Порядок проведения общественными объединениями массовых мероприятий

 

Порядок проведения общественными объединениями массовых мероприятий

 

Одним из прав общественных объединения является право проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. Хотя это право прямо не указано в статье 22 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», возможность его осуществления общественными объединениями бесспорна. В статье 35 Конституции Республики Беларусь закреплено, что свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.

 

Общие положения

Основным документом, который регулирует порядок проведения этих мероприятий, является Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Кроме этого действует Декрет Президента от 09.09.1999 г. № 36 «О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий» и Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 11 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных массовых мероприятий и пикетирования в Республике Беларусь».

 

Виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие  это обещающее понятие, которое включает в себя собрание, митинг, уличное шествие, демонстрацию, пикетирование и иное массовое мероприятие. Отличие указанных массовых мероприятий принципиально важно, поскольку при подаче заявления на проведение массового мероприятия необходимо будет правильно определить и указать его вид.

Митинг  это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественнополитической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы. Уличное шествие  организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к какимлибо проблемам или публичного выражения своих общественнополитических настроений либо протеста. Демонстрация  организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к какимлибо проблемам или публичного выражения своих общественнополитических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств. Пикетирование  публичное выражение гражданином или группой граждан общественнополитических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по какимлибо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.

Митинг и пикетирование отличаются от демонстрации и уличного шествия тем, что имеют стационарный характер. Они проводятся в определенном месте и не предполагают перемещения участников этого мероприятия из этого места в другое. Митинг отличается от пикетирования активностью участников. Митинг  это в первую очередь обсуждение проблем и выражение своего мнения к действиям (бездействию) лиц и организаций. В тоже время пикетирование носит более пассивный характер, поскольку направлено исключительно на публичное выражение гражданином или группой граждан общественнополитических, групповых, личных и иных интересов либо протеста.

Демонстрация и уличное шествие в свою очередь предполагают движение участников из одного места в другое. Это движение может проводиться как по тротуарам, так и по проезжей части (в зависимости от согласованного с исполнительными комитетами порядка проведения массового мероприятия). Как демонстрация, так и уличное шествие проводятся с целью привлечения внимания к какимлибо проблемам или публичного выражения своих общественнополитических настроений либо протеста. Отличаются эти два вида проведения массовых мероприятий тем, что проведение уличных шествий не предполагает использование автотранспортных средств, а также плакатов, транспарантов и иных средств.

В данном материале не будет рассматриваться вопрос проведения собраний коллективов работников, политических партий, профессиональных союзов, религиозных и иных организаций, проводимые в помещениях в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставами (положениями) указанных организаций, поскольку это не является предметом регулирования указанных выше нормативных правовых актов о массовых мероприятиях.

 

Организаторы

Определение того, кто может выступить в качестве организатора массового мероприятия, зависит от его численности.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать как граждане Республики Беларусь, так и политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке. Граждане могут выступать организаторами такого массового мероприятия при условии, что они постоянно проживают на территории Республики Беларусь, достигли восемнадцатилетнего возраста и обладают избирательным правом. Кроме этого они должны принять на себя в письменной форме обязательство по организации массового мероприятия и его проведению в соответствии с Законом РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Законодательством не установлено право иностранных граждан и лиц без гражданства выступать в качестве организаторов массовых мероприятий, однако им не запрещено участвовать в этих мероприятиях.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Если организатором массового мероприятия выступают организации (в том числе и общественные объединения), они должны определить одного или нескольких человек, ответственных за организацию и проведение массового мероприятия. Законом установлено, что указанные ответственные лица обязательно должны быть членами руководящего органа такой организации. Они также принимают на себя в письменной форме обязательство по организации массового мероприятия и его проведению в соответствии с Законом РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

 

Место проведения массового мероприятия

Место проведения массового мероприятия зависит от нескольких факторов.

Вопервых, оно может быть ограничено статусом общественного объединения. Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» местное общественное объединение распространяет свою деятельность на территорию одной или нескольких административнотерритори альных единиц. Следовательно, если общественное объединение зарегистрировано как местное, оно имеет право действовать, а значит и проводить массовые мероприятия исключительно на территории своей деятельности и не может проводить его вне данной территории. Так Гродненское городское общественное объединение может выступить организатором и провести массовое мероприятие исключительно в городе Гродно. Проведение массового мероприятия, например, в г. Слониме Гродненской области будет считаться нарушением.

Заметим, что законодательством не установлено ограничений для граждан в организации и проведении массовых мероприятий не по месту прописки.

Вовторых, ограничения по месту проведения массового мероприятия установлены законом. Статьей 9 Закона РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» запрещено проведение массовых мероприятий на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта; на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента, парламента и правительства, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена; на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных исполкомов и Советов депутатов, посольств и консульств, судов, органов прокуратуры, территорий организаций общественного транспорта, предприятия водо, теплои энергообеспечения, больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, школ.

Втретьих, местным исполкомам предоставлено право самостоятельно определять места, где проведение массовых мероприятий не допускается, а также постоянные места для проведения массовых мероприятий.

Так, в Минске Решениями Минского городского исполнительного комитета от 03.12.1998 г. № 1302 «О запрещении проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и от 17.12.1999 г. № 1330 «О местах и порядке проведения массовых мероприятий в г. Минске» было запрещено проведение массовых мероприятий на площади Независимости, на площади Октябрьской, на проспекте Ф. Скорины от площади Независимости до площади Победы и на проспекте Машерова. Кроме этого были определены следующие постоянные места для проведения массовых мероприятий: парк Дружбы народов (в районе пл. Бангалор), парк 50летия Октября, площадка у цирка Шапито по ул. Орловской.

Определение данных мест как постоянных для проведения массовых мероприятий не означает, что массовые мероприятия нельзя проводить в иных местах. Организатор массового мероприятия при подаче заявления в исполком указывает место, где он намерен провести массовое мероприятие, и исполком может разрешить провести ему массовое мероприятие в указанном месте, а может и не разрешить. Если же организатором в заявлении о проведении массового мероприятия указано место, которое определено исполнительным комитетом в качестве постоянного для проведения массовых мероприятий, вероятность того, что исполком примет положительное решение, достаточно высока.

 

Время проведения массовых мероприятий

Законом определено, что собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов. Кроме этого, проведение массовых мероприятий за пять и менее дней до выборов, референдума, отзыва депутата разрешается только в специально предназначенных для проведения массовых мероприятий местах под открытым небом и в помещениях, за исключением массовых мероприятий, проводимых по решению государственных органов.

Организаторы массового мероприятия указывают в заявлении предполагаемой время проведения мероприятия. Массовые мероприятия проводятся в указанное в заявлении время, а если время их проведения решением руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя изменено,  во время, определенное в данном решении.

 

Подача и рассмотрение заявления о проведении массового мероприятия

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организаторами в местный исполком, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Однако если массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких административнотерритори альных единиц либо предполагаемое число участвующих в митинге, уличном шествии, демонстрации либо пикетировании будет превышать 1000 человек, заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет. В городе Минске заявление в любом случае подается в Минский городской исполнительный комитет.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

В заявлении указываются:

цель, вид, место проведения массового мероприятия;

дата проведения, время его начала и окончания;

маршруты движения;

предполагаемое количество участников;

фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), его (их) место жительства и работы (учебы), телефоны по месту работы или месту жительства;

меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;

меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;

дата подачи заявления.

К заявлению прилагается письменное обязательство организаторов или лиц, ответственных за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия.

Руководитель или заместитель исполкома обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организаторам о принятом решении. В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а в случае запрещения  мотивы, по которым его проведение запрещено.

Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с республиканскими органами государственного управления (их территориальными подразделениями), ответственными за обеспечение общественного порядка и безопасности.

Порядок оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, определяется решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Так в соответствии с Решением Минского городского исполнительного комитета 17.12.1999 г. № 1330 «О местах и порядке проведения массовых мероприятий в г. Минске» при рассмотрении заявления определяются с учетом количества участников и доводятся до организаторов предполагаемые расходы городских служб, обеспечивающих проведение массового мероприятия. Организаторы массового мероприятия за семь дней до его проведения обязаны произвести оплату расходов службам Мингорисполкома и представить копии платежных документов. При несвоевременном представлении платежных документов по оплате расходов должностные лица, рассматривающие заявление, вправе отказать в его проведении.

В случае проведения некоммерческих массовых мероприятий председатель исполкома или его заместитель вправе частично или полностью освободить заявителя от оплаты расходов, связанных с проведением данного мероприятия.

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель при рассмотрении заявления в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта и организаций вправе по согласованию с организатором (организаторами) массового мероприятия изменить дату, место и время его проведения.

 

Обжалование решения об отказе в проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места или времени его проведения

Решение руководителя или заместителя местного исполкома о запрещении проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в судебном порядке.

Если хотя бы одним из организаторов массового мероприятия выступал гражданин, то жалоба подается в районный суд по месту нахождения исполкома. Жалоба может быть подана в суд в месячный срок со дня получения решения исполкома или со дня, когда такой ответ долже был быть получен. При подаче жалобы должна быть уплачена государственная пошлина в размере 5 базовых величин, а также приложена копия решения исполкома.

Если же организаторами массового мероприятия выступали исключительно юридические лица, то ими в хозяйственный суд по месту нахождения исполкома подается исковое заявление с требованием отменить решение исполкома.

Статьей 61 Хозяйственного процессуального кодекса установлено, что по таким спорам именно исполком должен доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для вынесения данного решения.

При подаче искового заявления должна быть уплачена государственная пошлина в размере 10 базовых величин, а также приложена копия решения исполкома.

 

Порядок проведения массового мероприятия

Организаторы имеют право начинать осуществление массовых мероприятий только после получения разрешения на его проведения. До этого момента организаторы не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы.

При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается:

препятствовать движению транспорта и пешеходов;

создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;

устанавливать палатки, иные временные сооружения;

воздействовать в какой бы то ни было форме на работников милиции в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;

использовать плакаты, транспаранты и иные средства, содержащие призывы к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующие войну, социальную, национальную, религиозную или расовую вражду, унижающие честь и достоинство личности;

действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;

пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан.

В соответствии с п. 1.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 09.09.1999 г. № 36 «О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий» запрещается реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий. Однако данная норма не касается организаторов и участников массовых мероприятий и не должна рассматриваться как ограничение на проведение массовых мероприятий. Эта норма распространяется на местные исполкомы, которые обязаны уведомить точки розничной торговли алкогольными напитками о недопустимости их продажи во время проведения массового мероприятия.

 

Обязанности организаторов массового мероприятия

Организаторы массового мероприятия или лица, ответственные за организацию и проведение массового мероприятия, кроме соблюдения вышеуказанных правил также обязаны:

постоянно присутствовать на проводимом массовом мероприятии;

обеспечивать соблюдение условий и порядка проведения массового мероприятия, безопасность граждан, сохранность зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества, а также зеленых насаждений;

выполнять все законные требования работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, и содействовать им в обеспечении общественного порядка;

в случае прекращения проводимого массового мероприятия решение об этом довести до сведения его участников;

иметь отличительный знак организатора проводимого массового мероприятия (нарукавная повязка, бейдж и т.п.);

являться по приглашению руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа или органа внутренних дел для уточнения вопросов, связанных с проведением массового мероприятия;

произвести не позднее 10 дней после проведения массового мероприятия оплату расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием и уборкой территории, в соответствии с решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводилось массовое мероприятие.

 

Прекращение массового мероприятия

Если заявление о проведении массового мероприятия не подавалось или массовое мероприятие было запрещено, организаторы не имеют право его проводить и обязаны прекратить его проведение и меры по подготовке к нему.

Руководитель исполкома, руководитель органа внутренних дел, а также организаторы массового мероприятия могут потребовать прекращения его проведения в случае нарушения порядка его проведения, а также, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан. В этом случае организаторы массового мероприятия должны оповестить об этом его участников и организовать его прекращение.

Органы внутренних дел, в случае отказа участников массового мероприятия от выполнения требований о его прекращении, наделены полномочиями принимать все необходимые меры по прекращению массового мероприятия.

 

Ответственность за нарушение законодательства о проведении массовых мероприятий

Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий применяются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

Политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях.

При этом ущербом в крупном размере признается ущерб на сумму, превышающую в десять тысяч и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения, а существенным вредом  срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организаций либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим.

Граждане могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 1671 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленного порядка организации или проведения религиозных, спортивных, культурномассовых, иных зрелищных мероприятий, а также собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования  влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или административный арест на срок от трех до пятнадцати суток. В случае совершения тех же действия повторно в течение года после применения мер административного взыскания либо в случае совершения этих мер организатором массового мероприятия  применяется взыскание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот базовых величин или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Статьей 1672 КоАП РБ установлено, что пользование на массовых мероприятиях флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также пользование эмблемами, символами, плакатами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан,  влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин, или административный арест на срок от трех до пятнадцати суток и конфискацию этих предметов.

Уголовная ответственность установлена ст. 196 УК РБ. Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,  наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Кроме административной и уголовной ответственности установлено, что всякий, кто причинит вред гражданам и организациям во время проведения массового мероприятия, обязан его возместить.