Регулирование деятельности некоммерческих организаций: изменения законодательства в 2003 году
Регулирование деятельности некоммерческих организаций: изменения законодательства в 2003 году
В 2003 не произошло значительных изменений законодательства о деятельности «третьего сектора», как это было, например, в 2001 году (тогда Декретом № 8 были ужесточены возможности получения иностранной безвозмездной помощи, а Декретом № 11 — порядок проведения массовых мероприятий).
2003 год ознаменовался скорее правоприменительной деятельностью — Министерство юстиции и управления юстиции активно выносили общественным объединениям и политическим партиями предупреждения, а также подавали в суды иски об их ликвидации. По информации «Белорусского рынка» (Ю. Орехов. «Регистрацию Минюст берет на себя, ликвидацией уже овладел». Белорусский рынок. 2003 г. № 48) в 2003 г. было ликвидировано более 10 общественных объединений. До ликвидации политических партий дело пока не дошло.
В 2003 г. внесены уточняющие изменения в Гражданский кодекс, появился новый вид некоммерческих организаций (республиканские государственно–общественн ые объединения), изменился порядок регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также порядок проведения массовых мероприятий, общественные объединения лишились ряда возможностей по представительству в судах, несколько изменился порядок получения и использования иностранной безвозмездной помощи.
Изменения в Гражданский кодекс
Законом Республики Беларусь от 26.06.2003 г. были внесены изменения в Гражданский кодекс. Эти изменения уточнили норму ст. 46 Гражданского кодекса. В данной статье указаны организационно–правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. В п. 3 ст. 46 ГК РБ перечислены организационно–правовые формы некоммерческих организаций и было установлено, что эти организации могут создаваться и в иных формах, предусмотренных законодательством. Это была слишком широкая формулировка, поскольку к законодательству в Республике Беларусь отнесены все нормативные правовые акты, в том числе акты министерств и ведомств. В новой редакции некоммерческие организации вправе создаваться в формах, предусмотренных актами законодательства. Это понятие более узкое, и включает Конституцию, Гражданский кодекс, законы, указы и декреты президента.
В настоящее время кроме предусмотренных в Гражданском кодексе есть и еще несколько видов некоммерческих организаций — Национальная академия наук, Белорусская торгово–промышленная палата, республиканские государственно–общественн ые объединения.
Деятельность республиканских государственно–общественн ых объединений
30 июля 2003 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 335 «О республиканских государственно–общественн ых объединениях», который предусмотрел возможность создания в Республике Беларусь нового вида некоммерческих организаций — республиканских государственно–общественн ых объединений.
Необходимость принятия данного указа и некоторые его нормы вызывают удивление. Не совсем понятно, почему данный вид некоммерческих организаций назван республиканскими государственно–общественн ыми объединениями. С общественными объединениями этот вид некоммерческих организаций связывает только то, что регистрируются они в Министерстве юстиции (как и некоторые общественные объединения) в соответствии с нормами Декрета Президента РБ от 26.01.1999 г. № 2 (в соответствии с которым регистрируются и общественные объединения). Кроме этого предусмотрено, что они в своей деятельности руководствуются законодательством об общественных объединениях в части, не противоречащей данному указу. Однако нормы о регистрации в соответствии с декретом и деятельности в соответствии с законодательством об общественных объединениях являются временными и будут действовать лишь до принятия соответствующего закона о данных организациях. Когда такой закон будет принят, и ни декрет № 2, ни законодательство об общественных объединениях на эти некоммерческие организации распространяться не будет — тогда не останется практически ничего, что связывало бы данный вид некоммерческих организаций с общественными объединениями.
Существует несколько принципиальных отличий этих некоммерческих организаций от общественных объединений. Во–первых, указ о республиканских государственно–общественн ых объединениях предусматривает членство в них юридических лиц, что невозможно в случае с общественными объединениями. Во–вторых, устав республиканских государственно–общественн ых объединений принимается учредителями или высшим органом этого объединения и утверждается Президентом РБ. В отношении общественных объединений действует правило, что их уставы принимаются учредителями. Никакого утверждения их кем бы то ни было не требуется — более того, это противоречит принципу независимости общественных объединений от государства.
Не понятно также, в чем была вообще необходимость принятия данного указа. Указы Президента являются нормативными правовыми актами и рассчитаны на неоднократное применение неограниченным числом лиц. В тоже время, в настоящий момент существует лишь одно республиканское государственно–общественн ое объединение. Указом Президента РБ от 30.07.2003 г. № 336 к республиканским государственно–общественн ым объединениям отнесено «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» (ДОСААФ), а указом от 03.11.2003 г. № 481 был утвержден его устав. Поскольку больше никаких республиканских государственно–общественн ых объединений не создано, создается впечатление, что данный указ принимался исключительно с целью придать отдельный статус для указанной выше организации.
Изменения в порядке регистрации
Основным документом в сфере регистрации некоммерческих организаций стал Декрет Президента от 11.09.2003 г. № 20. Он внес изменения в Декрет от 16.03.1999 г. № 11, которым регулируется порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, и в декрет от 26.01.1999 г. № 2, которым регулируется деятельность политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений.
Данным декретом был изменен порядок регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений. Полномочия по регистрации союзов (ассоциаций) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений с 1 ноября 2003 года переданы Министерству юстиции. Ранее полномочиями по регистрации таких союзов обладали областные и Минский городской исполнительные комитеты.
Однако данные изменения коснулись исключительно союзов (ассоциаций) политических партий, профсоюзов, общественных объединений. В том случае, ели создается союз (ассоциация), в котором по крайней мере одним из участников является коммерческая организация, порядок регистрации сохраняется прежним — их регистрируют в областных и Минском городском исполнительных комитетах.
Во исполнение данного декрета были приняты Постановление Совета Министров от 31.10.2003 г. № 1454 и Постановление Министерства юстиции от 29.10.2003 г. № 25, которыми были внесены изменения в порядок регистрации общественных объединений.
Проведение массовых мероприятий
Одной из форм деятельности общественных организаций является проведение массовых мероприятий. В 2003 году правила по проведению массовых мероприятий менялись несколько раз.
7 августа 2003 года был изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». После внесения изменений он называется «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».
Основные изменения коснулись порядка организации массовых мероприятий и ответственности за нарушение порядка их проведения.
Если ранее организаторами всякого массового мероприятия могли быть граждане РБ, достигшие 18–летнего возраста, проживающие на территории РБ и обладающие избирательным правом, то после вступления в силу новой редакции закона они могут быть организаторами мероприятия, в котором планируется участие до 1000 человек (кроме спортивных, культурно–массовых, иных зрелищных и религиозных мероприятий). Если в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании планируется участие более 1000 человек, его организатором обязательно должны выступить политическая партия, профессиональный союз или иная организация.
Если в качестве организатора выступает организация, она все равно должна определить лиц, ответственных за его проведение. Причем это лицо в обязательном порядке должно являться членом руководящего органа такой организации, и должно дать письменное обязательство об организации и проведении его в соответствии с Законом РБ «О массовых мероприятиях».
В отличие от предыдущей редакции закона, в новой редакции предусмотрена ответственность для политических партий, профессиональных союзов, иных организаций — организаторов массовых мероприятий за нарушение порядка их организации и проведения.
В соответствии со ст. 15 закона РБ «О массовых мероприятиях» политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях. При этом существенным вредом расценивается срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организаций либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим, а ущерб в крупном размере — это ущерб на сумму, превышающую в десять тысяч и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения.
Однако несправедливо рассматривать введение этой нормы как ужесточение ответственности общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Эта норма повторяет существовавшую ранее норму п. 1.5. Декрета Президента РБ от 07.05.2001 г. № 11 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных массовых мероприятий и пикетирования в Республике Беларусь».
Ужесточение ответственности общественных объединений и политических партий при проведении массовых мероприятий выразилось в принятии дополнений в Законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Статья 29 Закона РБ «Об общественных объединениях» и ст. 35 Закона РБ «О политических партиях» дополнили нормой, допускающей ликвидацию общественного объединения (политической партии) за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях. Однако это можно делать в лишь случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. На сегодняшний день в связи с данными изменениями ситуация фактически не меняется, поскольку ответственность в виде ликвидации организации за нарушения законодательства о массовых мероприятиях предусмотрены лишь в вышеупомянутых законе и декрете. Однако очень широкое понятие «законодательные акты» (которое включает в себя в том силе и акты министерств, ведомств и местных органов власти) дает возможность предусмотреть эти основания в ведомственных нормативных правовых актах (например, в постановлениях Министерства юстиции).
Представительство в суде
15 апреля 2003 года появился Декрет Президента № 13 «О некоторых вопросах гражданского судопроизводства». Этим декретом установлено, что уполномоченные общественных объединений (организаций) могут быть представителями физических лиц по гражданским делам в общих судах лишь в том случае, если законом им предоставлено право представлять и защищать в суде права и законные интересы членов этих общественных объединений (организаций) и других лиц.
Ранее, в ст. 22 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение наделялось правом представлять и защищать права и законные интересы своих членов в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях. Эта норма общего характера позволяла общественным объединениям, которые предусмотрели у себя в учредительных документах возможности судебной защиты своих членов, участвовать в судебном процессе в качестве представителей. Теперь это будет возможно только в случае, прямо предусмотренном в законе. В настоящее время таких законов нет.
Кроме представительства общественные объединения лишились права предъявлять в суд иски в защиту других лиц. Ранее эта возможность гарантировалась им ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Данной статьей было установлено, что общественные объединения могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, и делам, указанным в статье 85 ГПК (об отмене усыновления, о лишении родительских прав, взыскании алиментов, о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных), если это предусмотрено их уставными документами. После внесенных изменений они смогут сделать это только в случае, когда это предусмотрено законом.
Использование иностранной безвозмездной помощи
В отношении получения и использования иностранной безвозмездной помощи необходимо отметить, во–первых, упорядочение предоставление международной технической помощи, и во–вторых, некоторое изменение порядка получения, использования иностранной безвозмездной помощи и контроля за ее использованием.
Упорядочение предоставления международной технической помощи выразилось в принятии Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республики Беларусь» и Постановления Совета Министров от 21.11.2003 г. «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. № 460».
Данными документами предусмотрено, что программы (проекты) международной технической помощи проходят регистрацию в Министерстве экономики. В случае регистрации программы международной технической помощи получают значительные налоговые и таможенные льготы: товары, ввозимые в РБ в качестве международной технической помощи освобождаются от обложения НДС, акцизами, таможенными пошлинами; денежные средства и иное имущество, полученные в качестве международной технической помощи не входят в налогооблагаемую базу при исчислении и уплате налога на прибыль, а также налога на недвижимость на срок использования в целях международной технической помощи; доходы, получаемые физическими лицами из средств международной технической помощи не облагаются подоходным налогом, а обороты по реализации товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь для осуществления международной технической помощи — НДС, отчислениями и сборами, взимаемыми с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, местными налогами и сборами.
Изменения порядка получения, использования и контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи выразились в принятии Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. № 537 «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи».
Декрет Президента № 24 вступил в силу с 13 декабря 2003 г. С этого же дня утратил силу действовавший ранее Декрет Президента от 12.03.2001 г. № 8 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи».
В целом Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» кардинально не изменил систему получения и использования иностранной безвозмездной помощи. Изменения коснулись следующего.
Во–первых, установлено, что действия данного декрета не распространяется на международную техническую помощь и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами.
Ранее в соответствии с Декретом № 8 в этот список попадали не только программы, одобренные Президентом либо действующие в соответствии с международными договорами, но также и программы, одобренные Правительством Республики Беларусь.
Во–вторых, ряд полномочий в регулировании данных отношений передан от Департамента по гуманитарной деятельности к Управлению делами Президента Республики Беларусь. Так, Управление делами Президента определяет размеры денежных средств, стоимость товаров (имущества) и виды иностранной безвозмездной помощи, которые не подлежат регистрации. Управление делами Президента также должно установить порядок регистрации иностранной безвозмездной помощи.
Ранее этими полномочиями обладал Департамент по гуманитарной деятельности.
В–третьих, предусмотрен порядок получения налоговых и таможенных льгот по получаемой иностранной безвозмездной помощи. Правом освобождать иностранную безвозмездную помощь от таможенных сборов и пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога обладает Управлением делами Президента Республики Беларусь, которое согласовывает это с Президентом Республики Беларусь. Для получения льгот получатели иностранной безвозмездной помощи обязаны представить в таможенный орган и (или) в инспекцию Министерства по налогам и сборам соответствующее заявление и копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, спецификации на иностранную безвозмездную помощь в виде товаров (имущества) с указанием их (его) наименования, количества, стоимости и плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
В Декрете № 8 порядок получения налоговых и таможенных льгот прописан не был.
В–четвертых, Декретом добавлен еще один государственный орган, который уполномочен осуществлять контроль за целевым использованием полученной иностранной безвозмездной помощи. Кроме КГК, МВД, МНС, ГТК и их территориальных органов, Управления делами Президента РБ, правом контроля с 12 декабря 2003 г. также обладает и КГБ РБ.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные государственные органы и организации, которые будут осуществлять контроль за целевым использованием полученной иностранной безвозмездной помощи.
Сергей Зикрацкий