Закон Республики Молдова от 17.05.1996 г. N 837-50;XIII

Об общественных объединениях

 

Закон Республики Молдова

N 837–XIII от 17 мая 1996 года

 

(Monitorul Oficial N 6 от 23 января 1997 года)

 

Парламент принимает настоящий закон.

Настоящий закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на объединение, и определяет принципы образования, регистрации, функционирования и прекращения деятельности общественных объединений.

 

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие общественного объединения

(1) Общественным объединением является добровольное, самостоятельное, самоуправляемое формирование, образовавшееся в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности профессиональных и (или) иных интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав, и не преследующее цели извлечения прибыли. Цели и задачи общественного объединения определяются в его уставе, положении, иных актах (далее — уставе), зарегистрированных в установленном порядке.

(2) Общественными объединениями признаются общественные движения, миротворческие, правозащитные, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, экологические, культурно–просветительные , физкультурно–спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, национально–культурные общества, общественные учреждения, другие объединения граждан.

(3) Действие настоящего закона не распространяется на партии и другие общественно–политические организации, профессиональные союзы, объединения работодателей, фонды, религиозные организации и их юридические лица, на организации, созданные органами публичной власти, на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли другими предприятиями и организациями, на формирования общественной самодеятельности (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и другие), порядок создания и деятельности которых определяется иными законодательными актами.

 

Статья 2. Цели создания и деятельности общественных объединений

(1) Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты гражданских, экономических, социальных, культурных и иных законных прав и свобод; развития общественной активности и самодеятельности граждан, удовлетворения их профессиональных и любительских интересов в области научного, технического, художественного творчества; охраны здоровья населения, привлечения его к благотворительной деятельности, вовлечения в занятия массовым спортом и физической культурой; проведения культурно–просветительной работы среди населения; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством.

(2) Общественные объединения подразделяются на общественно–полезные объединения и объединения взаимной выгоды.

(3) Общественно–полезными являются объединения, деятельность которых относится исключительно к защите прав человека, образованию, приобретению и распространению знаний, здравоохранению, социальной помощи населению, культуре, искусству, любительскому спорту, ликвидации последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды и иным сферам, имеющим общественнополезный характер.

(4) Объединения взаимной выгоды создаются для удовлетворения частных, корпоративных интересов их членов.

(5) Общественные объединения могут способствовать своей деятельностью органам публичной власти в реализации общественно значимых и общественнополезных целей и задач.

 

Статья 3. Принципы создания и деятельности общественных объединений

(1) Общественные объединения независимо от их организационно–правовой формы и масштабов деятельности равны перед законом и действуют согласно своим программам и уставам, в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Молдова.

(2) Общественные объединения создаются и действуют на принципах добровольности, самостоятельности, самоуправления и равноправия всех членов (участников). Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, выборе целей, форм и методов деятельности.

(3) Участие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав либо для предоставления ему государством каких–либо льгот и преимуществ, а также условием занятия или причиной незанятия должности государственного служащего, кроме оснований, предусмотренных в части (4) статьи 4. Требование об указании в официальных документах членства в том или ином общественном объединении не допускается.

(4) Деятельность общественных объединений на принципе безоговорочного подчинения членов объединения его руководству запрещается.

 

Статья 4. Ограничения при создании и в деятельности общественных объединений

(1) Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, ставящих своей целью или избирающих методом действий насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности территории Республики Молдова, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение иных наказуемых в соответствии с законодательством деяний. Включение в устав общественного объединения положений о защите принципов социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

(2) Запрещается создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований.

(3) Запрещается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на права и законные интересы граждан, на здоровье людей, общественную мораль.

(4) Не могут быть учредителями общественных объединений государственные служащие, в чьи должностные обязанности входят регистрация общественных объединений и контроль за их деятельностью. Учредителями общественных объединений и членами их руководящих, исполнительных и контрольноревизионных органов не могут быть члены Правительства и государственные служащие, в должностные обязанности которых входит проведение государственной политики в областях, являющихся приоритетными для этих общественных объединений согласно их уставам. Законодательством могут устанавливаться и иные отдельные ограничения, относящиеся к созданию определенных видов общественных объединений и вступлению в них конкретных категорий государственных служащих.

 

Статья 5. Организационно–правовые формы общественных объединений

При создании общественного объединения может быть избрана одна из следующих организационно–правовых форм:

а) общественное движение;

b) общественная организация;

с) общественное учреждение;

 

Статья 6. Общественное движение

(1) Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее фиксированного членства общественное объединение, стремящееся к реализации значимых гражданских, экономических, социальных, культурных и иных общественно полезных целей, поддерживаемых участниками общественного движения.

(2) Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание участников движения. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию, который после регистрации общественного движения осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

 

Статья 7. Общественная организация

(1) Общественной организацией является основанное на фиксированном членстве общественное объединение, созданное для совместной деятельности в целях реализации уставных целей объединившихся граждан и защиты их общих интересов.

(2) Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию, который после регистрации общественной организации осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

 

Статья 8. Общественное учреждение

(1) Общественное учреждение — это не имеющее фиксированного членства объединение граждан, созданное с целью оказания определенного вида услуг, отвечающих интересам участников объединения и соответствующих уставным целям последнего.

(2) Управляют общественным учреждением лица, назначенные учредителем (учредителями).

(3) В соответствии с учредительными документами при общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, назначаемый или избираемый учредителем (учредителями). Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

 

Статья 9. Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения вправе на добровольных началах создавать союзы (ассоциации) на основе учредительного договора, образуя новое юридическое лицо. Порядок организации и прекращения деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений определяется настоящим законом.

 

Статья 10. Защита права граждан на объединение. Правовая защита общественных объединений

(1) Защита права граждан на объединение осуществляется в порядке государственного надзора за соблюдением законности, в судебном или административном порядке. По инициативе граждан могут также предъявляться иски либо направляться петиции на действия государственных органов, организаций и их должностных лиц, препятствующих созданию общественных объединений и осуществлению их законной деятельности.

(2) Последствия судебной или административной защиты могут наступить в виде восстановления нарушенного права, пресечения действий государственных органов, организаций и их должностных лиц, препятствующих осуществлению права граждан на объединение, в виде возмещения убытков, понесенных из–за нарушения этого права.

(3) Государство гарантирует общественным объединениям защиту их прав и законных интересов.

(4) Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами с участием представителей соответствующих объединений или по согласованию с ними.

(5) Защита прав и законных интересов общественных объединений, а равно общественно значимых интересов осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательством.

(6) Необоснованное вмешательство государственных органов, организаций и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов, организаций и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законодательством.

(7) На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании. Социальное обеспечение и социальное страхование работников аппарата общественных объединений — иностранных граждан, не проживающих в Республике Молдова постоянно, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о концессиях.

 

Статья 11. Отношения государства и общественных объединений. Государственная поддержка общественных объединений

(1) Государство может оказывать общественным объединениям поддержку в виде целевого финансирования по их заявкам отдельных социальных, научных и культурных программ, в виде заключения договоров на производство работ и предоставление услуг, а также в виде социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Государство способствует развитию деятельности общественных общественно–полезных объединений, сотрудничая с ними и проводя по отношению к ним льготную налоговую политику. Во взаимоотношениях с общественными объединениями, действующими в одной сфере, государственные органы не должны создавать преференций ни одному из них.

(2) Общественно–полезные общественные объединения могут частично или полностью освобождаться от отдельных видов налогов в соответствии с налоговым законодательством и настоящим законом. Предоставление в аренду общественно–полезным общественным объединениям помещений и зданий, находящихся в публичной собственности, осуществляется на льготных условиях в порядке, установленном Правительством. Освобождение общественных объединений от налогообложения и предоставление им иных льгот и привилегий на индивидуальной основе не допускаются.

(3) Молодежным и детским общественным объединениям государство оказывает материальную и финансовую поддержку, детским организациям предоставляет право пользоваться помещениями школ, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

(4) Общественные объединения и их юридические лица, осуществляющие агитацию в пользу или против политических партий, общественно–политических организаций, блоков и отдельных кандидатов при проведении выборов в органы публичной власти, лишаются права на государственную целевую финансовую поддержку, льготное налогообложение, финансирование и кредитование. Финансовые средства, полученные ими по целевым государственным программам, грантам и субсидиям, подлежат возврату в доход государственного бюджета на основании судебного решения в соответствии с законодательством. Руководящие органы общественного объединения, от имени которого без ведома и согласия этих органов членами (участниками) объединения или иными лицами велась предвыборная агитация, должны без промедления заявить о непричастности руководимого ими объединения к этим действиям, а орган средств массовой информации, при помощи которого велась агитация, обязан в кратчайший срок распространить опровержение. Лица, выступающие от имени общественного объединения без санкции его руководящих органов, несут ответственность согласно законодательству.

(5) Общественные объединения и их юридические лица не вправе использовать денежные средства, материальные ценности, полученные от иностранных физических и юридических лиц, на поддержку политических партий, общественно–политических организаций, блоков и отдельных кандидатов при проведении выборов в органы публичной власти. Денежные средства, материальные ценности, использованные в указанных целях, подлежат безвозмездной экспроприации в доход государственного бюджета на основании судебного решения.

 

Статья 12. Категории общественных объединений

(1) На территории Республики Молдова создаются и действуют республиканские, местные и международные общественные объединения.

(2) Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого в соответствии с уставными целями и задачами распространяется на территорию всей Республики Молдова либо большинства ее районов, городов и муниципиев или которое имеет в них учредителей и организационные структуры.

(3) Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административнотерриториальных единиц.

(4) Международным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов, муниципиев Республики Молдова либо на всю ее территорию, а также на территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет или намерено иметь в этих государствах в соответствии с уставом организационные структуры. Филиалами (отделениями, представительствами) международных общественных объединений признаются общественные (неправительственные, неприбыльные) объединения, созданные в соответствии с законодательством Республики Молдова, если в своих уставах они признают себя филиалами (отделениями, представительствами) соответствующих международных общественных объединений и документально закрепляют верховенство их уставов над своими. В случае отсутствия устава у международного общественного объединения, филиал (отделение, представительство) которого регистрируется на территории Республики Молдова, основанием для присвоения статуса филиала (отделения, представительства) является письменное обращение руководящего органа соответствующего международного общественного объединения к регистрирующему органу Республики Молдова.

 

Статья 13. Законодательство об общественных объединениях

(1) Законодательство об общественных объединениях состоит из настоящего закона и иных законодательных актов.

(2) Международные союзы (ассоциации) общественных объединений создаются, действуют и прекращают свою деятельность на территории Республики Молдова в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений настоящим законом.

(3) Филиалы, отделения, представительства и другие организационные структуры иностранных общественных (неправительственных, неприбыльных) объединений создаются, действуют и прекращают свою деятельность на территории Республики Молдова в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами.

(4) Благотворительность и спонсорство в сфере деятельности общественных объединений регулируются Законом о благотворительности и спонсорстве и налоговым законодательством.

(5) Подзаконные акты, регулирующие порядок осуществления права граждан на объединение и определяющие статус отдельных видов объединений, в части, противоречащей положениям настоящего закона, не имеют юридической силы.

 

Глава II

СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 14. Учреждение общественных объединений

(1) Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей, которыми могут быть физические лица — дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

(2) Общественные объединения учреждаются по инициативе не менее чем трех граждан и (или) одного и более юридических лиц — общественных объединений.

(3) Учредителями молодежных и детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, или общественные объединения, определяемые в части (1) настоящей статьи.

(4) Общественные объединения могут быть учредителями других общественных объединений при их образовании путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

(5) Органы публичной власти не могут быть учредителями, членами (участниками) общественных объединений.

(6) Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, могут учреждать общественные объединения на равных основаниях с гражданами Республики Молдова, если иное не предусмотрено законодательством об отдельных видах общественных объединений.

(7) При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители таких объединений автоматически становятся их членами, имеющими соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений с избранием иных организационно–правовых форм права и обязанности учредителей определяются уставами общественных объединений.

(8) Решение об учреждении общественного объединения принимается на съезде (конференции) или общем собрании инициаторов создания объединения одновременно с утверждением устава и избранием руководящих и контрольноревизионных органов.

 

Статья 15. Члены и участники общественных объединений

(1) Членами (участниками) общественных объединений могут быть граждане Республики Молдова, иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством об отдельных видах общественных объединений.

(2) В общественных объединениях может быть фиксированное и нефиксированное членство. В общественных движениях и общественных учреждениях нет фиксированного членства.

(3) Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица (общественные объединения), заинтересованные в реализации целей и задач данного объединения, оформляющие свое членство подачей индивидуального заявления или посредством иного документа.

(4) Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица (общественные объединения), которые одобряют цели и задачи данного объединения и (или) его конкретные акции, принимают участие в его деятельности, не оформляя условий своего участия индивидуальными заявлениями или иными документами.

(5) Членами (участниками) общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет.

(6) Членами (участниками) молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет.

(7) Членами (участниками) детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 10 лет.

(8) Общественные объединения могут входить в состав других общественных объединений на правах членов, если это предусмотрено уставами объединений. В общественных организациях на них распространяются права и обязанности членов — физических лиц.

 

Статья 16. Руководители общественных объединений

Руководителями общественных объединений, а также членами их контрольно–ревизионных органов могут быть только совершеннолетние граждане, постоянно проживающие на территории Республики Молдова.

 

Статья 17. Наименование и символика общественного объединения

(1) Наименование общественного объединения, флаги, эмблемы, вымпелы и иная символика, если она есть, должны отличаться от наименований и символики других юридических лиц, включая тех, которые ликвидированы решением суда и прекратили свою деятельность.

(2) Символика общественного объединения не должна совпадать с государственной символикой Республики Молдова, а также с символикой иностранных государств и нарушать право на интеллектуальную собственность. Не допускается использование изображения государственного герба на печатях и фирменных бланках общественных объединений.

(3) Наименование и символика общественного объединения не могут служить пропаганде целей и методов действий, указанных в части (1) статьи 4.

(4) Общественное объединение имеет право на использование в своем наи меновании личного имени гражданина только с его согласия, в случае смерти этого гражданина — на основании его нотариально заверенного завещания, а при отсутствии завещания — с общего согласия жены (мужа), родителей и совершеннолетних детей умершего. Если названные лица отсутствуют, вопрос об использовании личного имени гражданина в наименовании общественного объединения решается самим объединением.

(5) Символика общественного объединения утверждается его руководящими органами в соответствии с уставом и подлежит государственной регистрации органом, регистрирующим (зарегистрировавшим) общественное объединение.

 

Статья 18. Устав общественного объединения

(1) Устав общественного объединения должен предусматривать:

а) организационно–правовую форму объединения;

b) наименование объединения;

с) юридический адрес объединения и территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

d) цели и задачи, стоящие перед объединением, методы их достижения; период, на который создается общественное объединение;

е) условия и порядок приема в члены общественного объединения и выхода из него (при наличии фиксированного членства);

f) права и обязанности членов общественного объединения (при наличии фиксированного членства);

g) структуру общественного объединения, порядок его образования; точное наименование, структуру, компетенцию и сроки полномочий руководящих, исполнительных и контрольно–ревизионных органов объединения, место их нахождения;

h) порядок принятия устава, внесения в него изменений и дополнений;

i) источники, порядок формирования и использования собственности и иного имущества общественного объединения; размер членских взносов (при наличии фиксированного членства); орган, правомочный принимать решения о приобретении, распределении и отчуждении собственности;

j) порядок и сроки созыва общих собраний, конференций, съездов;

k) формы участия общественного объединения в делах общества и государства;

l) порядок формирования, статус, структуру и методы деятельности первичных организаций общественного объединения;

m) основные параметры финансового отчета и способ его обнародования;

n) порядок реорганизации и прекращения деятельности общественного объединения.

(2) Устав общественного объединения может содержать описание символики объединения.

(3) Устав общественного объединения может предусматривать и иные положения, относящиеся к деятельности объединения, не противоречащие законодательству.

 

Статья 19. Регистрация устава

(1) Устав общественного объединения подлежит регистрации в полномочном государственном органе, однако общественное объединение вправе и не регистрировать свой устав.

(2) Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента регистрации устава объединения полномочным государственным органом. Общественное объединение, не зарегистрировавшее свой устав, не обладает правоспособностью юридического лица, является неформальным объединением частных лиц и не подпадает под действие настоящего закона.

(3) Регистрация уставов республиканских и международных общественных объединений, их филиалов (отделений, представительств) осуществляется Министерством юстиции.

(4) Регистрация уставов местных общественных объединений производится органами местного публичного управления в пределах территорий, на которых создаются объединения.

(5) Для регистрации устава общественного объединения в месячный срок со дня утверждения устава в соответствующий государственный орган подаются следующие документы, перечень которых не может быть расширен:

а) заявление, подписанное всеми членами руководящего органа общественного объединения с указанием места жительства каждого из них;

b) устав в двух экземплярах;

с) копия протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав общественного объединения, в двух экземплярах. Протокол должен содержать сведения о создании общественного объединения, утверждении его устава, о выборах руководящих и контрольно–ревизионных органов;

d) сведения об учредителях общественного объединения: для физических лиц — фамилия, имя, год рождения, место жительства, гражданство (заверяются их подписью); для общественного объединения — копия свидетельства о государственной регистрации устава этого объединения, выписка из протокола заседания уполномоченного руководящего органа общественного объединения с решением об основании нового общественного объединения, а при создании общественного учреждения либо союза (ассоциации) общественных объединений — и копия учредительного договора;

е) заявление лиц, указанных в части (4) статьи 17, о согласии на использование в наименовании общественного объединения личного имени гражданина;

f) решение высшего органа общественного объединения о наделении руководящего или исполнительного органа правом представлять объединение в процессе регистрации;

g) документ, подтверждающий местонахождение общественного объединения;

h) документ банка, подтверждающий уплату регистрационного взноса.

(6) При решении регистрирующим органом вопроса о регистрации устава общественного объединения присутствие председателя или полномочного представителя руководящего либо исполнительного органа этого объединения обязательно.

(7) Изменения и дополнения, внесенные в устав общественного объединения, подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и устав. При регистрации изменений и дополнений, обусловленных изменениями в законодательстве, регистрационный взнос не уплачивается.

(8) Регистрация устава местного отделения (филиала) общественного объединения производится органом местного публичного управления на основании документов, указанных в части (5) настоящей статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации устава указанного объединения.

(9) За регистрацию устава общественного объединения, изменений и дополнений, внесенных в него, взимается регистрационный взнос в размере трех минимальных заработных плат в порядке, предусмотренном законодательством. За использование в наименовании общественного объединения названия государства "Молдова", "Республика Молдова", а также названий местностей и населенных пунктов взнос не взимается.

 

Статья 20. Решение о регистрации устава

Регистрирующий государственный орган в месячный срок обязан принять одно из следующих решений: зарегистрировать устав общественного объединения и выдать учредителям свидетельство о государственной регистрации, отсрочить регистрацию устава либо отказать в ней.

 

Статья 21. Свидетельство о государственной регистрации

(1) Документом, удостоверяющим регистрацию устава общественного объединения, является свидетельство о государственной регистрации, которое оформляется регистрирующим органом в трехдневный срок после принятия решения о регистрации устава. Форма свидетельства утверждается Правительством.

(2) Регистрация уставов молодежных и детских общественных объединений и выдача свидетельств о ней производятся только в случае избрания в руководящие органы указанных объединений лиц, достигших возраста 18 лет.

 

Статья 22. Отсрочка в регистрации устава

Регистрация устава общественного объединения может быть отложена на срок до трех месяцев, если нарушен порядок создания объединения, предусмотренный настоящим законом. В решении об отсрочке должны быть указаны причины, по которым регистрация устава откладывается. О принятии такого решения учредителям общественного объединения сообщается письменно в трехдневный срок.

 

Статья 23. Отказ в регистрации устава

(1) Отказ в регистрации устава общественного объединения возможен по следующим исключительным основаниям:

а) устав противоречит Конституции Республики Молдова, настоящему закону и другим законодательным актам;

b) в трехмесячный срок не выполнены требования, приведенные в решении об отсрочке в регистрации устава;

с) ранее был зарегистрирован устав общественного объединения с тем же наименованием;

d) заявление о регистрации устава общественного объединения подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности указанного объединения;

е) регистрирующим органом установлено, что в представленных объединением документах содержится недостоверная информация;

f) название общественного объединения оскорбляет общественную мораль, национальные и религиозные чувства граждан.

(2) Отказ в регистрации устава по причине нецелесообразности создания объединения либо в связи с тем, что предоставленный общественному объединению юридический адрес является местом жительства гражданина, не допускается.

(3) В случае отказа в регистрации устава учредителям общественного объединения сообщается об этом письменно в сроки, установленные для регистрации, с указанием мотивов отказа.

(4) Отказ в регистрации устава не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию.

(5) Рассмотрение повторного обращения в регистрирующий орган и вынесение по этому обращению решения производятся в общем порядке, предусмотренном настоящим законом, включая уплату регистрационного взноса.

 

Статья 24. Обжалование отказа в регистрации устава

Отказ в регистрации устава общественного объединения в установленный срок либо по мотивам, которые учредители объединения считают не имеющими оснований, может быть обжалован в компетентный административный суд в течение 30 дней со дня сообщения решения об отказе.

 

Статья 25. Государственный реестр общественных объединений

(1) Министерство юстиции ведет Государственный реестр общественных объединений.

(2) Органы местного публичного управления ведут реестр местных общественных объединений. Данные о регистрации таких объединений в десятидневный срок передаются в Министерство юстиции. Обязательный учет первичных структурных звеньев республиканских и международных общественных объединений ведется по месту их нахождения также органами местного публичного управления.

(3) Сведения, которые вносятся в Государственный реестр общественных объединений, подлежат обязательному опубликованию в официальных печатных органах Республики Молдова до конца второго квартала каждого календарного года по данным за предыдущий календарный год.

 

Глава III

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 26. Права

Общественное объединение имеет право:

а) беспрепятственно распространять информацию о своей деятельности;

b) учреждать собственные средства массовой информации и пользоваться в установленном порядке государственными;

с) осуществлять издательскую деятельность;

d) представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных органах и организациях;

е) получать от органов публичной власти информацию, необходимую для реализации уставной деятельности, с изъятиями, регулируемыми законодательством;

f) в необходимых случаях образовывать за счет собственных средств местные структурные подразделения;

g) осуществлять производственно–хозяйстве нную и иную предпринимательскую деятельность, способствующую реализации уставных целей и задач, в соответствии с законодательством, в том числе с помощью создаваемых для этого предприятий, которые являются юридическими лицами;

h) участвовать в национальных и международных конкурсах в целях получения социальных заказов и дотаций государства, а также грантов и стипендий зарубежных стран, национальных, зарубежных, международных фондов и организаций, частных лиц;

i) заключать с физическими и юридическими лицами двусторонние и многосторонние соглашения о научно–техническом, экономическом, финансовом и производственном сотрудничестве, о предоставлении услуг и выполнении работ, направленные на реализацию уставных целей и задач;

j) осуществлять научно–исследовательские и проектно–конструкторские разработки, проводить общественную экспертизу социально значимых проектов, программ и участвовать в работе смешанных комиссий по их рассмотрению при условии, что эти виды деятельности предусмотрены в уставе;

k) иметь свои наименование и символику;

l) осуществлять в полном объеме полномочия, предоставленные юридическим лицам Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами и не противоречащие законодательству об общественных объединениях;

m) организовывать в соответствии с законом собрания и другие публичные мероприятия.

 

Статья 27. Обязанности

(1) Общественное объединение обязано:

a) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Молдова, нормы междуна