Время для бизнес-идей
Презентация лучших туристских дестинаций состоялась в Гродно
В заключительном этапе конкурса, который стартовал в рамках проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие» в Гродненской и Брестской областях, участвовали 23 заявки. В их число вошли самые яркие, уникальные, самобытные предложения по развитию агро- и экотуризма в регионах. Реализацией данного проекта в республике занимается Программа развития ООН, национальным исполнителем является Министерство спорта и туризма Беларуси.
— Желание принять участие в конкурсе туристских дестинаций изъявили 48 представителей малого и среднего бизнеса, общественных организаций и органов государственного управления, — рассказал Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму министерства, национальный координатор проекта. — После первого отборочного тура, который прошел в Минске, остались лучшие предложения. В финале конкурса жюри решило уйти от формального подсчета баллов и выехать в регионы, чтобы непосредственно познакомиться с авторами интересных идей. От того, на каком качественном уровне пройдет подведение итогов, считаю, будет зависеть успешность нашей работы в будущем.
Проект USAID с бюджетом в 1 965 000 долларов США призван повысить роль частного сектора — малого и среднего предпринимательства — в экономике Брестской и Гродненской областей, создать благоприятные для него условия на основе построения государственно-частного диалога. Предполагалось, что помощь в разработке стратегий развития экотуристского бизнеса и финансировании местных инициатив будет оказана 16 отобранным пилотным дестинациям. Поэтому можно представить, насколько превзошли ожидания компетентных судей, да и свои собственные, участники во время защиты бизнес-идей.
Пример партнерского сотрудничества местной власти, общественных организаций и бизнесменов на Сморгонщине привела Алла Шитикова, исполнительный директор местного благотворительного фонда М.К. Огинского «Северные Афины». Здесь решили попробовать создать агротуристический кластер, который позволит сделать отдых в регионе максимально разнообразным. Объединить свои усилия уже готовы хозяева 16 агроусадеб, активно включились в работу по развитию туризма члены благотворительного фонда, а их начинания стараются поддерживать исполнительные комитеты. Конечно, главными помощниками энтузиастов стали богатая история края и природное великолепие. Сморгонцы надеются, что создание кластера все же привлечет большее число туристов, соответственно, увеличатся суммы поступлений в местный бюджет, возрастет и прибыль предпринимателей.
Не ограничивается территорией своей усадьбы и Александр Бартосик, представляющий Лидчину. Автор дестинации «Литвин Край» убежден, что, кроме «чарки и шкварки», туристу нужна духовная пища, поэтому намерен организовывать для своих гостей ознакомительные поездки по городам и местечкам с богатым историческим прошлым, знакомить их с белорусскими традициями, бытом, кухней.
Особое внимание участников и жюри конкурса привлек проект туристического маршрута «По следам древних шахтеров». Его «фишкой» должны стать отработанные меловые карьеры, за изумительный бирюзовый цвет воды названные «белорусскими Сейшелами», и древние шахты по добыче кремния вблизи поселка Красносельского в Волковысском районе. Проект предусматривает строительство гостиничного комплекса, который представлял бы собой реконструкцию первобытной деревни, и создание музея в кремнедобывающих шахтах, возникших здесь около трех тысяч лет назад.
— Интерес к конкурсу в Гродненской и Брестской областях был очень высоким, и мы рады, что проект получил большее количество заявок, чем ожидалось первоначально, — говорит руководитель проекта Марина Боровко. — Это, безусловно, подтверждает заинтересованность бизнеса, местных властей и общественных объединений в совместной успешной реализации проекта.
В связи с тем, что некоторые заявки были похожи по бизнес-идеям и пересекались географически, их авторам было предложено объединить усилия. В результате, как и планировали организаторы мероприятия, осталось 16 дестинаций, с которыми активное сотрудничество продолжится.
Победители конкурса получат профессиональную поддержку в разработке стратегий развития экологически устойчивого туризма, ведении туристического бизнеса, маркетинге территорий, продвижении туристских услуг на рынке. Важным моментом в дальнейшей работе с проектом станет участие авторов идей в обучающих семинарах и тренингах в Беларуси и за рубежом. Активное сотрудничество будет продолжаться также с теми участниками конкурса, которые не вышли в финал.
Дестинация — это место посещения, привлекающее туристов специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, богатым культурным и историческим наследием.
Инна Добрыдень
Рэспубліка 01.03.13