Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь - БРГА «Аб'яднаны шлях» - → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.13. Правовое положение общественных объединений в РБ. Сборник авторских статей → Глава 1. Cоздание и регистрация общественных объединений и их символики в Республике Беларусь
Пакет документов для регистрации15
Документы, предоставляемые для государственной регистрации ОО и их символики должны быть выполнены на одном из государственных языков Республики Беларусь на бумаге формата А4 с использованием машинописной или электронной техники (компьютерный шрифт Times New Roman размер 14), текст через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа и оформлены в соответствии с действующими правилами делопроизводства.
Для регистрации ОО в месячный срок16 со дня его учреждения (даты проведения учредительного мероприятия) регистрирующему органу подаются следующие документы:
1. Заявление о регистрации с указанием:
просьбы зарегистрировать ОО с указанием его полного и сокращенного наименования на русском и белорусском языках;
просьбы зарегистрировать символику ОО (при наличии);
даты и места (населенный пункт) принятия устава;
органа, принявшего решение о принятии (утверждении) устава (съезд, конференция, общее собрание или иное);
основных целей деятельности на русском и белорусском языках;
направленности деятельности ОО (благотворительная, научная, спортивная, экологическая или иное);
статуса ОО (международное, республиканское, местное) или союз (ассоциация) ОО;
территории, на которые распространяет свою деятельность (для международных Республика Беларусь и перечисление иностранных государств, для республиканских Республика Беларусь, для местных область, город, район и др.);
названия руководящего органа и его местонахождения (юридический адрес, номер телефона);
Ф.И.О. (полностью), а также телефонов не менее чем трех членов руководящего органа, которым поручено представлять интересы ОО в процессе регистрации либо в случае возникновения споров в суде.
Заявление должно быть подписано не менее чем тремя членами руководящего органа, адресовано регистрирующему органу, должно содержать дату составления и исходящий номер.
Заявление может содержать и другие сведения.
2. Устав (в двух экземплярах), который должен предусматривать:
2.1. Полное и сокращенное название, цели, задачи и методы деятельности ОО.
Название (наименование) ОО должно содержать указание на организационно-правовую форму (общественное объединение либо общественная организация) и характер деятельности (благотворительное, культурно-просветительское, спортивное или др.).
Название ОО, в том числе сокращенное, должно отличаться от названий других ОО, зарегистрированных в Республике Беларусь (а также от названий ОО, ликвидированных по решению суда), и не нарушать прав на интеллектуальную собственность. Специальная часть (заключаемая в кавычки) не может быть тождественной или сходной до степени смешения с названиями зарегистрированных ОО.
Не допускается использование в названии ОО слов Республика Беларусь, Беларусь, национальный, народный в любом падеже, а также государственной символики или официального названия либо символики другого государства, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами17. Не допускается использование в названии также слов академия, институт, центр18. Не рекомендуется использование слов, указывающих на иную организационно-правовую форму (фонд, союз, ассоциация и др.).
ОО имеют право на использование в своем названии личного имени гражданина только с его согласия, а в случае смерти гражданина с общего согласия переживших его мужа (жены), родителей и совершеннолетних детей (в подтверждение согласия ОО представляет заявление указанных граждан). В случаях, когда такие лица отсутствуют, вопрос об использовании личного имени в названии решается ОО самостоятельно.
2.2. Территорию и направленность деятельности.
2.3. Условия, порядок приобретения и утраты членства в ОО.
ОО имеют фиксированное членство, что не означает ограничение по количеству членов объединения, а предусматривает наличие процедуры их приема, учета и прекращения членства в ОО.
Условиями приема в члены ОО могут быть возраст, признание устава, согласие уплачивать членские взносы, принадлежность к определенной категории граждан (ветераны, инвалиды и др.), профессия и др.
Членами ОО могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставом ОО, его членами могут быть лица, не достигшие этого возраста и имеющие соответствующее письменное разрешение своих законных представителей19. Руководителями ОО, а также членами их контрольно-ревизионных органов могут быть только совершеннолетние лица.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие ОО, если это предусмотрено их уставами. Юридические лица не могут быть членами ОО.
2.4. Права и обязанности членов ОО.
2.5. Структуру ОО и его выборных органов, условия и порядок образования и ликвидации его организационных структур (если предусматривается их создание), их компетенцию и статус.
ОО может быть цельным, не имеющим в своем составе организационных структур.
При необходимости их наличия (могут быть созданы по территориальному признаку и/или по направлениям деятельности) нужно определить их уровень (например, для создаваемых по территориальному признаку первичные, районные (городские), областные, др.), условия и порядок образования, возможность наделения их правами юридического лица, порядок взаимоотношений организационных структур и ОО. Учитывая, что оргструктуры (как с правами, так и без прав юридического лица) будут в дальнейшем действовать лишь на основании устава ОО, опишите эти положения настолько подробно, чтобы в дальнейшем это позволило успешно работать с созданными организационными структурами.
2.6. Порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов, порядок принятия и обжалования их решений.
Должны быть предусмотрены права и обязанности руководителя, высшего, руководящих, контрольно-ревизионных и других (например, исполнительных) органов ОО; порядок их работы; порядок создания руководящих и других органов ОО (выборность, представительство, кооптирование, назначение, членство по занимаемой должности в ОО); порядок утраты, досрочного прекращения полномочий органов и его членов и другие необходимые положения.
2.7. Источники и порядок формирования собственности ОО; органы, правомочные принимать решения о приобретении, распоряжении и отчуждении собственности.
2.8. Порядок внесения изменений и дополнений в устав ОО.
2.9. Порядок реорганизации или ликвидации ОО и решения вопроса о судьбе оставшегося имущества.
2.10. Юридический адрес ОО (место нахождения руководящего органа ОО).
В уставе могут предусматриваться и другие положения, относящиеся к созданию и деятельности ОО и не противоречащие законодательству Республики Беларусь или вытекающие из него.
Страницы каждого экземпляра устава должны быть пронумерованы и на последней странице записано пронумеровано и скреплено печатью: листов.
3. Протокол учредительного съезда (конференции, общего собрания, другого учредительного организационного мероприятия).
Протокол должен отражать ход учредительного мероприятия, существо принятых решений и результаты голосования по ним. Должны быть указаны дата и место проведения учредительного мероприятия, список присутствовавших (с указанием представляемого региона), Ф.И.О. и подписи председателя и секретаря учредительного мероприятия, ответственных за составление протокола.
Обязательные вопросы повестки дня:
о создании и названии ОО;
о принятии устава;
о членстве учредителей (указываются фамилии воздержавшихся или проголосовавших против);
о выборах руководящего (возможно исполнительного) органа;
о выборах контрольно-ревизионного органа;
о наделении (не менее трех) членов руководящего органа правом представлять интересы ОО в регистрирующем органе или суде.
Каждый вопрос повестки дня строится по схеме:
Слушали
Выступили
Постановили (решили)
Результаты голосования в цифрах за, против, воздержались (единогласно не употребляется).
При проведении съезда (делегаты) или конференции (представители) представляются два (как правило) протокола Мандатной комиссии по проверке полномочий присутствовавших. В этих же случаях могут быть представлены протоколы счетной комиссии. Если голосование было тайным, то это обязательно20.
4. Согласованные цветная (4 экз.) и графическая (1 экз.) версии, а также описание символики (1 экз.), с приложением заключения Государственного комитета по архивам и делопроизводству (Отдела по архивам и делопроизводству облисполкома) по каждому ее виду.
Указанные документы представляются, если символика регистрируется одновременно с регистрацией ОО.
5. Документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора (оригинал).
За регистрацию ОО и их символики, если она происходит одновременно с регистрацией ОО, взимается регистрационный сбор в размере восьми минимальных заработных плат. При этом за регистрацию международных ОО 50 процентов сбора взимается в свободно конвертируемой валюте21. С республиканских и местных молодежных и детских ОО регистрационный сбор не взимается.
Так представляется оригинал, не забудьте, на всякий случай, оставить в делах организации ксерокопию.
6. Документ об оплате за сообщение о государственной регистрации объединения (оригинал) и копию договора о публикации.
Оплаченное предварительно сообщение о государственной регистрации ОО должно содержать полное название ОО, название регистрирующего органа, дату регистрации, номер свидетельства о регистрации, юридический адрес (место нахождения руководящего органа). Сообщение может содержать дополнительно иную информацию (Ф.И.О. руководителя, цели деятельности, др.) по желанию ОО. Данные, ставшие известными только после принятия решения о государственной регистрации ОО (дата, номер свидетельства) уточняются в редакции после получения ОО свидетельства о регистрации.
И в документе об оплате регистрационного сбора, и в документе об оплате за сообщение о государственной регистрации должно быть обязательно указано название Вашей ОО (например, за государственную регистрацию ОО Надежда.
Регистрирующему органу представляется оригинал документа об оплате (не забудьте, на всякий случай, оставить в делах организации ксерокопию) и копия (ксерокопия) договора о публикации.
7. Графическое изображение организационных структур ОО.
Представленная схема должна отражать построение и подчиненность органов ОО и его организационных структур (при наличии).
8. Список учредителей ОО, содержащий полностью следующую информацию:
Ф.И.О.,
дату рождения,
гражданство,
адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона,
место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях специальности) и номер рабочего телефона,
личную подпись учредителя.
Список учредителей подписывается тремя членами руководящего органа ОО.
Помимо списка могут быть представлены заявления о приеме, анкеты, учетные карточки, заверенные в установленном порядке, ксерокопии паспортных данных при создании международных объединений и другие сведения, необходимые при регистрации22.
9. Список членов руководящих органов (Правления, Совета, Президиума, др.) должен содержать:
Ф.И.О.;
дату рождения;
гражданство;
адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона;
место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях специальности) и номер рабочего телефона;
должность в выборном органе (например, Председатель Совета, член Совета и др.).
Подписывается руководителем ОО или одним из уполномоченных членов руководящего органа.
10. Список членов контрольно-ревизионного органа (Контрольно-ревизионной комиссии, сведения о Ревизоре, др.), содержащие следующую информацию:
Ф.И.О.,
дату рождения,
гражданство,
адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона,
место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях специальности) и номер рабочего телефона,
должность в контрольно-ревизионном органе.
Подписывается руководителем ОО или одним из уполномоченных членов руководящего органа.
11. Решение высшего органа о придании полномочий не менее чем трем членам руководящего органа с наделением их правом представлять ОО в процессе регистрации либо в случае возникновения споров в суде.
Оформляется выпиской из протокола в соответствии с действующими правилами делопроизводства.
12. Документ, подтверждающий наличие места нахождения руководящих органов ОО (юридического адреса).
В настоящее время существуют два варианта размещения руководящего органа ОО:
в административном нежилом помещении;
в одноквартирном либо блокированном жилом доме23 по согласованию местными исполнительными и распорядительными органами.
В первом случае подтверждение предоставления юридического адреса ОО может быть оформлено в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его местонахождение. Однако не всегда ОО имеет средства для оплаты аренды помещения или возможность договориться с собственником о предоставлении его в безвозмездное пользование, а найти помещение в административном здании (сооружении), находящемся в государственной собственности и добиться впоследствии применения льготных ставок арендной платы также затруднительно24.
Жилищным Кодексом Республики Беларусь25 предусмотрена возможность использования не по назначению (не для проживания граждан) одноквартирных, блокированных жилых домов или их части производится по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности.
В каждой области (и г. Минске) установлен собственный порядок согласования. В качестве примера можно привести решение Мингорисполкома от 07.09.2000 № 1031 О расположении юридического лица в жилом помещении, в котором определен порядок получения разрешения на размещение юридического адреса, которое выдается администрацией района г. Минска в отношении одноквартирных, блокированных домов или их части (кроме многоквартирных). В администрацию района представляются:
заявление о разрешении на размещение юридического лица в жилом помещении;
заявление от всех совершеннолетних членов семьи нанимателя (собственника) жилого помещения о согласии на размещение юридического лица в жилом помещении;
копия лицевого счета жилищно-эксплуатационной организации или справка о составе семьи, выданная на основании домовой книги;
заключение районной санитарно-эпидемиологической службы;
заключение районной пожарной службы.
В случае изменения юридического адреса (места нахождения руководящих органов) ОО обязано в месячный срок представить регистрирующему органу необходимые документы для внесения изменений в устав. За непредставление в месячный срок данных документов установлена административная ответственность26.
13. Документы, подтверждающие правомочия на использование личного имени гражданина в названии (при необходимости).
14. Для регистрации международного ОО необходимо также представление решения о создании отделения ОО на территории иностранного государства, а также список членов данного отделения.
15 См. также приложение к данной главе.
16 Датой подачи документов считается дата их поступления (регистрации) регистрирующему органу.
19 Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители или попечители.
25 Ст. 8 Жилищного Кодекса Республики Беларусь от 22.03.1999 № 248-З.