Культурное наследие Беларуси: вызовы и рекомендации

02.08.2017

Автор отчета, Степан Стурейко, доцент Европейского гуманитарного университета, провел более 30 экспертных интервью, изучил деятельность государственных органов власти и учреждений культуры, общественных организаций и неформальных инициатив, а также посетил Минск, Гродно, Брест, Мстиславль, Несвиж, Ошмяны в рамках исследования. Эксперт выделил основные вызовы, которые стоят перед сектором и сформулировал рекомендации, опираясь на европейский опыт и практики.

Пять основных проблем и вызовов для сектора

  • В Беларуси отсутствует институция, которая по-новому бы осмыслила экономический, культурный и социальный потенциал наследия.
  • Другая проблема – конфликтные ситуации по поводу наследия между общественными инициативами и исполнительной властью, бизнесом, реставраторами. По мнению эксперта, необходимо выработать модели устойчивого сотрудничества и обмена между негосударственными и государственными организациями для совместного решения проблем.
  • Работа с наследием все еще воспринимается как нечто из области «благотворительности» или социально-культурная повинность и не рассматривается как драйвер развития территорий. По мнению автора, необходимо разнообразить способы, благодаря которым наследие станет частью экономических отношений.
  • Существуют также рудименты патерналистских советских моделей охраны наследия. Необходимо наращивать потенциал регионов, работать с конкретными сообществами наследия и учитывать их мнения, развивать социальную инклюзию.
  • Нематериальное культурное наследие в Беларуси преимущественно моноэтническое, традиционное, сельское. Наследие других этнических групп, а также наследие городской культуры представлено недостаточно.

Цифры

  • Историко-культурное наследие Беларуси включает 5553 историко-культурных ценностей, них 1820 – объекты архитектуры и градостроительства, 2263 – археологии, 62 – искусства, 1203 – истории, а также 89 материальных движимых и 112 нематериальных историко-культурных ценностей.
  • Всего в Беларуси 6 691 государственное учреждение культуры.
  • В системе Министерства культуры функционирует 151 музей.

В докладе вы также найдете анализ законодательства и проблем, с которыми сталкиваются государственные и негосударственные учреждения.

Например, в Беларуси действуют более 700 некоммерческих и неправительственных организаций и фондов, которые в большей или меньшей степени работают с культурным наследием. Но из-за политизации деятельности НГО и трудностей с регистрацией, большую роль играют неформальные инициативы, которые мобилизуются ad hock.

Другая проблема состоит в том, что белорусское законодательство налагает ограничения на массовые мероприятия и получение грантовой помощи, а местные органы власти не выборные, традиционные методы работы европейских НГО и возможности влияния здесь неэффективны. В такой ситуации необходимо делать либо очень профессиональные с юридической и технической точек зрения предложения, либо организовывать малоуспешные кампании по адвокатированию.

По мнению Степана Стурейко, сфера культурного наследия, как и многие другие в Беларуси, достаточно закрыта от внешних влияний, особенно если культурные тренды исходят не из русскоязычного пространства. Не переводятся новые важные тексты по теории наследия, утеряна связь с ключевыми европейскими интеллектуальными центрами. Существует острая необходимость в создании собственного экспертного пула, интегрированного в международный контекст.

Рекомендации

Необходимо создать организацию, которая способствовала бы новому взгляду на работу с наследием, которое имеет значительный социальный, экономический и культурный потенциал. Для этого нужно распространять информацию о лучших зарубежных и белорусских практиках, обеспечить горизонтальную коммуникацию между акторами сектора, проводить мониторинг конфликтов, организовывать методические семинары и исследования.

Выработать модели устойчивого сотрудничества между местными негосударственными и государственными организациями. Для того чтобы привлечь гранты нужна консолидация.

Запустить проекты, ориентированные на поддержку и актуализацию конкретных сообществ наследия. Необходимо включить их в процесс принятия решений, а не пассивного наблюдения. При этом нужна экспертная поддержка, как страховка от принятия поспешных неоптимальных решений.

Разработать и оказывать поддержку проектам интегративной реставрации. Это предполагает актуализацию локального наследия, повышение квалификации местных жителей, создание рабочих мест, малых предприятий и распространение современных реставрационных технологий, с имплементацией целей социально-экономического развития.

Подготовить рекомендации по экономическому использованию наследия, в том числе по реабилитации заброшенных объектов. Разработать методику межотраслевого взаимодействия по разным видам наследия и целям его использования.

Эти и другие рекомендации вы найдете в полной версии отчета:

Report (RU)

Report (BE)

https://www.culturepartnership.eu/article/report-stureika