Фирменные наименования

 Фирменные наименования

Создание любой новой, в т. ч. общественной, организации ставит перед ее членами множество проблем. Одной из первых если не по значимости, то по очередности решения является необходимость дать ей имя фирменное наименование (ФН). Удачно выбранное фирменное наименование поможет создать привлекательный имидж, а неудачное может ввести в заблуждение, насторожить или вовсе отпугнуть потенциальных членов, клиентов и партнеров организации.

Выбирая имя, члены организации зачастую и не догадываются, что в соответствии со ст. 1(2) Парижской конвенции, членом которой является и Республика Беларусь, фирменное наименование это один из объектов интеллектуальной собственности наряду с изобретениями, товарными знаками и др.

Охрана фирменных наименований предусмотрена национальным законодательством большинства стран. Во многих странах, в частности, в США, в Великобритании, в Германии, действуют системы регистрации фирменных наименований, не позволяющие зарегистрировать на территории государства название, тождественное или аналогичное уже зарегистрированному.

В Беларуси нет специального закона о ФН, даже само понятие ФН в национальном законодательстве конкретно не определено. Однако определена примерная сфера его использования. Исходя из этого, а также из положений Парижской конвенции (где это определение также отсутствует) и общепризнанной мировой практики ее применения, можно примерно определить ФН как элемент, который идентифицирует хозяйственную деятельность предпринимателя или юридического лица и служит ее отличительным признаком. Можно сказать, что ФН является средством индивидуализации участников гражданского оборота.

Казалось бы, любая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, должна иметь право на ФН в том числе и некоммерческая. Однако, основываясь на положениях Гражданского Кодекса, можно сделать вывод, что законодатель подразумевает в данном случае под юридическим лицом коммерческую организацию, таким образом довольно четко указывая на то, что обладателем ФН может быть только коммерческая организация. Однако такая трактовка противоречит Парижской конвенции. Конвенция распространяется как на физических, так и на юридических лиц (было принято специальное заявление на Брюссельской конференции 1901 г.). В соответствии с Парижской конвенцией любое юридическое лицо, которое докажет, что оно зарегистрировано на территории Беларуси, имеет право заявить, что на него распространяются положения Конвенции. Никакого изъятия для различных видов юридических лиц не сделано. Если бы правительства имели право исключать отдельные виды юридических лиц, то это шло бы вразрез с нормами Парижской конвенции (она устанавливает единообразный закон для международной защиты ОПС). Целью заключения Парижской конвенции было, в основном, установление единообразной системы прав, вытекающих из промышленной собственности, а также порядок защиты этих прав. Действительно, Конвенция на практике является единым законодательством Союза, созданного Конвенцией, и должна применяться единообразно для всех лиц, на которые она распространяется. Такой точки зрения придерживается Франция, Бельгия, Италия, США, которые ввели соответствующие нормы в свое национальное законодательство. Однако белорусским законодательством такой подход пока не признан.

Несмотря на то, что основной целью деятельности общественного объединения не является получение прибыли, оно является юридическим лицом и вправе осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с производством товаров (работ, услуг) не для собственного потребления, а для реализации другим лицам. Это подтверждается положениями Закона Об общественных объединениях, в частности, в п. 4 ст. 22 говорится, что общественное объединение вправе осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, направленную на решение уставных целей и задач, и в ст. 23, что денежные средства общественных объединений формируются, в том числе из доходов от производственно-хозяйственной деятельности.

К наименованию юридического лица предъявляются два требования:

должна быть указана его организационно-правовая форма;

некоммерческие организации (к которым относятся и общественные объединения), кроме того, должны также включить в наименование указание на характер их деятельности.

Таким образом, наименование общественной организации должно иметь указание на организационно-правовую форму (слова общественная организация или общественное объединение) и характер деятельности (например, защиты животных, поддержки предпринимательства и т. д.).

В Законе Об общественных объединениях в редакции от 22.06.2001 не содержится нормы, прямо указывающей на то, что наименование общественного объединения является объектом интеллектуальной собственности. Однако Гражданский Кодекс не говорит однозначно о невозможности обладания некоммерческой организацией ФН. По нашему мнению (неофициальному), законодательство Беларуси позволяет общественному объединению иметь фирменное наименование, однако, в отличие от коммерческих организаций, не понуждает к этому в обязательном порядке. Таким образом, общественное объединение может иметь в своем наименовании фирменное наименование (например может существовать некоммерческая организация с наименованием Фонд поддержки молодых композиторов и с наименованием Фонд поддержки молодых композиторов Камертон).

И у нас есть надежда, что такой долгожданный и необходимый Закон Республики Беларусь О фирменных наименованиях в обозримом будущем парламент все-таки примет.

Пока нет официального (законодательного) признания, что общественное объединение может иметь фирменное наименование, которое соответственно охраняется. Придется констатировать, что любое юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может стать владельцем прав на товарный знак, тождественный или сходный до степени их смешения с наименованием общественного объединения (или его частью) в отношении однородных товаров и услуг. Тогда, несмотря на то, что название закреплено за общественным объединением в порядке, установленном законом, крайне сложно оспорить такую регистрацию товарного знака. Со всеми вытекающими проблемами, связанными с нарушением прав на товарный знак.

Приведем пример возможной проблемы столкновения товарного знака и наименования внутри некоммерческого сектора. На территории республики в разных регионах, а то и в пределах одного города, существуют несколько организаций со сходными видами деятельности и похожими именами: Унитарное предприятие Союз-пилигрим и Общественное объединение Союз туристов Пилигрим. Первая организация зарегистрировала товарный знак Пилигрим и владелец ТЗ потребовал прекратить использование слова Пилигрим в названии другой организации, документах, на вывесках и т. п. Похожие названия также могут привести к введению в заблуждение людей, желающих обратиться за помощью в определенную организацию. Тем более это опасно, когда на деятельность общественных объединений со схожими названиями существуют противоположные точки зрения, и организация с отрицательным имиджем паразитирует на положительной репутации другой.


Товарный знак. В республиканском законе О товарных знаках и знаках обслуживания (ст. 1. п. 1) говорится Товарный знак и знак обслуживания (в дальнейшем ТЗ) это обозначения, способствующие соответственно отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг других юридических лиц или граждан. В наше время ТЗ прочно вошли в повседневную жизнь людей во всех странах мира. В качестве товарных знаков используются словесные, изобразительные, комбинированные и другие.

Словесный ТЗ представляет собой какое-либо оригинальное, звучное слово или буквенное сочетание словесного характера. Словесный ТЗ может иметь вымышленный характер (шегелен) или нести определенное смысловое значение (cowboy, спринтер). Воздействие словесного ТЗ на потребителя значительно сильнее, чем изобразительного, так как, помимо зрительного впечатления, словесный товарный знак можно произнести, что способствует более быстрому его запоминанию. В силу этих особенностей словесный ТЗ является хорошим средством рекламы по радио, телевидению.

При регистрации словесного ТЗ охраняется также и его шрифтовое решение. Словесный ТЗ, выполненный в оригинальном графическом исполнении, называют логотипом.

Комбинированные ТЗ это различные сочетания слов с рисунками и т. п., поэтому такое обозначение должно обладать свойствами как словесных, так и изобразительных ТЗ.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на возможность регистрации в качестве ТЗ ФН (наименование общественной организации) или его части, что позволит использовать положения национального закона и усилить охрану ФН.

ТЗ могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.

Регистрация товарного знака является эффективным средством ограждения интересов организации от недобросовестной конкуренции.

Путем регистрации владелец ТЗ получает исключительное право пользоваться товарным знаком и распоряжаться им, а так же запрещать использование его другим лицам. Исключительное право на зарегистрированное в качестве ТЗ обозначение в отношении указанных в свидетельстве на товарный знак товаров и услуг является абсолютным в том смысле, что оно предоставляется только владельцу товарного знака (или, с его согласия, лицензиату) без каких-либо исключений на возможность несанкционированного его использования другими лицами. Исключительное право удостоверяется свидетельством на товарный знак, которое действует в течение 10 лет, после чего срок свидетельства может быть продлен.

Положение об исключительном праве владельца закреплено в законодательстве и приобретается с момента регистрации обозначения в качестве товарного знака в патентном ведомстве. В хозяйственном обороте могут находиться товары, на которых проставлены незарегистрированные товарные знаки, так как в нормативных актах отсутствует положение об обязательной регистрации товарного знака. Если Вы не позаботитесь о регистрации, то любое лицо, зарегистрировав Ваше обозначение в качестве ТЗ на свое имя и для товаров, однородных с Вашими, сможет, как минимум, требовать запрещения использования Вами этого обозначения. Потому что владелец когда-то Вашего знака имеет после регистрации ТЗ исключительное право использовать знак, распоряжаться им и запрещать его использование. Фактическое применение Вами в течение долгого времени незарегистрированного знака не позволит оспорить регистрацию знака другим лицом. Понятие однородные товары требует пояснения. Обычно под этим термином понимаются товары (услуги), которые при маркировке сходными знаками могут создавать у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю. Может быть зарегистрирован ТЗ, идентичный с действующим, на имя другого лица, если заявленное обозначение относится к неоднородным по отношению к действующему знаку товарам или услугам (например, слово Снегурочка для мороженого и холодильников).

По желанию владельца товарного знака рядом с этим знаком может быть проставлена предупредительная маркировка о том, что знак зарегистрирован в Беларуси. Наиболее распространенным видом этой маркировки является обозначение буквы R в кружочке ®. Предупредительная маркировка помогает потребителю выделить среди различных маркировочных элементов на товаре или его упаковке именно ТЗ как собственность его владельца, а также ограждает ТЗ от возможного посягательства на его копирование другими лицами.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному на его имя в Республике Беларусь товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законом.

Каким будет ТЗ, зависит от Вашего вкуса и пожеланий. Однако выбор варианта дело непростое. Это связано с тем, что ТЗ должен быть и охраноспособным. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (их иначе называют свободные знаки, например, такие обозначения как граммофон, термос (устройства), вазелин (вещества), целлофан (материал));

являющиеся общепринятыми символами и терминами (например, чаша со змеей для медицинских препаратов);

указывающие на вид, качество, свойство, назначение, ценность товара или услуги.

Не допускаются к регистрации в качестве товарных знаков или их элементов обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение относительно услуги или организации, которая ее оказывает.

К товарным знакам предъявляются требования не только охраноспособности, но и рекламоспособности. Под рекламоспособностью обычно понимается способность товарного знака быть легко запоминаемым и достаточно выразительным, позволяющим составить представление о товаре или услуге. Рекламоспособность включает ряд признаков, которые применяются одновременно. К их числу относятся новизна идеи, ассоциативность, эстетичность, лаконичность, удобопроизносимость, запоминаемость, воспроизводимость, цвет.

ТЗ может и должен присутствовать в фирменном стиле. Он помещается на вывеске или табличке на дверях организации, визитных карточках сотрудников, фирменных бланках для писем, фирменных буклетах, программах мероприятий, рекламных объявлениях, газетных публикациях об организации, значках, полиэтиленовых пакетах и т. д. ТЗ может быть использован в самом разнообразном качестве, начиная с маленького значка на фирменном бланке и до огромных светящихся конструкций на ярмарках и международных выставках. Принадлежность товарного знака к рекламе обязывает автора находить такую пластическую характеристику, которая легко поддается любому воспроизведению, чтобы при уменьшении знак не превратился в ничего не говорящее пятно.

В заключение несколько слов о том, какие кары могут обрушиться на нарушителя прав владельца какого-либо объекта промышленной собственности. Таким нарушением признается любое действие, которое наносит ущерб владельцу свидетельства на товарный знак, в том числе несанкционированное введение в хозяйственный оборот продукта, содержащего запатентованный объект охраны промышленной собственности.

Незаконное пользование товарным знаком, подобными или аналогичными знаками на близкие виды деятельности, наносит ущерб его владельцу, что может повлечь за собой гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Владелец знака имеет право требовать прекращения незаконного пользования тождественным или сходным обозначением и сопровождать однородные услуги, а также требовать по суду возмещения тех убытков, которые он понес в связи с незаконным использованием его товарного знака.

Итак, обобщая сказанное, напомним:

1. Права авторов нарушать нельзя, а чтобы их не нарушать, надо позаботиться об авторском договоре.

2. Названия это важно, и выбирать их надо, не нарушая прав уже зарегистрированных организаций.

3. Наименования или их части, а также эмблему организации желательно регистрировать в качестве товарных знаков.

4. Несмотря на несовершенство нашего законодательства, владельцы интеллектуальной собственности могут цивилизованно отстоять свои права и защитить свою собственность. В Беларуси существуют механизмы гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового воздействия на нарушителей прав на ОИС.