Фандрайзинг: мифы и реальность
Фандрайзинг: мифы и реальность
"Фандрайзинг" понятие, хорошо известное узкому
кругу лиц. Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору,
знает о нем. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о
чем не говорит. Являясь калькой с английского (fund средства, финансирование,
raise нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком
смысле) поиска источников финансирования. Становление фандрайзинга как
отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние
десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение
фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно:
фандрайзинг это поиск источников финанасирования, необходимых для
осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и
проектов.
Фандрайзинг может быть "внутренним" и "внешним". В первом случае речь
идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии
поиска финансирования сотрудники НПО занимаются самостоятельно. Во втором случае
это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск
финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных
консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как
независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.
Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, и прежде чем
перейти к предметному разговору о нем, приведем несколько общих определений,
имеющих непосредственное отношение к нашей теме.
Благотворительность добровольное бескорыстное
пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям
минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы
благотворительности меценатство и спонсорство.
Меценат физическое лицо, оказывающее
материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на
бескорыстной добровольной основе.
Спонсор юридическое или физическое лицо,
оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку
благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени
(названия), торговой марки и т.д.
Донор юридическое или физическое лицо,
оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную
помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе.
Грант благотворительный взнос или пожертвование,
имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в
денежной и натуральной формах.
Бесприбыльный (некоммерческий) проект комплекс
запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого
является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.
Основные "действующие лица" на рынке фандрайзинга и
направления их деятельности представлены на следующей схеме: Консалтинговые
услуги Информация Стратегии фандрайзинга - Виды финансирования
-Обучение.
Таким образом, в сфере фандрайзинга
задействованы:
НПО, подразделяющиеся согласно украинскому
законодательству на шесть групп в качестве основных производителей и
одновременно потребителей фандрайзинговых услуг;
- разнообразные по своим целям, задачам и характеру
деятельности финансирующие (в том числе донорские) организации;
- оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие
структуры фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы
(обучение), фандрайзинговые информационные центры (предоставление
информации).
Основная задача НПО в сфере фандрайзинга разработка
и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на
донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный
фандрайзинг и т.д. В странах СНГ уже накоплен значительный (успешный и не очень)
опыт поиска финансирования для НПО. Мы призываем наших "маститых" читателей
поделиться своими достижениями и знаниями в этой сфере. С другой стороны, для
многих (особенно начинающих) организаций фандрайзинг остается недостаточно
изученной сферой деятельности.
Перейдем к рассмотрению традиционных пяти основных источников
финансирования неприбыльных организаций. Это
благотворительные фонды и международные донорские организации;
предпринимательские структуры;
органы исполнительной власти и местного самоуправления;
физические лица;
- другие НПО.
Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов,
необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не
единственное место. В целом можно выделить следующие виды
ресурсов: финансы; материальные (техника, оборудование);
информационные; человеческие (работа волонтеров).
Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со
статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет
НПО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности 47
процентов; государственное финансирование 43 процента; благотворительные
пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные
пожертвования 10 процентов. Нетрудно заметить, что подавляющую часть
поступлений НПО (90 процентов) составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ
источники хозяйственная деятельность, государственное финансирование и
членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций,
благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют
лишь 10 процентов.
Иная картина наблюдается в странах СНГ. Согласно данным социологического
исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России",
предоставленного Еленой Абросимовой (Москва), усредненный бюджет НПО России
состоит из следующих источников финансирования: членские взносы 18 процентов;
индивидуальные пожертвования 12 процентов, спонсорские взносы 12,6 процента;
средства российских фондов 2,8 процента; средства иностранных фондов 22,7
процента; государственные источники 8,9 процента; средства политических
организаций 5,1 процента; собственные доходы от услуг 0,6 процента; прочие
источники 9,3 процента.
Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными
источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные
фонды и международные донорские организации 25,5 процента; предпринимательские
структуры 12, 6 процента; органы исполнительной власти и местного
самоуправления 8,9 процента; физические лица 30 процентов; другие НПО 5,1
процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются
пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.
Благотворительные фонды и международные донорские организации
Благотворительные фонды (далее БФ) наиболее распространенный источник
финансирования НПО, по крайней мере в странах СНГ. Согласно данным Центра
Европейских Фондов (EFC), в США зарегистрировано около 40 тысяч подобных
организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тысяч. Годовые
бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов
долларов. Но даже если принять за средний бюджет полмиллиона долларов, то можно
только представить, о каких суммах, выделяемых на финансирование общественных
инициатив, идет речь. Существуют несколько классификаций БФ. Исходя из
источников финансирования БФ подразделяются на ассоциированные (корпоративные)
фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой
(например IBM Foundation). Это наиболее распространенный вид БФ; государственные
(межгосударственные) фонды (донорские организации), которые создаются и
финансируются правительством одной или нескольких стран (USAID, TACIS);
независимые (частные) фонды, которые создаются и финансируются частным лицом или
группой лиц, как правило, связанных родственными узами (MacArthur Foundation).
Широкое распространение во всем мире БФ, и в первую очередь корпоративные,
получили в силу ряда причин. Отметим наиболее важные: Льготы по
налогообложению. Законодательство многих стран допускает
использование доли прибыли (дохода) коммерческих структур на благотворительные
цели вместо уплаты соответствующих налогов. Аргументы с позиции правительства
достаточно очевидны: БФ выделяют средства на финансирование социально значимых
программ и проектов, реализуемых, как правило, через НПО. Таким образом,
организации берут на себя выполнение части задач государственных органов:
оказание помощи инвалидам, малообеспеченным, работа с детьми и молодежью,
просвещение граждан и т.д. * *
Решение социальных задач и развитие местного сообщества. БФ рещают важную
социальную задачу оказание помощи по развитию гражданских инициатив, решению
социально-экономических проблем местных сообществ и общест.
Источник: Владислав Кучерносов "Вестник
благотворительности" No 9 (51) сентябрь 2000