Темпы экономических реформ и снижение их социальных издержек в центре внимания национального отчета за 20042005 гг.

Минск, 31 августа 2005 года - Поэтапное и постепенное осуществление экономических реформ позволило Беларуси избежать множества ошибок и негативных социальных последствий. Однако в перспективе белорусское общество может столкнуться с серьезными социальными и экономическими издержками, связанными с откладыванием необходимых перемен, — таков вывод очередного Национального отчета о человеческом развитии за 2004-2005 гг. Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития.

Презентация Отчета состоялась 31 августа. В ней приняли участие Представитель ООН/ПРООН в Республике Беларусь Джихан Султаноглу, заместитель министра экономики Республики Беларусь Татьяна Старченко, научный редактор Отчета Владимир Шимов и национальный координатор проекта ПРООН Подготовка национальных отчетов о человеческом развитии Степан Полоник.

В составлении Отчета принимали участие национальные эксперты, представляющие различные области знаний и широкий спектр организаций и учреждений. Этот Отчет создавался гражданами Беларуси в интересах всего белорусского общества, — подчеркнула Джихан Султаноглу.

Как отметила Представитель ООН/ПРООН в Республике Беларусь, издание подобных Отчетов призвано подчеркнуть, что понятие человеческого развития намного шире, чем хорошо известный Индекс развития человеческого потенциала.

"Человеческое развитие предполагает не только наделение людей возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить образование и обеспечить достойный уровень дохода, но и создание условий для использования этих возможностей для творческой самореализации, в социальной, культурной и общественной жизни".

Основной темой Отчета стало преодоление диспропорций развития, возникающих в процессе сложного поиска решений с учетом большого числа взаимоисключающих приоритетов. Наибольшую сложность представляет достижение баланса между ускорением темпов экономических реформ и снижением их социальных издержек. В Отчете приводится множество примеров ситуаций, требующих такого сложного выбора.

Внешняя торговля Беларуси, во многом определяющая благополучие ее экономики, почти на 85% зависит от двух основных рынков — России и ЕС. Диверсификация внешней торговли позволит Беларуси снизить риски случайных колебаний на этих рынках, но потребует открытия внутреннего рынка товаров и услуг для зарубежных производителей. Все это значительно ухудшит положение белорусских предприятий, не готовых к подобной конкуренции.

Поддержка убыточных предприятий позволила избежать их банкроства и сохранить высокий уровень занатости. Однако ее оказание ведет к распылению инвестиционных ресурсов, необходимых для развития динамичных отраслей и снижает привлекательность отечественной экономики для внутренних и внешних инвестиций.

Жесткие меры административного регулирования предпринимательского сектора, призванные защищать права потребителей, наемных работников, предотвращать случаи мошенничества и другие негативные явления, также ограничивают вклад малых и средних предприятий в создание эффективных рабочих мест и развитие новых отраслей экономики.

Из Отчета следует, что выгоды в форме поддержания социальной стабильности и благосостояния граждан далеко не не всегда компенсировали упущенные возможности, связанные с ростом эффективнсти и конкурентоспособности экономики. Диспропорции, ведущие к высоким социальным и экономическим издержкам, могут быть вызваны как поспешными решениями, так и откладыванием необходимых перемен, утверждается в Отчете.

В частности, далеко не все жители Беларуси смогли в равной мере воспользоваться результатами высоких темпов экономического роста и активных мер по снижению социальных последствий экономических преобразований. Наряду с относительно благополучными районами в Беларуси возникли депрессивные регионы. Жители таких регионов сталкиваются с наибольшим риском безработицы, бедности и деградации социальной сферы. В результате в них наблюдаются высокие темпы миграции, повышенный уровень заболеваемости и смертности населения, а также ослабление социальной структуры населенных пунктов. Эти явления наиболее характерны для чернобыльских районов и других регионов с особыми условиями развития. Жители сельских населенных пунктов и городов с одним нестабильно работающим крупным предприятием также находятся в сложном положении.

Из материалов Отчета следует, что улучшение качества жизни населения Беларуси пока отстает от темпов экономического роста. Об этом свидетельствуют сохраняющиеся быстрые темпы депополяции, высокий уровень заболеваемости и смертности, углубление неравенства мужчин и женщин и существенные трудности в обечпечении необходимого уровня финансирования образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы.

В Отчете также сказано, что, несмотря на высокий уровень межличностного доверия в белорусском обществе и расширяющийся доступ граждан к средствам связи, участие населения в жизни общества, их социальная активность сохраняются на низком уровне. Все это ведет к значительному недоиспользованию возможностей для роста эффективности социальной политики государства.

Задачу построения более динамичной и конкурентоспособной экономики при максимальном снижении социальных издержек реформирования можно решить путем расширения возможностей для творчества и инициативы белорусских граждан.

Содержащийся в Отчете анализ диспропорций развития поможет выработать эффективные меры, позволяющие всем гражданам страны в равной мере воспользоваться социальными и экономическими достижениями последних лет для повышения качества жизни и творческой самореализации , — пишет в Предисловии к отчету Министр экономики Республики Беларусь Николай Зайченко.

Высокие темпы роста экономики, относительно низкий уровень бедности и широкий доступ белорусских граждан к образованию и здравоохранению могут стать базой для ускорения перехода к социально ориентированной рыночной экономики, улучшения среды для малого бизнеса, повышения эффективности социальной сферы, расширения экономический возможностей семей и поддержки широкого участия граждан в жизни общества.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к руководителю проекта Подготовка национальных отчетов о человеческом развитии Александру Пискунову по тел.: 200-63-97, e-mail: или к и.о. Представителя ДОИ ООН в Республике Беларусь Виктору Радивиновскому по тел.: 227-38-17, e-mail: .

Источник: www.un.minsk.by


 

1 верасня 2005