Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
ngo.by → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.13. Правовое положение общественных объединений в РБ. Сборник авторских статей → Глава 4. Внутренний и внешний контроль за деятельностью общественных объединений. Защита деловой репутации
Внешний контроль за деятельностью общественного объединения
Виды и формы внешнего контроля. Внешний контроль за деятельностью общественных объединений можно разделить на несколько видов:
1. По статусу органа, который осуществляет контроль:
контроль со стороны регистрирующего органа;
контроль со стороны иных государственных органов.
2. По инициативе проведения контрольных мероприятий:
добровольный (например, внешним аудитором);
по инициативе соответствующего государственного органа.
Данный раздел будет посвящен внешнему контролю, за исключением контроля со стороны регистрирующих органов2, а также добровольного контроля, поскольку в последнем случае отсутствует властная подчиненность сторон и отношения между ними строятся на договорной основе.
Внешний контроль может осуществляться в форме проверок и ревизий. Проверка это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность определенных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности проверяемого субъекта. Ревизия способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение деятельности субъекта (как правило, финансово-хозяйственной), в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности проверяемого субъекта. Таким образом, основными отличиями проверки от ревизии является более широкий круг вопросов, подлежащих изучению при ревизии, а также ее, в основном, финансово-хозяйственная направленность. В то же время в актах законодательства понятия проверки и ревизии зачастую не различаются. Не различаются проверки и ревизии по правовым последствиям. В связи с этим в данном разделе эти понятия упоминаются как синонимы.
Органы, уполномоченные контролировать деятельность общественных объединений. Статья 25 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях устанавливает, что надзор за соответствием деятельности общественных объединений Конституции и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры; контроль за соответствием их деятельности уставам осуществляют регистрирующие органы (Министерство юстиции и местные управления юстиции); а контроль за финансовой деятельностью общественных объединений, в том числе за источниками их доходов, размерами полученных ими средств и уплатой налогов, осуществляют государственные налоговые органы. Таким образом, закон устанавливает лишь 3 субъекта, которые имеют полномочия по контролю за общественными объединениями. Более того, в ч. 5 данной статьи прямо указано, что иное вмешательство в деятельность общественных объединений запрещается. Из буквального толкования данной нормы можно сделать вывод, что лишь эти три субъекта имеют право по контролю за общественными объединениями. Однако это не так. Закон Об общественных объединениях принимался в 1994 году, когда в Республике Беларусь не существовало такого большого количества контролирующих органов, и органы, перечисленные в законе, и были практически всеми органами, которые могли осуществлять контроль за их деятельностью. Однако позже было принято достаточно большое количество законов, которые устанавливали полномочия для иных органов по проведению проверок. Таким образом, образовался конфликт юридических норм: с одной стороны Закон Об общественных объединениях, в котором установлено лишь три субъекта, имеющих полномочия по контролю, а с другой ряд иных законов и других нормативно-правовых актов, которыми установлены полномочия иных государственных органов на проведение проверок (в том числе общественных объединений). В данном случае подлежит применению правило: в случае противоречия двух норм права одинаковой силы, применяется та, которая была принята позже. Таким образом, те нормативные акты, которые были приняты после вступления в силу Закона Об общественных объединениях, и установили полномочия иным государственным органам на проведения проверок, должны применяться как более новые нормативные акты. Хотя, даже во времена принятия Закона Об общественных объединениях норма ст. 25 Закона реализовывалась не до конца, поскольку существовало несколько государственных органов, не упомянутых в законе, которые, тем не менее, имели полномочия по контролю за деятельностью общественных объединений.
Таким образом, на сегодняшний день контроль за деятельностью общественных объединений могут осуществлять: органы прокуратуры, Министерство юстиции и его территориальные управления, налоговые инспекции, Государственный комитет по архивам и делопроизводству и его территориальные органы, Департамент по гуманитарной деятельности при Президенте Республики Беларусь, таможенные органы и ряд других.
Разновидности проверок. Проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основе специальных графиков (квартальных, месячных), утверждаемых начальником либо заместителем начальника органа, который проводит проверку. Особенностью этих проверок является то, что графики плановых проверок не являются документами для служебного пользования. Они доступны для ознакомления, и каждый субъект, подконтрольный органу, который уполномочен на проведение проверки, имеет право знакомиться с графиком плановых проверок. Так, каждый налогоплательщик может потребовать в инспекции налогового комитета по месту регистрации данный документ и выяснить, когда в отношении него будет проведена плановая проверка. Более того, на контролирующие органы возлагается обязанность в установленный срок сообщать подконтрольному субъекту о дате проведения плановой проверки. Так, в соответствии с п. 7.1 Положения О порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (утверждено приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.1999 № 326), налоговые органы извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее, чем за месяц до даты намечаемой плановой налоговой проверки. При наличии уважительных причин (например, в случае болезни или командировки руководителя либо ответственного лица проверяемой организации) и по заявлению проверяемого субъекта либо его представителей плановая проверка может быть перенесена руководителем контролирующего органа на более поздний срок. Кроме этого большинством нормативных актов, регулирующих порядок проведения плановых проверок, установлено, что они проводятся не чаще, чем раз в год. Это правило распространяется в отношении каждого контролирующего органа, поэтому, учитывая количество органов, которые обладают полномочиями по проверке деятельности общественных объединений, плановые проверки могут достигать периодичности до 12 в квартал.
Внеплановые проверки (ревизии) проводятся контролирующими органами, как правило, по поручению различных государственных органов: Президента, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров, Государственного секретариата Совета Безопасности, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных государственных органов. Проведение внеплановой проверки по решению самого контролирующего органа возможно лишь в исключительных случаях. Законодательством не определено, какие случаи являются исключительными, однако контролирующие органы должны, по крайней мере, иметь информацию, что деятельность проверяемого субъекта незаконна либо с большой вероятностью может быть незаконной. В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673, проверяемый субъект может обжаловать обоснованность назначения проверки (ревизии) его финансово-хозяйственной деятельности. Однако если проверка проводится по поручению Президента, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров, Государственного секретариата Совета Безопасности либо Комитета государственного контроля, обжалование невозможно в силу прямого указания на это в законодательстве. Видимо, проверки по поручению этих органов считаются обоснованными a priori. Жалоба на необоснованность проведения ревизии подается в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, однако, ее подача не приостанавливает проведение проверки (ревизии).
Порядок проведения проверок. Проверка проводится по письменному приказу руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки (как плановой, так и внеплановой) выдается предписание, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проверяемого субъекта, состав ревизионной группы (с указанием полных имен и должностей), цель проверки и срок ее проведения. Предписание должно быть предъявлено представителю проверяемого субъекта руководителем ревизионной группы перед началом проверки. Все ревизоры обязаны предъявить служебное удостоверение. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. Однако он может быть продлен руководителем контролирующего органа. Датой начала проверки считается дата вручения представителю контролируемого субъекта предписания на проведения проверки.
Ревизоры имеют право:
1. Проверять бухгалтерские книги, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество.
2. Требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
3. Опечатывать кассы и кассовые помещения, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения.
4. Привлекать специалистов для определения количества и качества готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ.
5. В предусмотренных законодательством случаях и порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами (в том числе валютными), а также получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, о состоянии счетов и оборотов по ним и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки.
6. Получать от организаций, независимо от форм собственности, справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом, а при необходимости проводить встречные проверки и получать объяснения от должностных лиц и иных работников.
7. Передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку, материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством.
8. Вносить предложения об уплате сумм, взыскиваемых в порядке применения экономических санкций к проверяемым субъектам.
9. Иные права, предусмотренные законодательством.
Контролеры не имеют права ограничить представителей проверяемого субъекта права присутствовать при проверке. Более того, указом Президента от 15.11.1999 № 673 на них возлагается обязанность принять меры к тому, чтобы должностные лица проверяемого субъекта присутствовали при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах объемов выполненных работ, а также при других действиях по проверке деятельности данного субъекта.
Оформление результатов проверки. Проверка заканчивается составлением акта либо справки. Акт составляется в случае выявления каких-либо нарушений в деятельности проверяемого субъекта, а справка в случае их отсутствия.
В акте проверки должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта. При проведении проверки уполномоченные должностные лица контролирующих органов обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.
В акте проверки должны быть указаны:
1. Основание назначения проверки, дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт проверки (ревизии).
2. Даты начала и завершения проверки или ревизии, а также место составления акта проверки.
3. Должности и фамилии работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт проверки с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке.
4. Наименование и местонахождение проверяемого субъекта.
5. Кем и когда были проведены предыдущие проверки (в случае их проведения ранее), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства.
6. Какие операции (документы), каким методом и за какой период проверены.
7. Место, время и характер совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения (например, факты сокрытия или несвоевременного перечисления причитающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности).
8. Установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей.
9. Размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений.
10. Должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности проверяемого.
11. Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
Акт либо справка подписывается руководителем ревизионной группы (должностным лицом, проводившим проверку), руководителем и главным бухгалтером (либо лицом, выполняющим его функции) проверяемого субъекта, а при необходимости и другими участниками проверки.
У представителей проверяемого субъекта есть три возможных варианта поведения при подписании акта:
1) подписать его без всяких оговорок;
2) отказаться подписывать акт;
3) подписать с оговоркой о наличии возражений по акту.
В случае отказа от подписания акта должностные лица проверяемого субъекта вправе письменно изложить мотивы такого отказа. Как правило, это делается в том случае, когда проверка проводилась с многочисленными нарушениями и есть основания полагать, что эти нарушения могли повлиять на результаты проверки. При наличии возражений по акту проверки подписывающие его должностные лица проверяемого субъекта делают об этом оговорку перед своей подписью. Они не обязаны сразу же излагать свои возражения. Законодательством установлен для этого 5-дневный срок. В течение 5 рабочих дней со дня подписания акта должностные лица проверяемого субъекта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется работником, проводившим проверку, и по ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого юридического лица.
Перед подписанием акта проверяющий вправе потребовать от должностных лиц проверяемого субъекта письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных проверкой. Данные письменные объяснения также должны быть представлены контролирующему органу в 5-дневный срок с момента подписания акта. Эти объяснения и замечания прилагаются к акту проверки и являются неотъемлемой его частью.
Применение санкций по результатам проверки. Как правило, должностное лицо, проводящее проверку, не имеет полномочий по применению к проверяемым субъектам санкций. Поэтому они передают результаты проверки руководителю (или иному полномочному лицу) своей организации либо органу, по поручению которого осуществлялась проверка (в случае проведения внеплановой проверки). При выявлении нарушений законодательства, влекущих уголовную ответственность, об этом немедленно ставится в известность лицо, назначившее проверку, а материалы таких проверок передаются в правоохранительные органы.
Порядок обжалования результатов и порядка проведения проверки. Существует два способа обжалования решения о наложении санкций: судебный и внесудебный. Внесудебный способ обжалование результатов проверки в орган, принявший решение о наложении санкций либо в вышестоящий орган. Так, в случае применения экономических санкций за нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности установлено, что подобное решение может быть обжаловано в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в 5-дневный срок со дня его получения. Поскольку решение контролирующего органа о применении санкций это ненормативный акт, то обжалование его в судебном порядке происходит путем подачи иска о признании недействительным акта государственного органа, носящего ненормативный характер. В том случае, когда орган, принявший решение, имеет статус республиканского (например, Государственный налоговый комитет или Комитет государственного контроля), то иск подается в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; а тогда, когда контролирующий орган имеет статус местного органа (например, районная инспекция Государственного налогового комитета), решение органа обжалуется в областной (Минский городской) хозяйственный суд по месту нахождения контролирующего органа. Особенность рассмотрения дел данной категории споров установлена в ч. 2 ст. 61 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Там, в частности, сказано, что при рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного акта государственного органа или иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного акта, соответствия его требованиям законодательства, возлагается на орган (органы), принявший акт. Сущность данного правила заключается в том, что обязанность доказывания правомерности вынесения соответствующего решения лежит на ответчике, т. е. на контролирующем органе.
Что касается непосредственно порядка проведения ревизии, то действия работника контролирующего органа могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, но не в суд. Например, если при проведении проверки ревизор не представился либо не разрешил представителю проверяемого субъекта присутствовать при исследовании документов организации, то такие действия нельзя обжаловать в суд, а можно лишь написать жалобу вышестоящему должностному лицу данного ревизора. Вместе с тем подобные нарушения могут служить основанием для обжалования результата проверки составленного данным ревизором акта. Таким образом, как правило, проверяемый субъект не имеет право сразу обжаловать в суд действия контролеров, однако может это сделать вместе с актом ревизии.
Тем не менее, некоторые действия контролеров могут быть обжалованы в суде. Это касается тех действий, которые представляют большую общественную опасность и специально предусмотрены законодательством. Так, если в ходе проведения проверки контролерами распространяются не соответствующие действительности сведения в отношении проверяемой организации, она вправе предъявить в суде иск о защите своей деловой репутации и потребовать опровержения таких сведений.
В том случае, когда в действиях контролеров содержатся деяния, составляющие состав преступления, представитель вправе написать заявление о данном факте в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело.
Ответственность за препятствование в проведении проверки. Законодательством предусмотрены механизмы обеспечения деятельности контролирующих органов при проведении проверок. С одной стороны, оно наделяет контролирующие органы широким спектром прав и полномочий, а с другой, устанавливает ответственность за препятствия в осуществлении проверок. Так, ответственность за препятствия должностным лицам контролирующих органов в осуществлении проверок предусмотрена статьями 166.5, 166.8, 166.9, 166.14 и др. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и применяется за:
1. Неисполнение должностным лицом предприятия, учреждения, организации требований работника милиции о проведении проверок, инвентаризаций, ревизий, представлении документов, других сведений, необходимых для разрешения материалов и расследования уголовных дел.
2. Неисполнение законных требований сотрудника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь при исполнении им своих служебных обязанностей, проявившееся в отказе должностных лиц юридического лица или индивидуальных предпринимателей представить бухгалтерские отчеты и другие документы.
3. Воспрепятствование законной деятельности прокурорского работника, проявившееся в лишении его доступа на предприятие, в учреждение, организацию, оставлении без рассмотрения или несвоевременном рассмотрении актов прокурорского надзора, а также непринятии мер по представлению, предписанию или постановлению прокурора, непредставлении необходимых документов, материалов и иных сведений, в отказе от проведения проверок, ревизий, экспертиз, от явки по вызову и дачи объяснений вследствие нарушений закона.
4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа государственной безопасности при исполнении им служебных обязанностей или воспрепятствование его законной деятельности, выразившиеся в лишении его доступа на предприятие, в учреждение, организацию.
5. Невыполнение мотивированного письменного требования органа государственной безопасности, выразившееся в отказе должностного лица в проведении проверок, ревизий или в необоснованном ограничении либо отказе в представлении информации, необходимой для выполнения возложенных на органы государственной безопасности задач, в том числе в необоснованном ограничении доступа к информационным системам и базам данных, а равно в непринятии мер по представлению или предписанию органа государственной безопасности.
За данные виды правонарушений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до тридцати минимальных заработных плат.
Книга учета проверок. На каждое общественное объединение (точно также как и на любое иное юридическое лицо) возложена обязанность ведения книги проверок. Книга проверок это документ специальной формы, в котором фиксируются все проверки, проводимые уполномоченными на то органами. Обязанность ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги проверок была установлена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2001 № 248 О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий) . В соответствии с этим постановлением вновь созданное общественное объединение обязано оформить книгу учета проверок (ревизий) в течение одного месяца с даты регистрации, а уже зарегистрированные общественные объединения до 01.05.2001. В том случае, когда общественное объединение имеет обособленные структуры, оно обязано оформить книгу учета проверок на каждую обособленную структуру.
Книга учета проверок выдается работнику контролирующего органа перед началом проверки (после представления им служебного удостоверения и предписания на проведение проверки). Работник контролирующего органа обязан внести в книгу учета проверок необходимые сведения и скрепить их своей подписью. В том случае, когда в общественном объединении нет книги учета проверок либо она по иной причине не передается работнику контролирующего органа, об этом делается запись в акте проверки.
Общественные объединения обязаны по запросам государственных органов в соответствии с их полномочиями представлять сведения, содержащиеся в книге учета проверок. Названное постановление запрещает работникам контролирующих органов производить изъятие книги учета проверок. Они имеют право в случае необходимости лишь делать выписки из этой книги и снимать с нее копии.
В книге учета проверок указывается: полное наименование общественного объединения, номер свидетельства о регистрации и дата его выдачи, юридический адрес объединения. При каждой проверке проверяющие указывают в соответствующей графе таблицы: порядковый номер проверки; наименование контролирующего органа; дату выдачи предписания; вопросы, подлежащие проверке; фамилии, имена и отчества работников контролирующих органов, принимающих участие в поверке; дату начала проверки (скрепляется подписью работника контролирующего органа), а также дату окончания проверки и вид документа по ее результатам (также скрепляется подписью). Книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя и печатью общественного объединения.
Книга учета проверок может быть использована представителями общественных объединений в свою пользу. Так, они вправе требовать занесения записи в книгу перед началом проверки и лишь после предъявления предписания на ее проведение и должностного удостоверения проверяющего. Более того, запись в книгу должна быть произведена в точном соответствии с предписанием, а это обезопасит представителей в дальнейшем: если предписание лишь предъявляется представителям общественного объединения, то книга учета проверок остается у них и может быть использована как средство контроля за проверяющими (например, за количеством проверяющих либо за вопросами, на которые направлен их контроль). С другой стороны книга учета проверок может быть и негативным фактором в деятельности общественного объединения, поскольку в соответствии с п. 10 Правил ведения юридическими лицами и предпринимателями книг учета (проверок) общественные объединения обязаны по запросам государственных органов представлять сведения, содержащиеся в данной книге. Тем не менее, общественные объединения не имеют права решать вести либо не вести книгу учета проверок. Это является их обязанностью, которая возложена Постановлением Совета Министров № 248 от 22.02. 2001.
Налоговая инспекция. Деятельность налоговой инспекции по проведению проверок регулируется Законом Республики Беларусь от 02.02.1994 О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь и Положением о порядке организации и проведении проверок налоговыми органами, утвержденным Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.1999 № 326.
Основными задачами, разрешаемыми налоговыми органами в ходе проведения проверок, являются:
проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах;
проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов;
выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях;
принятие мер по обеспечению поступления в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов;
осуществление контроля за другими вопросами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами в пределах компетенции налоговых органов.
Государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам предоставлены достаточно широкие права, в частности:
1. Производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции.
2. При исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника производить обследование помещений.
3. Производить личный досмотр нарушителей налогового законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.
4. Изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.
5. Опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно-материальных ценностей и денег.
6. Налагать на имущество нарушителей налогового законодательства арест.
7. Требовать от руководителей проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, а также контролировать выполнение таких требований.
8. Приостанавливать операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в банках в случаях непредставления государственным налоговым инспекциям бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; в случаях сокрытия прибыли (дохода) либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без лицензии.
9. Взыскивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды недоимки по налогам, финансовые санкции в бесспорном порядке.
10. Входить в управления (отделы) внутренних дел исполнительных комитетов областных, городских, районных советов депутатов с предложениями о приостановлении выезда за границу лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям.
В соответствии с законодательством налоговая инспекция может проводить три вида налоговых проверок:
1. Камеральная проверка производится по месту нахождения налогового органа.
2. Выездная проверка производится в месте нахождения налогоплательщика налоговыми органами по месту постановки на учет. В некоторых случаях возможно проведение проверки налоговой инспекцией другого района либо вышестоящей инспекцией (например, в случае проведения встречной проверки).
3. Рейдовая проверка производится в местах деятельности налогоплательщика, связанной с приемом наличных денежных средств, производством, оказанием услуг, выполнением работ и других местах, связанных с извлечением дохода. Однако такая деятельность является скорее исключением, чем правилом для общественных объединений, и потому этот вид проверок далее рассматриваться не будет.
Перед проведением проверки сотрудники налоговой инспекции обязаны проинформировать налогоплательщика об этом по телефону.
Перед проведением проверки разрабатывается программа проверки, предусматривающая перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке. Программа проверки утверждается начальником инспекции ГНК, его заместителем, назначившим проверку, либо начальником отдела, в котором работает проверяющий.
На проведение выездной проверки выдается предписание, подписанное начальником либо заместителем начальника инспекции и заверенное печатью инспекции ГНК. Предписание предъявляется налогоплательщику перед началом проверки. В нем указываются:
наименование налогового органа, выдавшего предписание;
наименование субъекта, подлежащего проверке;
фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих);
цель налоговой проверки;
дата начала и дата завершения проверки.
Срок проведения проверки устанавливается руководителем налогового органа и не может превышать 30 дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 календарных дней, данный срок может быть продлен начальником инспекции ГНК либо его заместителем.
В день начала выездной налоговой проверки проверяющие обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру объединения (или лицам, их замещающим), предъявить служебные удостоверения и предписание на проведение проверки. Одновременно определяются порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с проведением проверки. При этом стоит учитывать, что проверка должна проводится в рабочие дни и в рабочее время организации.
При проведении проверки налоговыми органами проверяется и указывается в акте проверки:
1. Когда и кем зарегистрированы учредительные документы организации, вносились ли изменения и зарегистрированы ли они.
2. Соблюдены ли требования, предъявляемые к осуществлению деятельности по юридическому адресу объединения и сообщению налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях.
3. Соответствует ли производственно-финансовая деятельность организации целям и задачам, определенным в Уставе; не занимается ли объединение деятельностью, не предусмотренной Уставом.
4. Занимается ли организация деятельностью, подлежащей лицензированию, и получена ли соответствующая лицензия.
5. В каком банке открыт расчетный (валютный) счет.
6. Определена ли учетная политика (методика ведения) бухгалтерского учета, соответствует ли она принципам Закона Республики Беларусь О бухгалтерском учете и отчетности и соблюдается ли она.
7. Соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета главной книге с отчетными данными баланса и приложений к нему, расчетам по налогам, декларациям.
8. Надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские документы.
9. Не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами; не имеются ли не проведенные по регистрам первичные документы.
10. Правильно ли приходуются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их переоценка в соответствии с действующим законодательством.
11. Соблюдаются ли требования законодательства, регулирующие порядок ведения кассовых операций, приема и расчетов с использованием наличных денежных средств.
12. Порядок учета бланков строгой отчетности.
13. Правильность и полнота исчисления налогов, своевременность перечисления в доход государства, обоснованность применения льгот, правильность применения ставок для исчисления налоговых и неналоговых платежей.
Это лишь краткий перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В случае осуществления общественным объединением хозяйственной деятельности вопросов, подлежащих выяснению налоговыми органами, будет гораздо больше.
По результатам проверки составляется акт налоговой проверки, в котором указываются:
Основания назначения проверки, дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт проверки, а также иных лиц, привлекавшихся к проверке.
Даты начала и окончания проверки, место составления акта проверки.
Должности и фамилии лиц, обязанных в соответствии с законодательством подписать акт проверки (к таким лицам относятся руководитель, бухгалтер (если таковой имеется) организации) с указанием периода их работы на занимаемых должностях. Указание периода работы важно для наложения взыскания за предшествующие периоды, когда объединением мог руководить другой человек.
Наименование и местонахождение проверяемой организации.
Когда были проведены предыдущие налоговые проверки и кем они осуществляли