Защита прав потребителей "повисает в воздухе"

С 11 августа 2012 года обществам защиты прав потребителей придется работать с клиентами бесплатно, а все расходы возмещать лишь после того, как вина субъекта хозяйствования будет доказана. Для рядового потребителя ситуация ухудшается. 

Общества защиты прав потребителей не смогут больше проводить проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Изменения в Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей", которые вступят в действие 11 августа 2012, закрепляют в потребительском законодательстве положения указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Согласно указу № 510, общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять лишь профсоюзы. Правда, пока не только государственные.
 
Общественные объединения потребителей сохранят право проводить общественный контроль в иных формах (например, проводить мониторинг). Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок — соответствие требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, их должностных лиц и иных работников.
 
В компетенции обществ защиты прав потребителей (ОЗПП) по-прежнему остается проведение собственных экспертиз, обращение к продавцам и производителям с претензиями от имени потребителей, обращение в органы прокуратуры по фактам правонарушений, а также подача от имени потребителей исков в суды.
 
Однако практически все действия придется выполнять бесплатно — на основании письменного договора безвозмездного оказания услуг. Понесенные расходы ОЗПП сможет взыскать с виновной стороны. Состав и размер таких расходов теперь будет устанавливать исключительно Министерство торговли.
 
Еще одно новшество — введение обязательной аттестации для работников обществ защиты прав потребителей. Только при наличии аттестата они смогут консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, обращаться от имения потребителя с претензиями и исками в суд.
 
Для рядового потребителя ситуация ухудшается. И не только потому, что ОЗПП теряют такой эффективный инструмент влияния на продавцов (производителей), как проверки, проводимые по собственной инициативе. В соответствии с новой редакцией закона, прежде чем идти в суд, потребитель должен будет обязательно обратиться с претензией к продавцу, производителю или тому, кто оказал некачественную услугу.
 
Представители обществ защиты прав потребителей уже задумываются над тем, смогут ли возместить свои расходы — по сведениям судебных исполнителей, по 90% исковых заявлений, выписанных для взыскания с организации-нарушителя прав потребителя, на расчетных счетах нет денег, предприятие находится в стадии ликвидации или уже обанкротилось.
 
После вступления поправок в силу эксперты прогнозируют увеличение потока жалоб от потребителей в отделы торговли местных исполнительных органов. Уполномоченные по защите прав потребителей с юридическим образованием есть далеко не в каждом из них.
 
Как прогнозируют эксперты "Завтра твоей страны", потребителю придется защищать себя самому: написать кучу писем с жалобами во все инстанции, дождаться ответов на них, а затем найти квалифицированного юриста и обратиться в суд, с равным спокойствием принять любое его решение (положительное или отрицательное) и при необходимости подать апелляцию.  
 
www.tut.by