала устава регистрирующий орган вправе выдать ОО дубликаты свидетельства о регистрации ОО, его символики и устава. Для получения дубликатов в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1. Заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа, с указанием обстоятельств исчезновения правоустанавливающих документов.

2. Справка из органов внутренних дел при хищении документов и возбуждении дела по данному факту.

3. Документ банка, подтверждающий уплату сбора (50 % от сбора за регистрацию объединения, или 4 минимальные заработные платы).

При необходимости регистрирующий орган может затребовать иные документы, свидетельствующие о факте утери, порчи либо хищения.

Заявление о выдаче дубликатов рассматривается в месячный срок со дня его поступления. При необходимости проводится проверка достоверности факта утери или испорченности. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о выдаче дубликатов либо отказе в их выдаче, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

При оформлении дубликата правоустанавливающего документа на его внешней стороне делается запись: “Дубликат”. Копии выданных дубликатов, а также материалы, ставшие основанием для их выдачи, приобщаются к регистрационному делу.

Реорганизация и ликвидация ОО. Исключение записи о реги