Праект БРГА «Аб’яднаны шлях» |
Базы дадзеных |
Трэці сектарНавіны, Мэнэджмэнт, Некамерцыйнае права, Праграмы і конкурсы |
Аб'яднаны шлях |
|
ngo.by → Маніторынг беларускай прэсы → Экономическая газета (НЭГ)
19 июля нынешнего года Президент подписал новую редакцию Закона "Об общественных объединениях". Ее принятие означает, что к деятельности "третьего сектора" будут предъявляться новые требования. Учитывая то, что в Беларуси зарегистрировано более 2200 общественных объединений, изменение законодательства, регулирующего их деятельность, нельзя оставить без внимания.
Определение общественного объединения, их виды (местные, республиканские и международные), принципы их создания и деятельности в новом законодательном акте остались прежними. Прежними остались и органы, регистрирующие объединения: Министерство юстиции — в отношении международных и республиканских и управления юстиции — в отношении местных общественных объединений. При этом в новой редакции Закона гораздо более подробно прописана процедура государственной регистрации объединений, а также постановки на учет их организационных структур. Появилась и новая форма решения регистрирующего органа по поданным на регистрацию документам — отсрочка регистрации на срок до одного месяца, применяемая в том случае, если выявленные нарушения порядка создания объединения или изменения его устава носят устранимый характер.
Одновременно с этим в деятельности общественных объединений появилось и больше ограничений. Ограничения начинаются с названия объединения: в дополнение к существующему запрету использовать в названии слова "Республика Беларусь", "Беларусь", "национальный" и "народный" новая редакция Закона запрещает использовать слово "белорусский", если иное не будет определено Президентом.
Однако наиболее существенные изменения касаются хозяйственной деятельности. Закон "Об общественных объединениях" 1996 г. признавал за объединениями право на осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных целей и задач. Не секрет, что для многих общественных объединений именно доходы от хозяйственной деятельности являлись финансовой основой их существования. Новая редакция Закона признает за общественными объединениями право осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения. Более того, такая деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Норма о том, что законодательство может ограничивать право некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность только через создаваемые коммерческие структуры, заложена в ст.46 Гражданского кодекса. Однако при реализации в новой редакции Закона норма ГК, очевидно, претерпела определенные изменения, поскольку возможность осуществления этой "опосредованной" предпринимательской деятельности дополнительно ограничена еще и предметом деятельности общественного объединения.
В новой редакции Закона ужесточены правила контроля за деятельностью объединений. Так, они будут обязаны ежегодно представлять в регистрирующий орган информацию о своей численности, руководящих органах, мероприятиях, проведенных в течение года в уставных целях и др. Появилась и новая мера ответственности — приостановление решением суда деятельности общественного объединения на срок до 6 месяцев.
Следует также отметить, что Закон в новой редакции регулирует деятельность не только самих общественных объединений, но и их союзов (ассоциаций), которые определены как добровольные объединения, создаваемые не менее чем двумя общественными объединениями на основе учредительного договора для координации уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Новая редакция Закона вступает в силу через 3 месяца после опубликования. Всем ранее зарегистрированным общественным объединениям предписывается в течение года после вступления Закона в силу привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями. Учитывая появление дополнительных требований к информации, которая должна содержаться в уставе общественного объединения, к компетенции его органов, обратиться в регистрирующие органы придется большинству существующих объединений.
Однако возможность общественных объединений заниматься производственно-хозяйственной деятельностью будет ограничена не с момента внесения изменений в их уставы, а с момента вступления в действие новой редакции Закона. На это следует обратить внимание как самим объединениям, так и тем, кто с ними сотрудничает.
Сергей ЛОСЕВ
Інфармацыя на партале не з'яўляецца афіцыйнай пазіцыяй БРГА «Аб'яднаны шлях».
Адміністрацыя партала можа не падзяляць думкі аўтараў размешчаных матэрыялаў.
© БРГА «Аб’яднаны шлях», 2003—2010
Пры выкарыстанні матэрыялаў партала спасылка на крыніцу абавязкова.