Республиканская научно-практическая конференция "Беларусь: 10 лет после Каирской международной конференции по народонаселению и развитию"
Проблема насилия над женщиной в современном обществе: роль кризисных центров.
Антимоник В. В.
Насилие против женщин понимается как любые насильственные действия в общественной или социальной жизни, совершенные по гендерному признаку, и могущие повлечь физический, психический или сексуальный вред для женщины. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое. Распространенность определенных видов насилия зависит от уровня развития общества, от его религиозных и культурных традиций. В Беларуси в последние годы данная проблема становится все более актуальной. Женщины, пострадавшие в результате насилия нуждаются, в первую очередь, в психологической помощи. Следовательно, внимание общества должно быть обращено на создание соответствующих организаций, психологических служб, оказывающих соответствующую помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации.
В 2001 году был создан Кризисный Центр для детей и женщин, пострадавших от насилия. В период за 16 месяцев (с 3 сентября 2001г. по 28 декабря 2002г.) в Кризисный Центр обратились за помощью 895 женщин. Больше всего женщин 282 человека (32% от всех обратившихся) столкнулись непосредственно с проблемой насилия. Это почти в 2 раза больше, чем женщины, обратившиеся за помощью в связи с семейными проблемами 165 человек 18% обратившихся). Следующими по количеству обращений являются женщины с внутриличностными проблемами (136 человек-15%), проблемами здоровья 130 человек -15%) и социальными проблемами (126 человек 14 %). Меньше всего обращений было связано с проблемами общения, суицида и сексуальными проблемами. Проблемы и количество обращений представлены на графике:
Приведенные данные показывают необходимость более подробного изучения проблемы насилия и разработку возможных путей борьбы с ней.
Роль кризисного центра заключается как в оказании первичной психологической поддержки женщинам, позвонившим на кризисную линию, так и в предложении им других видов помощи, таких как консультации психолога, прохождение курса групповой или индивидуальной психотерапии, а также обеспечение шелдера для нуждающихся в нем женщин, оказавшихся в трудной ситуации. Необходимость проведения соответствующей работы в данной области подтверждается следующими данными. Из 419 звонков, поступивших на кризисную линию в указанный выше период, 181 составили первичные обращения. За повторной и постоянной помощью обратилось 283 человека.
За последний год в период с 1.05.2003. по 30.06.03. всего в Кризисный Центр обратилось 252 человека, из которых 127 первичных обращений , 125 повторных и постоянных. В связи с большим количеством обращений по поводу проблемы насилия (80% женщин), был проведен более подробный анализ. В соответствии с обращениями были выделены следующие виды насилия и количество столкнувшихся с ним женщин:
- Психологическое насилие 56% женщин
- Физическое насилие 48% женщин
- Экономическое насилие -17%
- Сексуальное насилие (изнасилование) 13%.
Также были выделены субъекты насилия. В 45% случаев это были мужья и сожители, в 21% близкие родственники, в 9% незнакомые люди, в 4% знакомые. Трое из обратившихся в этот период женщин имели суицидальные установки, что показывает тяжесть психического состояния женщины, ее дезадаптацию в семейных и близких отношениях (в случае совершения насилия близкими людьми и знакомыми). Нежелание жить такой женщины отражает ее представления о неимении возможностей изменения данной ситуации.
Таким образом, женщинам, пострадавшим в результате насилия, должна предоставляться соответствующая психологическая помощь и поддержка. Важным аспектом здесь является информированность женщины о состоянии современных психологических служб в Республике Беларусь. Данные, представленные в отчетах Кризисного Центра, говорят о необходимости создания таких центров в других регионах республики, а также о большей доступности информации в обществе, касающейся услуг, предоставляемых в области работы с женщинами жертвами насилия.
________________________________
Опыт работы городского общественного центра социально-психологической и правовой помощи семьи доверие г. Орши.
Дубовик Л.П.
Пятый год на базе детской поликлиники №1 г. Орши работает городской общественный Центр социально-психологической и правовой помощи семьи Доверие.
Создан он по инициативе женщин города (юристов, врачей, педагогов). 14.11.02 Центр утвержден комиссией по делам несовершеннолетних при Оршанском горисполкоме.
Основные направления деятельности:
Содействие укрепления статуса семьи и установление гармоничных внутрисемейных отношений;
Формирование и пропаганда здорового образа жизни, в первую очередь среди молодежи и женщин репродуктивного возраста;
Способствовать реализации прав граждан на социальную и правовую защиту, в том числе репродуктивное право. Формы работы:
- Индивидуальное консультирование и помощь в заполнении юридической документации;
- Индивидуальная работа юриста с обратившимися;
- Регулярное посещение психологом, социальным-педагогом Центра семей социального риска, обслуживаемых детской поликлиникой №1 (около 20 семей, где дети не посещают дошкольные учреждения);
- Регулярная работа в Школе родительства 2 раза в неделю с беременными и
членами их семей (отцами, бабушками), кроме врачей, занятия проводит психолог, юрист;
- Школа успешного родительства. Цикл из 7 тренингов для родителей 3-х возрастных категорий детей (от 0 до 5, от 5 до 15, подростки);
- Университет здоровья для учащихся школ города из 12 уроков тренингов,
по профилактике наркомании, алкоголизма, ЗППП, курения;
- Школа здоровья для девочек подростков по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;
- Разработка и выпуск информационных буклетов по репродуктивному здоровью
и праву.
За время работы Центра к юристу обратилось 5000 женщин по правовым вопросам. обучение в Школе родительства прошло около 2000 беременных, за 6 месяцев 2003 года посетили школу 48 пап и 20 бабушек.
В Школе успешного родительства за 2003 год прошли обучение 40 родителей, (школа работает с мая 2003 года). В Университете здоровья проведено 36 уроков, обучено 40 человек (школа работает с мая 2000 года)
В Школе здоровья по половому воспитанию, проведено 153-х часовых семинаров тренингов, обучение прошло 300 девочек подростков за 2003 год.
Разработано 36 видов информационных буклетов по здоровому образу жизни, репродуктивному здоровью, предотвращения домашнего насилия.
Городской общественный Центр социально-психологической и правовой помощи семьи Доверие сотрудничает с городским отделом образования, комиссией по делам несовершеннолетних при Оршанском горисполкоме, Советом содействия семьи на предприятиях города, женскими консультациями, детскими поликлиниками, депутатами городского Совета, общественными объединениями.
Все сотрудники Центра волонтеры.
___________________________________
Основные направления профилактики вредных зависимостей среди молодежи в условиях территориального центра социального обслуживания семьи и детей
Елисеева Т.П.
За последние десять лет в Республике Беларусь отмечается ухудшение социально-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости, снижением средней про-должительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и фи-зической подготовленности населения, изменением стабильности семьи и др. На этом фоне возникла потребность в целенаправленной, системной работе по формированию у населения личной ответственности за собственное здоровье, соблюдение правил здорового образа жизни, преодоление вредных привычек и зависимостей и др., особенно среди подрастающего поколения, определяющего будущее нашего общества.
Как показывает социально-педагогическая практика работы территориальных Цен-ров социального обслуживания семьи и детей, в нашей республике к наиболее "популярным" зависимостям среди детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет можно отнести табакокурение, алкоголизм и наркоманию. Являясь индивидуальным "приобретением", вредные зависимости способны трансформироваться в психологию группы подростков на фоне негативного влияния семьи, морального инфантилизма, подражания, неправильной организации досуга и др., представляя угрозу не только собственному здоровью, но и обществу в целом.
Обращаясь к сравнительной характеристике табака, алкоголя и наркотических
средств, важно отметить, что по скорости перехода вредной привычки в зависимость, количества потребляемой дозы, а также протекания абстинентного синдрома наркотическая зависимость является самой опасной и трудноизлечимой. В связи с этим возрастает роль профилактических мероприятий, направленных на предотвращение вредных зависимостей и формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
В соответствии с терминологией Всемирной организацией здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Задача первичной профилактики предупредить употребление наркотиков. Предупредительные мероприятия реализуются по четырем направлениям и предполагают: широкую воспитательную работу; санитарно-гигиенические мероприятия среди населения; общественные меры присечения распространения наркотиков.
Вторичная профилактика включает раннее выявление и активное лечение, а также поддерживающую терапию. Задача третичной профилактики социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией. Второй и третий этап работы предполагают участие узких специалистов-медиков, психологов-реабилитологов, а также создание соответствующих условий для пребывания зависимых больных.
Система мер первичной профилактики мер широко представлена в практике работы
психологов и социальных педагогов территориального Центра социального обслуживания семьи и детей г. Жодино. В 2002 г. территориальным Центром было проведено исследование, в результате которого специалисты установили, что из 1795 опрошенных учащихся
старшего подросткового возраста 184 употребляют либо пробовали наркотики. Это составило 10,3 % от числа анкетируемых.
Территориальным Центром проводилось обсуждение результатов исследования с участием представителей исполнительной власти, органов здравоохранения, образования, правозащиты, общественных организаций, средств массовой информации. Определены основные цели, задачи и направления совместной деятельности по предупреждению вредных зависимостей среди молодежи, в том числе, наркотической. Все усилия были направлены на обеспечение объективной информации о действии наркотических веществ на организм, выработку устойчивой психологической защиты от влечения к ним, выработку навыков решения некоторых задач собственного развития, выбора тех или иных форм поведения, содействующих следованию по пути здорового образа жизни. На протяжении 6 месяцев на базе территориального Центра социального обслуживания семьи и детей проходила активная работа: тренинги, обучающие семинары, объединившие молодежь для дальнейшего общения и творческой совместной деятельности. По инициативе подростков был создан молодежный клуб, где при содействии специалистов поддерживалась атмосфера доверия и уважения, создавались условия для творческой самореализации, свободного общения. Подросток и педагог являлись партнерами совместной деятельности, соучастниками или сотворцами проживаемой реальности: разрабатывались планы работы клуба, выбирались средства деятельности, самоопределялись с участием, обсуждались достижения и неудачи. Параллельно велась работа с родителями, проводилось семейное консультирование. Специалисты имели более полное представление о семье, распределении ролей, отношениях между членами семьи. В свою очередь родители также имели возможность получить информацию о досуге своих детей, специальное знание о природе вредных зависимостей, об особенностях развития человека в подростковый период, повысить педагогическую культуру и др. По мере необходимости, членам семей оказывалась комплексная социальная помощь в виде финансовой и гуманитарной поддержки и др. Родители также принимали участие в ряде акций и праздников, круглых столах. Наиболее традиционными стали культурно-образовательные программы "Мир без насилия", ''Молодежь против наркотиков", включающие в себя разработку буклетов, рекламы, дискотечные элементы досуга. Молодежь проводила благотворительные акции в поддержку других категорий молодежи, нуждающихся в заботе. Показательным являлось то, что после завершения шестимесячной программы работа клуба не прекратилась, она наполнилась другим содержанием. В ходе программы осуществлялся патронаж "проблемных семей", совместные рейды с КДН, ИДН, семинар для социальных педагогов и психологов "Социально-педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни у детей и подростков", специалисты центра принимали участие в работе городского Межведомственного совета по данной проблеме и др.
В ходе реализации программы мероприятий по предупреждению наркомании и других вредных зависимостей среди молодежи был освоен опыт здорового образа жизни, понятий "жизнь", "здоровье" как общечеловеческих ценностей. В качестве критериев сформированное навыков здорового образа жизни выступали отношение к собственному здоровью и здоровью членов семьи; проявление творческой активности в реализации своих замыслов; умение выбирать и проявлять в моделируемых ситуациях опыт тех форм поведения (индивидуального и группового), которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности.
___________________________________________
Развитие способностей учащихся в условиях деятельности молодежного центра
Луговцова Е.И.
В связи с тем, что одной из важнейших задач реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь является формирование творчески активной личности, развитие общих способностей учащихся, в последнее время появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные объединения и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение и развитие одаренных неталантливых учащихся. Значительную роль в этом играют общественные организации, занимающиеся работой с молодежью.
Согласно теориям отечественных и зарубежных психологов (Л. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Мид, Фестингер), решающим фактором в развитии способностей является социальный фактор, социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности. Согласно теории Л.С. Выготского, все высшие психические функции развиваются в социальном взаимодействии с более умелыми, способными и осведомленными сверстниками. Супер-визия, помощь, соответствующие инструкции позволяют менее способным ученикам выполнять задания, с которыми они не смогли бы справится в одиночку. Фестингер в своей теории социального сравнения предполагает, что у людей существует потребность в оценке своих убеждений и уровня развития способностей. При недостатке или отсутствии объективных данных они стремятся использовать окружающих в качестве источника социального сравнения. Если некоторые способности могут быть объективно оценены, то та-кие, как интеллект, достаточно абстрактны, и часто мнение о них формируется на основе суждений окружающих. Атмосфера соревнования традиционной школьной системы увеличивает разрыв между хорошо успевающими и слабоуспевающими учениками. Дети, которые соревнуются между собой, склонны сравнивать результаты своей деятельности с результатами сверстников и приписывать на этой основе определенный уровень способностей себе и окружающим. Атмосфера сотрудничества, напротив, создает условия, в которых важны скорее сходства, нежели различия. Когда дети сконцентрированы на улучшении своей деятельности, а не на соревновании с другими, а настоящие достижения сравниваются с предыдущими, феномен приписывания способностей встречается гораздо реже. Выстраивание коммуникации между педагогом и ребенком, а также между самими ребятами, в значительной степени оказывает влияние не только на восприятие ими своих способностей, но и на создание атмосферы, содействующей или препятствующей проявлению и развитию способностей.
В октябре 2003г. Общественное объединение Образовательный центр ПОСТ планирует открытие в г. Минске молодежного центра Окно, одной из задач которого является развитие способностей молодежи через реализацию различных программ (программы Равный равному, деятельность театрального клуба, тематических мини-проектов и др.).
В рамках молодежного центра деятельность и коммуникация организуются таким образом, чтобы содействовать решению двух задач. Во-первых, это возможность проявления и развития тех способностей, которым уделяется меньше внимания в условиях традиционного школьного образования (например, дизайнерские способности, организаторские, актерские и др.), во вторых, обучение в условиях неформального общения ведет к всестороннему развитию личности. В молодежном центре ребятам предоставляются все условия для проявления себя. В рамках программы Равный равному среди молодых людей выбираются потенциальные лидеры. Они получают информацию и навыки, необходимые для собственного развития. Кроме того, проводится мотивация и обучение лидеров передавать полученные ими знания другим девушкам и юношам. Далее они сами планирую! и организуют свою образовательную деятельность. Одним из возможных способов развития творческого потенциала является театральная педагогика, которая имеет огромный воспитательный потенциал и только начинает активно использоваться в работе педагогами и психологами. Занятия драмой хорошо вписываются в педагогическую концепцию воспитания личности в XXI века. Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. Сила театра в огромном воспитательном потенциале. Занятия драмой это воздействие на память, волю, воображение чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Театральный клуб также является хорошей базой для познания себя открытия и реализации общих и специальных творческих способностей, так как единственный путь познания себя путь действия, активного воздействия на свою природу и взаимодействие с окружающей средой. Сама разработка идеи будущего сценического действия требует включения механизмов воображения. Как только идея завершена, возникает потребность воспроизвести чувственно-эмоциональные образы, возникающие в воображении, или выразить в художественных образах свои мысли. Здесь, в условиях драматического клуба, где нет готовых сценариев, где все, вплоть до декораций и музыкального сопровождения разрабатывается и воплощается в жизнь самими ребятами, есть возможность выражения этой потребности разными путями: зрительного отображения в статике образа застывшей динамики (в большей степени актуализируются скульпторская, живописная, графическая, архитектурная и орнаментальная способности), словесного воплощения образов и мыслей (доминируют литературная, драматургическая, критическая, ораторская способности), звукового, ритмически организованного воплощения образов (доминируют музыкально-исполнительская, композиторская, а также поэтический вид литературной способности, певческий и хореографический виды актерской способности), перевоплощение в образ и действование в нем, выявление себя, своей сверхзадачи через живой образ (доминируют актерская и режиссерская способности). Если учесть, что в рамках клуба нет четкого разделения обязанностей на костюмера, осветителя, композитора, актеров и т.д., а весь объем работы выполняется всеми участниками, пусть и в разной мере, увеличивается не только темп разностороннего развития способностей, но и шанс открытия в себе не одной отдельно взятой (например, художественной), а сразу нескольких. Также существуют условия для их комбинирования, что способствует развитию творческой личности в целом.
Кроме непосредственно образовательной деятельности, в центре существует масса других возможностей для познания и реализации себя (организация свободного времени для своих сверстников, работа со средствами массовой информации, участие в Совете, занимающимся координацией деятельности центра и т.д.). Участие в деятельности молодежного центра позволяет формировать и развивать способности в русле выбранного направления деятельности (например, актерское мастерство, коммуникативные умения, педагогические способности, дизайн и т.д.), способностей, которые высоко ценятся в современном профессиональном мире, (творчество, коммуникативные умения и т.д.); это возможность найти новых друзей со схожими интересами и целями; возможность научиться работать в команде. В центре создаются условия для достижения успеха и признания (это особенно важно для молодых людей, у которых есть проблемы с достижением успеха в обычной системе образования); повышения самооценки и уверенности в себе; развития терпимости к людям (как межкультурной, так и личностной); получения признания сверстников и взрослых; доступа к стабильной и продуктивной деятельности; это возможности стать моделью поведения для других, посмотреть с разных сторон на решение проблем общества, а также увидеть знакомых молодых людей и молодежь в общем в позитивном свете.
______________________________________________
Эколого-психологическое сопровождение населения Витебской области в деятельности общественного объединения Спасение
к.п.н., профессор Метелица А.С., Дрилёнок В.М.
Введение должности педагога-психолога в 1989 году в учреждениях образования выдвинуло проблему их переподготовки. По инициативе Метелицы А.С. и под её руководством на общественных началах в 1992 году на базе Витебского ИУУ открыт факультет переподготовки пед. кадров по специальности Психология. В результате трёх выпусков факультета в настоящее время в Витебской области создана самая многочисленная в республике психологическая служба, которая способствует успешному психологическому сопровождению подрастающего поколения родителей, сотрудников учреждений образования и др. Благодаря тому, что многие выпускники факультета работают в сфере культуры, торговли, обслуживания, радио, телевидения, телефонах доверия, это способствует эффективному психологическому сопровождению, развитию психологической культуры населения. Процесс сопровождения проходит в форме устных консультаций, обучения, рекомендаций, оснащения печатной продукцией и т.д.
В содержании процесса развития психологической культуры населения выделяем три основных компонента:
- Заботу о психическом здоровье, познание себя и других, культуру поведения и
общения;
- Психологическую компетентность в любой сфере деятельности;
- Умение человека представлять себя (знание своих положительных и отрицательных сторон, своего внутреннего потенциала).
Социальные службы не могут разрешить все возникающие проблемы, в первую очередь среди молодых инвалидов и пожилых людей в момент экономического кризиса. Такое положение дел заставляет искать альтернативные варианты, побуждает вникать в суть проблемы, изучать причины.
Практика показала, что в последнее десятилетие такой альтернативой являются общественные объединения, которые помогают решать проблемы тех слоев населения, которые недостаточно защищены государством.
К примеру, молодые инвалиды с ограниченными психофизиологическими возможностями, с умственными ограничениями: эти молодые люди не могут трудоустроиться, т.к. рынок труда для них закрыт.
Витебское общественное объединение Спасение, открытое 11 сентября 2001 года, ставит основной целью оказание помощи молодым инвалидам. На первых этапах его деятельности организуются встречи с молодыми инвалидами, их родителями, проводятся беседы, тренинги, экскурсии в музеи и природу. На следующем этапе планируется при возможности моральная и материальная помощь в решении сложных бытовых проблем, прежде всего в трудоустройстве. В перспективе планируется открытие мастерских, общин, центра, как это организовано в Западной Европе в г. Биленфельде, где создано Бодельт-вингское учреждение Бетель. Это единственное место в мире, где живут более 350 тыс. людей с умственными ограничениями, получая от государства всю необходимую помощь и поддержку с младенчества и до старости. Здесь они учатся, работают, создают семьи. Такая полноценная жизнь возможна только при постоянной помощи со стороны педагогов, психологов, дефектологов, медиков, социальных педагогов и других специалистов. которых в Бетеле работает более 10 тыс. человек. В Бетеле считается, что каждый человек Божье творение, у которого есть своё достоинство. Вот такую модель общины в перспективе планируется создать в нашей общественной организации, начав работу с открытия мастерских для трудоустройства инвалидов.
Учредители ОО Спасение педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи-психиатры, а также молодые инвалиды и их родители, которые имеют желания и силы решать поставленные задачи.
Установлена связь с областным и республиканским ресурсными центрами, приняли участие в работе Международного конгресса по трудоустройству молодых инвалидов, в семинаре по составлению заявок. Из 68 писем отправленных в фонды, ответы получены из 23-х, 11 возвращены. Во всех ответах содержится вежливый отказ и предложение заниматься правами человека, другими проблемами.
Вторым направлением в деятельности ОО Спасение является внимание и поддержка одиноких пенсионеров, вовлечение их в деятельность ОО Спасение. Кроме того, учредители ОО Спасение и его члены создают группы самопомощи и взаимопомощи. Это небольшие группы, члены которых имеют общие проблемы, потребности и сообща их решают, помогая друг другу. Целью таких групп обычно является смягчение негативных явлений, (но не полное их преодоление), психологическая и моральная поддержка человека.
Одним из направлений в деятельности ОО Спасение является развитие экологиче-
ской культуры населения, что осуществляется через пропаганду идей экологии и охраны природы. Основные формы этой работы: издательская и просветительская деятельность, организация экологических троп и проведение экскурсий на них. Развивая экологическую культуру населения, уделяем внимание формированию того, что возникший в последнее 10-15 лет кризис, по словам известного психолога Э. Фромма серьёзный кризис сознания действий и поступков человека, который привёл всё человечество на край пропасти.
Не только работа Э. Фромма, но и работы других известных философов и психологов посвящены поискам путей выходов из этого тупика. Их объединяет общая мысль о необходимости формирования новой этики, нового отношения к природе, нового стиля мышления.
В выполнении этой важнейшей задачи формировании новой этики, нового стиля мышления ОО Спасение использует эффективную форму эстетическую деятельность.
Это художественные кружки и клубы по интересам, конкурсы декоративных поделок, выставки художественного творчества молодых инвалидов.
Азы нравственности, культуры прививаются ненавязчиво, через чувства и мысли, художественный опыт. В процессе подготовки и проведения таких мероприятий подростки, молодые люди начинают сами искать возможные пути гармонизации, нравственного совершенствования личности.
Систему вовлечения в мир красоты, культуры можно рассматривать как начальную ступеньку духовного роста людей с ограниченными возможностями, ведущую к необходимости постоянного совершенствования, к осознанному выбору духовно-нравственных ценностей.