Культурное наследие Беларуси: вызовы и рекомендации
02.08.2017
Пять основных проблем и вызовов для сектора
- В Беларуси отсутствует институция, которая по-новому бы осмыслила экономический, культурный и социальный потенциал наследия.
- Другая проблема – конфликтные ситуации по поводу наследия между общественными инициативами и исполнительной властью, бизнесом, реставраторами. По мнению эксперта, необходимо выработать модели устойчивого сотрудничества и обмена между негосударственными и государственными организациями для совместного решения проблем.
- Работа с наследием все еще воспринимается как нечто из области «благотворительности» или социально-культурная повинность и не рассматривается как драйвер развития территорий. По мнению автора, необходимо разнообразить способы, благодаря которым наследие станет частью экономических отношений.
- Существуют также рудименты патерналистских советских моделей охраны наследия. Необходимо наращивать потенциал регионов, работать с конкретными сообществами наследия и учитывать их мнения, развивать социальную инклюзию.
- Нематериальное культурное наследие в Беларуси преимущественно моноэтническое, традиционное, сельское. Наследие других этнических групп, а также наследие городской культуры представлено недостаточно.
Цифры
- Историко-культурное наследие Беларуси включает 5553 историко-культурных ценностей, них 1820 – объекты архитектуры и градостроительства, 2263 – археологии, 62 – искусства, 1203 – истории, а также 89 материальных движимых и 112 нематериальных историко-культурных ценностей.
- Всего в Беларуси 6 691 государственное учреждение культуры.
- В системе Министерства культуры функционирует 151 музей.
В докладе вы также найдете анализ законодательства и проблем, с которыми сталкиваются государственные и негосударственные учреждения.
Например, в Беларуси действуют более 700 некоммерческих и неправительственных организаций и фондов, которые в большей или меньшей степени работают с культурным наследием. Но из-за политизации деятельности НГО и трудностей с регистрацией, большую роль играют неформальные инициативы, которые мобилизуются ad hock.
Другая проблема состоит в том, что белорусское законодательство налагает ограничения на массовые мероприятия и получение грантовой помощи, а местные органы власти не выборные, традиционные методы работы европейских НГО и возможности влияния здесь неэффективны. В такой ситуации необходимо делать либо очень профессиональные с юридической и технической точек зрения предложения, либо организовывать малоуспешные кампании по адвокатированию.
По мнению Степана Стурейко, сфера культурного наследия, как и многие другие в Беларуси, достаточно закрыта от внешних влияний, особенно если культурные тренды исходят не из русскоязычного пространства. Не переводятся новые важные тексты по теории наследия, утеряна связь с ключевыми европейскими интеллектуальными центрами. Существует острая необходимость в создании собственного экспертного пула, интегрированного в международный контекст.
Рекомендации
Необходимо создать организацию, которая способствовала бы новому взгляду на работу с наследием, которое имеет значительный социальный, экономический и культурный потенциал. Для этого нужно распространять информацию о лучших зарубежных и белорусских практиках, обеспечить горизонтальную коммуникацию между акторами сектора, проводить мониторинг конфликтов, организовывать методические семинары и исследования.
Выработать модели устойчивого сотрудничества между местными негосударственными и государственными организациями. Для того чтобы привлечь гранты нужна консолидация.
Запустить проекты, ориентированные на поддержку и актуализацию конкретных сообществ наследия. Необходимо включить их в процесс принятия решений, а не пассивного наблюдения. При этом нужна экспертная поддержка, как страховка от принятия поспешных неоптимальных решений.
Разработать и оказывать поддержку проектам интегративной реставрации. Это предполагает актуализацию локального наследия, повышение квалификации местных жителей, создание рабочих мест, малых предприятий и распространение современных реставрационных технологий, с имплементацией целей социально-экономического развития.
Подготовить рекомендации по экономическому использованию наследия, в том числе по реабилитации заброшенных объектов. Разработать методику межотраслевого взаимодействия по разным видам наследия и целям его использования.
Эти и другие рекомендации вы найдете в полной версии отчета:
Report (RU)
Report (BE)
https://www.culturepartnership.eu/article/report-stureika