Классификация общественных объединений А. Сунгурова
Российский политолог Сунгуров А., исследуя гражданское общество как определенный тип коммуникационного процесса между государством и гражданином, проводит классификацию НПО по критерию влияния на процессы принятия решений и уровню контроля над их исполнением. Автор данной типологии рассматривает вовлеченность граждан в деятельность общественных организаций, в рамках которых возможны решение проблем и реализация интересов граждан без участия власти.
Сунгуров выделяет четыре класса НПО на основе их фокусных групп, т.е. ассоциированных адресатов деятельности организаций, а также проблем, на решение которых направлена их деятельность. Следует отметить, что в зависимости от объекта своей деятельности и основных целей организация использует определенные формы и методы взаимодействия с различными структурами поддержки.
1.Класс НКО, фокусной группой которых являются сами члены этих организаций. Среди них автор выделяет два подкласса:
"НКО взаимопомощи" объединяют людей, как правило, по социально-демографическим признакам и представляют собой самоорганизацию граждан для решения своих проблем собственными силами. К таким организациям относятся объединения инвалидов, меньшинств и т.д.
"НКО клубного типа", включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.
Автор отмечает, что разделение этих подклассов довольно условно, и часто НКО одного из них обладают чертами другого. В основу принципа их разделения положено наличие/отсутствие острой проблемы их членов.
2. Класс НКО, осуществляющих деятельность по решению проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь автор также выделяет два подкласса:
"НКО социальной направленности" (благотворительные организации), направленные либо на решение комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых или многосемейных, либо на решение конкретных типов проблем например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа и т.п.;
«НКО экологической направленности» в понимании экологии в широком смысле.
Т.е. НКО данного класса имеют целью скорее выработку и применение механизмов изменения условий и качества жизни людей, становясь при этом субъектами социальной политики, в то время как в основе НКО взаимопомощи и клубного типа всегда находится самодеятельная активность целевых групп и часто, в странах, где это не запрещено, работают как социальные инициативы, без получения юридической регистрации.
Роль НКО второго типа в деле активизации населения заключается в выполнении мобилизующей функции, в первую очередь, через информирование о наличии и состоянии в обществе проблем, возможностях их решения и т.д.
3. Правозащитные организации:
традиционные, в том числе предоставляющие правовую информацию и услуги;
группы гражданского контроля.
4."Инфраструктурные" НКО, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций через предоставление информа-ции, осуществление консультирования, технической поддержки, ряда интеграционных функций как внутри третьего сектора, так и в рамках межсекторального взаимодействия, проведение тренингов, семинаров и иных образовательных мероприятий для представителей НКО.
Автор отмечает, что предложенные четыре класса НКО различаются, в частности, по степени "профессионализации" их деятельности. Если НКО первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для сильных НКО благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа в этом направлении. Данная типология позволяет представить различные НПО относительно их массовости, отражения потребностей их членов, участия в социальной политике, участия в реализации функций граждан-ского и социального конструирования.
Следуя типологии А. Сунгурова, белорусский третий сектор состоит в основном из общественных объединений первого и второго класса. В настоящее время в Беларуси осуществляют деятельность около десятка ресурсных центров. Согласно базе данных БРОО «Объединенный путь», количество правозащитных организаций не превышает 6%.
Подготовлено Кузьменковой Т. на основании публикации Сунгурова А. "Организации-посредники как звено в становлении гражданского общества"