Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь - БРГА «Аб'яднаны шлях» - → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.13. Правовое положение общественных объединений в РБ. Сборник авторских статей → Глава 6. Бухгалтерский учет в общественных объединениях
Некоторые вопросы налогообложения общественной организации
Деятельность любой организации сопряжена с уплатой тех или иных налогов. Эти налоговые платежи можно разделить на три основные группы:
1. налоги, уплачиваемые от фонда оплаты труда;
2. налоги, исчисляемые от выручки;
3. налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Если общественная организация начисляет заработную плату работникам, то в соответствии с Законом О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Республики Беларусь16 такие суммы являются объектом налогообложения. Так, Законом определено, что все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением выплат, предусмотренных законодательством, являются объектом налогообложения.
Для общественных объединений инвалидов и пенсионеров, а также предприятий, объединений, учреждений, полностью принадлежащих таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50 процентов инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников, ставка отчислений в Фонд 4,7 процента. Другие общественные организации являются плательщиками отчислений по ставке 35 процентов. Кроме того, из заработной платы работников общественных организаций производятся удержания в размере 1 процента.
В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:
Д-т 20, 26, 96 К-т 69 на сумму отчислений в Фонд социаль-
ной защиты населения по ставке 4,7 % (35 %).
Д-т 70 К-т 69 на сумму удержаний в размере 1 % из за-
работка работников.
При исчислении общественными организациями чрезвычайного налога и отчислений в Государственный фонд занятости следует руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления и сроках уплаты в республиканский бюджет чрезвычайного налога и обязательных отчислений в Государственный фонд содействия занятости в 2001 году единым платежом, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь от 30.03.2001 № 40/37.
Пунктом 13 названной Инструкции определено, что от уплаты чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости единым платежом освобождаются юридические лица общественного объединения Белорусское товарищество инвалидов по зрению, общественного объединения Белорусское общество инвалидов, общественного объединения Белорусское общество глухих, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников за отчетный период.
Также не являются плательщиками этого налога и общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
При осуществлении общественными организациями предпринимательской деятельности уплата единого платежа производится от всего фонда заработной платы, начисленного в том месяце, когда такая деятельность имела место.
В бухгалтерском учете это отражается следующей записью:
Д-т счетов 20,26 К-т счета 68 на сумму отчислений по единому платежу.
Вместе с тем общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, производят обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в размере 1 процента от фонда заработной платы. В учете при этом будет иметь место запись по Д-ту счета 96 и К-ту счета 68.
Рассматривая вторую группу налогов, т. е. налоги, исчисленные от выручки, целесообразно обратить внимание на записи, имеющие место в общественной организации по счетам 46, 47, 48. Общественная организация, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, начисляет и уплачивает от данного вида деятельности все предусмотренные действующим законодательством налоги в общеустановленном порядке.
Например, выручка от реализации оказанных услуг за отчетный месяц составила 2000 тыс. рублей. При расчете налогов следует руководствоваться методическими указаниями по тому или иному налогу, где подробно объясняется, что именно относится к налоговой базе и приводятся ставки взимаемых налогов.
Упрощенно налоги рассчитываются следующим образом:
Д-т сч. 46 К-т сч. 68 на сумму исчисленного НДС (2000 х 20/120 = 333 руб.)
Д-т сч. 46 К-т сч. 68 на сумму отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог (2000 333 х 2,4 % = 40 руб.)
Д-т сч. 46 К-т сч. 68 на сумму целевых сборов в местныецелевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (2000 333 40 х 2,5 % = = 41 руб.).
Рассмотрим порядок отражения в учете списания основных средств с баланса при их продаже:
а) выручка формируется по отгрузке.
Д-т К-т
47 01 списание первоначальной стоимости основного средства.
02 47 списание сумм начисленного ранее износа.
76 47 на договорную стоимость списываемого основного средства по счету-фактуре, предъявленному покупателю.
47 68 на сумму начисленного НДС.
Обращаем внимание, что согласно п. 6.4. Методических указаний о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНК РБ от 13.12.1999 № 310 (с учетом изменений и дополнений) при реализации основных средств по ценам, ниже остаточной стоимости, налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При этом для сравнения цены реализации с остаточной стоимостью из первой следует исключить налог на добавленную стоимость.
В 2001 (как и в 2000) предприятия, реализующие основные средства, не производят отчисления в республиканский бюджет по единому платежу и в местный бюджет целевых сборов на основании: п. 11 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды в 2001 году, утвержденной постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 № 14/16; п. 11 Инструкции о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2001 году, утвержденной постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 № 15/17.
Определяется финансовый результат от реализации основных средств:
Д-т К-т
47 80 на сумму полученной прибыли (превышение кре-
дитового оборота по счету 47 над дебетовым).
80 47 на сумму полученного убытка (превышение дебе-
тового оборота по счету 47 над кредитовым).
Если организацией принята методика определения выручки по мере оплаты покупателем расчетных документов, и в случае, когда выручка за проданный объект основных средств поступает в течение длительного периода времени, кредитовое сальдо по счету 47 Реализация и прочее выбытие основных средств списывается на счет 83 Доходы будущих периодов с отнесением по мере поступления денежных средств в кредит счета 80 Прибыли и убытки.
Не следует забывать, что в соответствии с п. 48 Методических указаний о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденными приказом ГНК РБ от 13.12.1999 г. № 310 (с учетом изменений и дополнений) в случае непоступления оплаты от покупателя по истечении 60 дней организация обязана выполнить платеж по налогу на добавленную стоимость.
При отсутствии в течение 60 дней оплаты отгруженных товаров налоговая база по выбывшим основным средствам подлежит включению в налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором истекло 60 дней с даты отгрузки товаров.
Суммы, по уплате которых истекло 60 дней с даты отгрузки товаров, включенные в налоговую декларацию (расчет) в текущем налоговом периоде, в налоговую декларацию (расчет) следующих налоговых периодов не включаются. Это означает, что платеж НДС не считается авансовым и при получении оплаты пересчету не подлежит.
Как уже было отмечено выше, общественная организация, осуществляющая свою деятельность за счет членских взносов и прочих пожертвований не является налогоплательщиком (пп 2. П. 2 ст. 2 Закона РБ от 22.12.1991 г. № 1330-ХП О налогах на доходы и прибыль). Если же данные денежные средства и имущество используются не по целевому назначению, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что общественная организация, имеющая в собственности основные средства должна уплачивать налог на недвижимость. Согласно ст. 4 Закона О налоге на недвижимость17 освобождены от уплаты налога на недвижимость основные производственные фонды юридических лиц Общественного объединения Белорусское товарищество инвалидов по зрению, Общественного объединения Белорусское общество глухих и Общественного объединения Белорусское общество инвалидов, а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или в их обособленных подразделениях составляет не менее 50 % от списочной численности в среднем за период.
Общественная организация, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, начисляет и уплачивает от данного вида деятельности все предусмотренные действующим законодательством налоговые платежи в общеустановленном порядке.
При начислении налога на недвижимость, а также налога на прибыль составляется корреспонденция: Д-т сч. 81 К-т сч. 68.
Из изложенного выше следует, что общественная организация, не осуществляя хозяйственной деятельности, тем не менее, проводит различного рода операции, которые при несоблюдении тех или иных условий приводят к получению внереализационных доходов, а, следовательно, и к необходимости уплаты налогов.
16 О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХIII (с изм. и доп. от 27.02.1997 № 24-З; 06.01.1999 № 231-З; 09.07.1999 № 277-З; 06.01.2000 № 354-З).