Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь |
Базы дадзеныхГрамадcкія аб’яднанні, Фонды, Некамерцыйнае права, Прававая дапамога ГА, Карысныя спасылкі, Адказы юрыста |
Трэці сектарНавіны, Праграмы і конкурсы, Праекты ГА, Маніторынг ГА, Прэс-маніторынг ГА, Мэнэджмэнт |
Аб'яднаны шлях |
|
Партал грамадскiх аб’яднанняў Рэспублікі Беларусь - БРГА «Аб'яднаны шлях» - → Некамерцыйнае права Рэспублікі Беларусь → 4. Архіў аналітычных матэрыялаў → 5.13. Правовое положение общественных объединений в РБ. Сборник авторских статей → Глава 6. Бухгалтерский учет в общественных объединениях
Учет расходов общественных организаций
Деятельность любого юридического лица сопряжена с затратами (расходами). Состав расходов у каждой общественной организации различен и вытекает из целей ее создания. К таким расходам в большинстве своем относятся:
организационные расходы, связанные с созданием общественной организации (платежи по регистрации, открытию счета в банке, изготовлению печати и др.);
хозяйственные расходы (расходы по содержанию офиса: аренда, телефонные счета, канцтовары и др.);
оплата труда руководящего состава и соответствующие налоговые платежи от заработной платы;
командировочные расходы.
Материально-финансовая основа деятельности общественных объединений, т.е. источники покрытия оговоренных расходов в соответствии со ст. 23 Закона Об общественных объединениях могут быть:
1. вступительные и членские взносы;
2. добровольные пожертвования;
3. поступления от проведения лекций, выставок, спортивных и других мероприятий, лотерей;
4. доходы от производственно-хозяйственной деятельности;
5. иные не запрещенные законодательством поступления.
Следует отметить, что средства и имущество общественных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только для выполнения уставных целей и задач. Допускается использование общественной организацией своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставе.
Общественная организация может вести хозяйственную деятельность, но поскольку она является некоммерческой организацией, то вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых она создана.
Ведение хозяйственной деятельности поднимает вопрос о себестоимости оказанных услуг (работ). Себестоимость это совокупность затрат, которые понесла организация при выполнении услуг (работ). Выделяют три вида затрат в зависимости от источника покрытия (финансирования):
1. Затраты, относимые на себестоимость производимой продукции (работ, услуг);
2. Затраты, относимые на реализацию продукции;
3. Затраты, покрываемые за счет чистой прибыли.
Следовательно, если организация имеет в своем распоряжении средства, поступившие не по целевому финансированию, т. е. как результат хозяйственной деятельности, то возникает необходимость применения в бухгалтерском учете затратного счета (20 Основное производство, 26 Общехозяйственные расходы), счета реализации (46 Реализация продукции работ, услуг), накопления и использования прибыли (80 Прибыли и убытки, 81 Использование прибыли).
Учет затрат, связанных с ведением хозяйственной деятельности, регламентируется Основными положениями по составу затрат, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином № 3, Минстатом № 01-21/8, Министерством труда № 03-02-07/300 от 30.01.1998 (в редакции постановления от 10.08.2000 № 160/84/55/111).
Основные хозяйственные операции по учету расходов у общественной организации представим в виде следующей таблицы:
Содержание хозяйственной операции |
Д-т |
К-т |
Документ |
а) Общественная организация не занимается хозяйственной деятельностью |
|||
1. На сумму организационных расходов, связанных с созданием общественной организации |
96 |
51 |
Квитанции, счет-фактура и др. |
2. Начислена арендная плата |
96 |
76 |
Договор |
3. Приобретена литература, др. ценности |
96 |
60 |
ТТН |
4. Начислен износ по МБП, стоимостью свыше 1 мин. заработной платы |
96 |
13 |
Расчет износа |
5. На сумму командировочных расходов |
96 |
71 |
Авансовый отчет |
6. Начислена заработная плата работникам организации |
96 |
70 |
Расчетно-платежная ведомость |
7. На сумму отчислений в Фонд социальной защиты населения |
96 |
69 |
Бухгалтерская справка |
8. Начислен износ по основным средствам |
96 |
02 |
Расчет износа |
б) Общественная организация занимается хозяйственной деятельностью |
|||
9. На сумму расходов по хозяйственной деятельности |
20, 26 |
10, 12, 13, 31, 70, 69, 71, 76, 51 |
|
10. Оприходована произведенная продукция |
40 |
20 |
Накладная |
11. На стоимость выполненных работ (услуг) |
46 |
20 |
Акт выполненных работ |
Для обеспечения полноценной деятельности общественной организации необходимо приобретать основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы. Источником приобретения указанных ценностей могут быть как средства целевых поступлений (взносы, пожертвования), так и средства, накопленные в результате хозяйственной деятельности.
Если основные средства куплены за счет средств гранта, то в учете будет иметь место записи:
Д-т К-т
01 96 на первоначальную стоимость принятого в эксп-
луатацию объекта.
18 60 на сумму НДС по приобретенному объекту.
96 60 списание источника приобретения основного
средства.
60 51 расчет с поставщиком за купленный объект.
96 18 списание сумм входного НДС.
Если же основные средства куплены за счет собственных средств, то в бухгалтерском учете такая операция отражается:
Д-т К-т
08 60 на стоимость покупки.
18 60 НДС по приобретенным основным средствам.
01 08 на первоначальную стоимость объекта основных
средств.
Одновременно следует составить и такую запись (при наличии амортизационного фонда):
86 88 на сумму использования амортизационного фонда.
В недостающей части источника на стоимость приобретения основных средств необходимо формировать фонд накопления:
81 88 создание фонда накопления.
Износ по основным средствам начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем поступления. При выбытии основных средств начисление износа прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия. Расчет износа производится следующим образом: в соответствии с Едиными нормами износа основных средств народного хозяйства определяется годовая норма износа, далее рассчитывается ежемесячный износ первоначальная стоимость умножается на годовую норму износа и делится на 12 месяцев.
Весомой статьей расходов у общественной организации являются командировочные расходы. При возникновении необходимости поездки в командировку бухгалтер должен руководствоваться Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55, а также Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35.
При направлении работника в командировку в дальнее зарубежье или страны СНГ ему необходимо выдать аванс в иностранной валюте или в денежных единицах Республики Беларусь для приобретения иностранной валюты в обменном пункте. На практике может иметь место последующее возмещение командировочных расходов в полной сумме или доплата в иностранной валюте в соответствии с утвержденным авансовым отчетом. Окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 дней с момента представления авансового отчета.
В случае если по уважительной причине в порядке завершения расчетов по командировке необходимая сумма в иностранной валюте подлежит выплате в Республике Беларусь, то по решению нанимателя указанная сумма может быть выплачена как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату авансового отчета.
Исходя из части четвертой п. 64 Положения № 55, при погашении кредиторской задолженности по заграничной командировке в валюте Республики Беларусь переоценка задолженности на дату выплаты не производится.
При возмещении кредиторской задолженности по загранкомандировке в иностранной валюте в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте15, производится переоценка обязательства по официальному курсу Национального банка на дату расчета или на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период. При этом образующуюся курсовую разницу в бухгалтерском учете отражают:
при росте курса валют Д-т 96 (31) К-т 71;
при падении Д-т 71 К-т 96 (31).
Таким образом, если общественная организация для решения своих уставных задач занимается хозяйственной деятельностью, то в этом случае необходимо в обязательном порядке вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с такой деятельностью. Это обосновывается тем, что всякая хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли, а, следовательно, общественная организация выступает как налогоплательщик.
15 Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте: Утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2000 № 78).