Критерии типологии общественных объединений

Осуществить типологию общественных объединений Беларуси можно по разным критериям. Одним из таких критериев является юридический статус общественных объединений. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством осуществляют деятельность республиканские, международные и местные ОО, а также республиканские союзы (ассоциации) общественных объединений. В зависимости от юридического статуса общественные объединения распространяют свою деятельность на определенную территорию и имеют соответствующие правовые возможности. Как показывают статистические данные, 56% общественных объединений Беларуси имеют юридический статус местных (49% районных, городских, 6% областных, 1% иных местных). Значительно и количество организационных структур общественных объединений, осуществляющих свою деятельность как филиалы либо региональные отделения ОО. По данным БРОО «Объединенный путь» их доля на начало 2004 г. составляла 23,5%. Следует также отметить, что фактическое число организационных структур ОО гораздо большее, но они не всегда указываются руководителями ОО вследствие ряда причин, в частности, из-за того, что некоторые организационные структуры не всегда имеют статус юридического лица. Преобладание такой статусности можно объяснить мотивацией их создания, зафиксированной в целях и задачах уставов ОО. Общественные объединения в рамках одной или нескольких территориальных единиц республики (района (-ов), горо-да, области) создаются чаще всего для решения узко специфических проблем населения этих территориальных единиц. По данным официальной статистики 33% ОО являются по юридическому статусу республиканскими, 11% международными. Общественный сектор встроен в гражданско-правовые отношения и всегда связан с правовой системой, в рамках которой он существует. Правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится к установлению их правового статуса, но затрагивает широкий круг проблем, характеризующих взаимоотношения с гражданами и государством, друг с другом, со структурами поддержки общественной деятельности и т.д. В таблице ниже представлена информация об удельном весе общественных объединений разного статуса в региональном разрезе.

Таблица. Распределение общественных объединений по юридическому статусу в раз-ных регионах Беларуси (% к общему количеству ОО в регионе)

 

Регион

Юридический статус общественного объединения

местное

республиканское

международное

оргструктура

международная ассоциация

республиканский союз ОО

международный союз ОО

Минск

24,48

49,78

15,10

9,82

0,07

0,45

0,30

Минская область

52,38

11,64

5,29

30,69

0,00

0,00

0,00

Брест и Брестская область

52,63

5,26

1,32

40,79

0,00

0,00

0,00

Гродно и Гродненская область

57,08

2,50

0,83

39,58

0,00

0,00

0,00

Витебск и Витебская область

57,19

6,16

1,71

34,93

0,00

0,00

0,00

Могилев и могилевская область

68,58

2,12

1,51

27,80

0,00

0,00

0,00

Гомель и Гомельская область

46,33

3,67

3,08

46,92

0,00

0,00

0,00

 

представленные данные рассчитаны на основании базы данных общественных объе-динений БРОО Объединенный путь

В Минске зарегистрировано в 2 раза больше республиканских общественных объединений, чем местных (49,8% и 24,5% соответственно), что связано с особым статусом города. 91,1% республиканских ОО и республиканских союзов ОО; 88,9% ОО, осуществляющих международную деятельность (международных ОО, международных союзов ОО и международных ассоциаций) находится в Минске. Более того, половина всех общественных объединений республики находится в Минске, а вместе с Минской областью эта цифра составляет 57%.

Следующим критерием типологизации является регион деятельности ОО, поскольку каждый регион Беларуси, как правило, имеет свои социокультурные особенности.

Еще одним критерием типологизации являются направления деятельности ОО. Целевые направления общественных объединений весьма разнообразны. БРОО Объединенный путь выделяет 22 направления деятельности общественных объединений. В рамках каждого направления возможно выделение классов общественных объединений. Например, благотворительные организации можно классифицировать по совокупности следующих критериев:

1. По адресату деятельности можно выделить так называемые организации общественной пользы и организации взаимной пользы (деятельность которых направлена на удовлетворение интересов своих членов или узкого определенного круга лиц);

2. По инструментам деятельности организации, занимающиеся сбором и распределением средств на те или иные благотворительные цели (среди них отдельно следует выделить благотворительные организации, занимающиеся получением и распределением зарубежной гуманитарной помощи) и специализированные учреждения (консультационные или реабилитационные центры, приюты и прочее) для оказания постоянной помощи тем, кто является для них объектами благотворительности и т.п.

Также немаловажен при осуществлении типологизации ОО и такой критерий как «целевые группы» (инвалиды, молодежь, дети, женщины, национальные меньшинства, вынужденные переселенцы и т.д.). Общественная потребность в деятельности ОО наиболее значима в тех сферах и с теми социальными группами, которые испытывают наибольшие трудности в период кризисного развития общества. Следует отметить, что на молодежь ориентируются часто не только так называемые молодежные общественные объединения, но и организации других направлений: национально-культурные, спортивные, культурно-просветительские, экологические, что, по-видимому, связано с более высоким уровнем инициативы и перспективностью данной социальной группы.

Само наличие целевой группы в стратегии развития организации также может представлять собой критерий типологизации. Деятельность большинства общественных объединений Беларуси направлена на определенную целевую группу. На молодежь как целевую группу (имеют в названии или в уставе указание на работу с гражданами до 30 лет и 2/3 членского состава данной возрастной категорией) ориентируются 6,7% общественных объединений Беларуси. Важной социальной прослойкой общества, выступающей в качестве целевой группы при анализе общественных объединений Беларуси, являются инвалиды. В Беларуси на них направлена деятельность 5,9 % организаций. Только 1,7% общественных объединений Беларуси являются по целям деятельности и членскому составу женскими. Как видно, женских организаций на порядок меньше, чем ОО, ориентированных на целевые группы, рассмотренные выше, что связано с традиционно слабой социальной активностью женщин в нашем обществе.

По критерию структурной организации общественные объединения можно разделить на цельные и имеющие организационные структуры. Следует отметить, что оргструктуры ОО могут создаваться как с правом юридического лица так и без права юридического лица. Организационные структуры, имеющие право юридического лица, являются юридически более самостоятельными, по сравнению с оргструктурами, которые этого права не имеют. После приобретения оргструктурой статуса юридического лица на нее распространяются нормы общих законов, многие из которых нацелены на регулирование экономических отношений. Однако при любом статусе оргструктуры осуществляют свою деятельность в рамках устава, в котором оговорены их основные права и обязанности. Организационное единство общественного объединения базируется, прежде всего, на правовых нормах государства, поэтому спектр возможностей общественных объединений также определяются государством.

Отметим также и такой критерий типологизации ОО как «основные источники финансирования». Неудовлетворительные условия для фандрайзинговых отношений в Беларуси, недопустимо слабый приток финансовых средств из национальных источников также являются одним из факторов, сдерживающих процессы появления новых и развития имеющихся ОО.

Кузьменкова Татьяна