Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
ngo.by → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.10. Абарона правоў грамадскіх аб’яднанняў
Защита деловой репутации общественного объединения
Зикрацкий Дмитрий Александрович,
юрист ЗАО “ЮрЭкспресс”
Зикрацкий Сергей Александрович,
председатель правозащитной комиссии
РМОО “Задзіночаньне Беларускіх Студэнтаў”
(выдержки из главы 4 книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской. — Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. — 372 с.)
Понятие деловой репутации. Основу защите деловой репутации общественного объединения дает ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Данной статьей, однако, не дано определение понятия “деловая репутация”. Понятие “деловая репутация” дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999№ 15 “О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации” и Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.1999 № 7 “О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации”. В научной литературе является спорным вопрос о том, обладают ли общественные объединения деловой репутацией. Высказывается точка зрения, что деловой репутацией обладают лишь коммерческие юридические лица. Однако определения понятия “деловая репутация”, которые даны в законодательстве, позволяют однозначно утверждать, что общественные объединения обладают деловой репутацией. Так, в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 № 15 определено, что под “деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися”. В п. Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.1999 № 7 сказано, под деловой репутацией понимается “положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности”. Таким образом, ни в постановлении Пленума Верховного Суда, ни в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда не проводится различия на коммерческие и некоммерческие юридические лица, что позволяет сделать однозначный вывод о наличии у общественных объединений деловой репутации. Деловая репутация — это нематериальное благо, которое принадлежит юридическим лицам с момента регистрации.
Несмотря на то, что понятие деловой репутации дано в законодательстве, до сих пор спорным остается вопрос о сущности данного нематериального блага, а также о том, в каких случаях возможна защита деловой репутации. Особенно этот вопрос актуален для общественных объединений и других некоммерческих организаций. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда применительно к деловой репутации юридических лиц говорится об оценке их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, причем формирование и поддержание данной оценки непременно способствует осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, во главу угла при определении понятия “деловая репутация” ставится именно хозяйственная деятельность. Учитывая, что осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности не является первостепенной задачей общественных объединений, многие из них вообще не занимаются предпринимательской деятельностью, другие занимаются лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления уставных целей и задач, существуют определенные трудности при защите деловой репутации общественного объединения. Существует точка зрения, что понятие деловой репутации значительно шире, нежели это определено законодательством. По этой точке зрения в понятие деловой репутации включается также и “профессиональная” либо “общественная” репутация, которые также подлежат защите. Так, в этом аспекте под деловой репутацией можно было бы понимать также и оценку обществом деятельности организации по осуществлению своих уставных целей и задач. Однако данная позиция является лишь точкой зрения отдельных юристов и, поскольку не получила отражение в законодательстве, не подлежит применению и на практике.
Способы защиты деловой репутации. Способы защиты гражданских прав установлены ст. 11 Гражданского кодекса. Однако применительно к защите деловой репутации чаще всего применяется способ, не упомянутый в ст. 11 ГК. Это специальный способ защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации юридических лиц, который предусмотрен ст. 153 Гражданского кодекса РБ — опровержение порочащих деловую репутацию юридического лица несоответствующих действительности сведений. Еще одним специальным способом защиты деловой репутации, близким к опровержению, является ответ. Отличие между данными способами защиты проводится по основаниям права на их применение. Так, организация имеет право на опровержение распространенных сведений, которые не соответствуют действительности и порочат ее деловую репутацию. В том случае, когда распространены сведения, которые ущемляют права или законные интересы организации (они могут, например, не соответствовать действительности, но не являться порочащими), она имеет право на ответ.
Третьим специальным способом защиты деловой репутации является признание распространенных сведений не соответствующими действительности. Особенностью данного способа защиты является то, что применяется он в случаях, когда невозможно установить лицо, которое распространило не соответствующие действительности и порочащие сведения. В этом случае по заявлению лица, в отношении которого были распространены подобные сведения, суд, при наличии достаточных оснований, принимает решение о том, что данные сведения не соответствуют действительности.
Среди способов защиты, упомянутых в ст. 11 ГК, наиболее распространенным является возмещение убытков, однако его применение ограничено. Это связано с тем, что организация, которая понесла убытки в связи с распространением сведений, порочащих ее деловую репутацию, должна доказать прямую причинно–следственную связь между распространением порочащих сведений и наступившими убытками. Очевидно, что доказать, что спрос на товары определенной организации снизился именно из–за распространения порочащих сведений, а не сменой моды, настроения граждан, платежеспособности населения, магнитными бурями наконец, является практически невозможным.
Возможно применение и других способов зашиты, упомянутых в ст. 11 ГК (например, пресечение действий, нарушающих право), за исключением тех, которые противоречат сущности деловой репутации, однако такое применение весьма ограничено и может применяться еще реже, нежели возмещение убытков.
Условия ответственности по требованиям о защите деловой репутации. Гражданский кодекс в ст. 153 определяет 3 условия для удовлетворения требования об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию:
— распространение сведений;
— несоответствие сведений действительности;
— порочащий характер сведений.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда под распространением сведений, порочащих деловую репутацию, понимается сообщение таких сведений как любому третьему лицу, так и нескольким лицам или неопределенному кругу лиц путем опубликования в печати, в других средствах массовой информации, трансляции по радио, теле— и видеопрограммам, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах стационарного размещения или передвижного характера, публичных выступлений или сообщения в иной форме. Таким образом, форма распространения не имеет значения, главное, чтобы сведения были переданы, по крайней мере, одному лицу, за исключением того, которого эти сведения касаются.
Особенностью дел о защите деловой репутации является то, что доказывать соответствие сведений действительности должен ответчик, т. е. лицо, которое распространило данные сведения. По общему правилу гражданского и хозяйственного процесса каждая из сторон в процессе доказывает те факты, на которые ссылается. Однако в исках о защите деловой репутации (так же как и в исках о защите чести и достоинства) переложено бремя доказывания несоответствия сведений на ответчика. Это связано, во–первых, с тем, что ответчик является распространителем сведений, и должен иметь информацию о ее достоверности, а во–вторых, с тем, что доказывать несоответствие сведений действительности гораздо сложнее, нежели их соответствие.
В нормативно–правовых актах не определен перечень сведений, которые являются порочащими. Дано лишь общее правило о том, что прочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые носят предосудительный характер и умаляют деловую репутацию юридического лица. К таким сведениям можно отнести сведения о незаконной деятельности, деятельности, которая не соответствует нормам морали, нравственности, обычаям и устоям, действующим в обществе.
Только при наличии всех трех перечисленных условий общественное объединение имеет право требовать опровержения распространенных сведений. В том случае, когда выполнены не все эти условия, однако распространенная информация затрагивает права и законные интересы организации, она имеет право обратиться с требованием опубликовать ответ в средствах массовой информации.
Суды, рассматривающие иски о защите деловой репутации. Общественное объединение может обращаться за защитой своей деловой репутации как в общие, так и в хозяйственные суды. Выбор суда зависит от лица, которое распространило не соответствующие действительности и порочащие сведения. В том случае, когда такие сведения распространяются какой–либо организацией и неизвестен автор этих сведений (например, в рекламном буклете одной организации распространены порочащие сведения о другой), иск о защите деловой репутации подлежит рассмотрению в хозяйственном суде. Это связано с тем, что споры между юридическими лицами по общему правилу подлежат рассмотрению в хозяйственном суде. Иск подается в хозяйственный суд по месту нахождения ответчика, т. е. лица, которое распространило информацию. В том случае, когда сведения распространены гражданином (например, во время публичного выступления), иск о защите деловой репутации подается в общий суд по месту жительства данного гражданина. И, наконец, в том случае, когда ответчиками выступают одновременно и гражданин, и юридическое лицо (например, публикация в газете), иск о защите деловой репутации подается в общий суд. Это связано с правилом, закрепленным в гражданском процессуальном кодексе — споры, в которых, по крайней мере, одной из сторон выступает гражданин, подлежат рассмотрению в общем суде. Заметим, что привлечение автора распространенных сведений по данной категории дел — обязательное. Организация, в отношении которой распространены порочащие сведения, не может отказаться от привлечения гражданина в участии в процессе, подать иск исключительно к организации и обратиться за защитой в хозяйственный суд. Такой спор подлежит рассмотрению исключительно в общем суде.
Поскольку деловая репутация является нематериальным благом, то при подаче исков в ее защиту государственная пошлина взимается, как с исков, носящих нематериальный характер. С требований о возмещении понесенного ущерба государственная пошлина взимается, как с требований материального характера.