Реорганизация и ликвидация ОО

Реорганизация и ликвидация ОО. Исключение записи о регистрации ОО из Государственного реестра общественных объединений

 

Рагойша Петр Вячеславович,

главный специалист отделения социального законодательства

Национального центра законопроектной деятельности

при Президенте Республики Беларусь

 

(выдержки из главы 3 книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской. — Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. — 372 с.)

 

Реорганизация и ликвидация ОО. Исключение записи о регистрации ОО из Государственного реестра общественных объединений

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, реорганизация ОО (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его высшего органа. Регистрация вновь образованного после реорганизации ОО осуществляется в общем порядке.

Порядок реорганизации ОО белорусским законодательством детально не регламентирован. Реорганизация осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства с учетом особенностей правового положения ОО как юридического лица.

При слиянии либо присоединении права и обязанности реорганизуемых ОО переходят к вновь возникшему ОО (слияние) либо уже существующему (присоединение) в соответствии с передаточным актом. По окончании реорганизации записи о регистрации реорганизованных ОО исключаются из Государственного реестра общественных объединений, а в Единый государственный регистр юридических лиц вносится запись о прекращении их деятельности. При этом реорганизация при слиянии считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего ОО, при присоединении — с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенного объединения в Единый государственный регистр юридических лиц. Сведения о правопреемстве отображаются в уставах объединений, продолжающих свою деятельность.

При разделении либо выделении права и обязанности реорганизуемых ОО переходят полностью (разделение) либо в определенной части (выделение) к вновь возникшим ОО в соответствии с разделительным балансом. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных ОО. Запись о регистрации реорганизованного путем разделения ОО исключается из Государственного реестра общественных объединений, а в Единый государственный регистр юридических лиц вносится запись о прекращении его деятельности. Сведения о правопреемстве отображаются в уставах ОО, продолжающих свою деятельность.

Реорганизация ОО путем преобразования возможна при изменении организационно–правовой формы объединения. По мнению автора, реорганизацией является изменение территориального статуса объединения (международное, республиканское, местное ОО), а также его преобразование в иные виды объединений граждан (профессиональный союз, политическую партию, религиозное объединение). При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Передаточные акты либо разделительные балансы утверждаются высшими органами реорганизуемых ОО и представляются регистрирующим органам вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в уставы ОО, продолжающих свою деятельность. Непредставление передаточного акта либо разделительного баланса, а также отсутствие в уставах вновь созданных или продолжающих свою деятельность юридических лиц указаний на правопреемство по обязательствам реорганизованных ОО влечет отказ в государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

О начале своей реорганизации ОО письменно сообщает регистрирующему органу. При прекращении деятельности ОО вследствие реорганизации для исключения записи о его регистрации из Государственного реестра общественных объединений регистрирующий орган вправе затребовать документы, представляемые при ликвидации объединений. Исключение производится при наличии юридических лиц–правопреемников реорганизуемого объединения.

 

При внесении записей о правопреемстве в уставы ОО, продолжающих свою деятельность, регистрация изменений и дополнений в их уставы производится регистрирующими органами в общем порядке.

Ликвидация ОО осуществляется по решению его высшего органа либо суда. Высший орган ОО принимает решение о ликвидации в порядке и случаях, определенных в его уставе, либо при невозможности продолжения деятельности. Суд принимает решение о ликвидации по представлению регистрирующего органа18.

Орган, принявший решение о ликвидации, обязан письменно известить об этом регистрирующий орган и назначить ликвидационную комиссию, которая публикует в официальном органе печати (том, где было опубликовано сообщение о регистрации ОО) сообщение о ликвидации ОО и о порядке и сроках (не менее двух месяцев с даты публикации) заявления требований его кредиторами, а также письменно извещает кредиторов о своей ликвидации. После истечения данного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, а после окончательного расчета с кредиторами — ликвидационный баланс, которые утверждаются органом, принявшим решение о ликвидации. Денежные средства и имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, не могут быть распределены между учредителями (членами) ОО и направляются ликвидационной комиссией на цели, определенные в уставе ОО.

В белорусском законодательстве порядок работы ликвидационной комиссии ОО не определен. Используя аналогию закона19, можно выделить следующие этапы работы ликвидационной комиссии:

1. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется органом, принявшим решение о ликвидации ОО. Руководителем ликвидационной комиссии не может быть руководитель ликвидируемого ОО. В состав ликвидационной комиссии могут включаться руководитель, члены руководящего органа и члены ОО, представители регистрирующих, налоговых, государственных контролирующих органов, местной администрации, кредиторов, члены трудового коллектива аппарата ОО.

2. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ОО. ОО и его органы не могут осуществлять свои полномочия по управлению ОО и его имуществом.

На период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя ОО переходят к председателю ликвидационной комиссии, который решает самостоятельно все вопросы деятельности ликвидируемого ОО, за исключением отнесенных действующим законодательством к компетенции органа, принявшего решение о ликвидации, или ликвидационной комиссии, в том числе без доверенности действует от имени ликвидируемого ОО, представляет его интересы, распоряжается имуществом и средствами ОО в пределах прав, установленных законодательством или органом, принявшем решение о ликвидации, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, утверждает штаты ОО, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников ОО вне зависимости от того, являются они членами ликвидационной комиссии или нет.

Председатель ликвидационной комиссии несет имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому ОО, его учредителям (членам), третьим лицам, за другие противоправные действия, а также за неисполнение решений органа, принявшего решение о ликвидации, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Ликвидационная комиссия обязана:

1. Поместить в органе печати (том, где было опубликовано сообщение о регистрации ОО) публикацию (объявление) о ликвидации ОО с указанием адреса расположения, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и срока заявления кредиторами своих требований к ликвидируемому ОО.

2. Незамедлительно письменно известить кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации ОО.

3. Провести работу по взысканию дебиторской задолженности и выявлению требований кредиторов, зарегистрировать и рассмотреть требования, заявленные кредиторами, провести инвентаризацию в натуральной форме.

4. Решить вопрос о ликвидации организационных структур ОО в соответствии с законодательством.

5. Составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, в том числе имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог и т. д., перечень кредиторов и предъявленных ими требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований; промежуточный баланс утверждается органом, принявшем решение о ликвидации.

6. Сосредоточить денежные средства ОО на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных.

7. Закончить текущие дела, в том числе увольнение работников юридического лица с соблюдением их прав и интересов в соответствии с действующим законодательством.

8. Утвердить смету расходов по ликвидации ОО и финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы.

9. Провести собрание кредиторов (их представителей) для согласования плана ликвидации ОО, содержащего условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; учет интересов трудового коллектива ОО; перечень имущества, подлежащего распродаже и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц; план ликвидации утверждается органом, принявшем решение о ликвидации.

10. Предоставлять органу, принявшему решение о ликвидации, кредиторам, государственным контролирующим и налоговым органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе ОО, о ходе его ликвидации.

11. После удовлетворения всех требований кредиторов оставшееся имущество направить на реализацию уставных целей ОО.

4. По завершении ликвидации ОО, удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его органу, принявшему решение о ликвидации, для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. Ликвидационный баланс и отчет (в двух экземплярах) подписываются всеми членами ликвидационной комиссии.

5. После утверждения органом, принявшим решение о ликвидации, ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия в 10–дневный срок обязана:

1. Закрыть расчетный (текущий) и валютный счета ОО в банке.

2. Сдать печать и штампы в органы внутренних дел.

3. Возвратить неиспользованные ОО бланки трудовых книжек и вкладыши к ним, а также другие бланки строгой отчетности в органы, в которых они были получены, или принять другие меры в соответствии с действующим законодательством.

Ликвидация ОО считается завершенной только после исключения записи об его регистрации из Государственного реестра общественных объединений и внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц.

Исключение ликвидированного объединения из Государственного реестра общественных объединений осуществляется на основании заявления руководящего органа ОО на имя регистрирующего органа, подписанного не менее чем тремя его членами. К заявлению прилагаются20:

1. Решение высшего органа ОО либо суда о его ликвидации.

2. Оригиналы правоустанавливающих документов.

3. Справка органа внутренних дел (выдававшего разрешение на изготовление печати) о сдаче на уничтожение печати и штампов.

4. Справка соответствующего налогового органа по месту юридического адреса объединения об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Подтверждение публикации в официальном издании сообщения о ликвидации и сроках приема претензий кредиторов.

6. Ликвидационный баланс.

По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующий орган исключает запись о его регистрации из Государственного реестра общественных объединений и сообщает об этом ОО, налоговым органам и органам государственной статистики. Запись о ликвидации ОО вносится в Единый государственный регистр юридических лиц.

На практике ликвидация ОО, не занимавшихся хозяйственной деятельностью и не имеющих задолженности перед бюджетом, производится в упрощенном порядке. Конкретный перечень документов, представляемых при ликвидации таких ОО, сообщается соответствующим регистрирующим органом.

 

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> 18 О ликвидации ОО в судебном порядке смотри далее: Ответственность ОО за нарушение законодательства. Виды взысканий и порядок их обжалования.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> 19 О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц: Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 22.06.2000 № 9.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> 20 Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

Air Jordan XXX 30 Shoes