Введение. Понятие социальной адаптации
Данной статьей МОО «Понимание» начинает цикл информационных публикаций на Портале ngo.by, посвященных детям, которые находятся в условиях ограниченного выбора, детям, лишенным родительской опеки и находящимся в условиях интернатных учреждений.
Почему дети в учреждениях вызывают такой повышенный интерес и беспокойство специализированных структур гражданского общества? Есть ряд веских причин для подобного беспокойства. Эти причины лежат как в плоскости соблюдения фундаментального права ребенка на воспитание в семье, заложенного в Конвенции ООН «О правах ребенка» (20 ноября 1989 года), так и в плоскости развития негативных социально-психологических особенностей детей, формируемых в замкнутой социальной системе интернатного учреждения, ведущей в подавляющем большинстве случаев к безуспешной социализации личности.
Верно то, что издавна сиротские приюты пользовались повышенным вниманием общества. Православная Церковь и Костел порой не только помогали сиротским приютам, чаще всего эти приюты устраивались приходами, многочисленные благотворители считали за честь жертвовать приютам на благо лишенных и брошенных детей. Сопереживание, стремление помочь, участвовать в судьбе тех, кто наиболее в этом нуждается, присущи славянской душе. Так было, эти тенденции имеют место и сейчас. В современном обществе заботу о благосостоянии детей-сирот несет на себе государство. Дети-сироты наделены определенными льготами и правами, призванными компенсировать потерю родительской опеки. По поручению Правительства Республики Беларусь Министерство труда и социальной защиты в настоящее время готовит ряд законодательных и подзаконных актов, дополняющих и закрепляющих социальные гарантии для данной категории детей и молодых людей.
Что же происходит с самими детьми, которые лишились родителей? Как влияет на психику ребенка длительное нахождение в условиях закрытой социальной микросреды? Каков социальный портрет воспитанника и выпускника детского дома или школы-интерната для детей-сирот? Кто находится рядом с ребенком в интернате? Как эффективнее построить процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений? Кто может заменить детям их биологических родителей? Ответы на эти вопросы мы попробуем дать в цикле публикаций, который начинается сегодня. Кто мы? Мы это специалисты Международного общественного объединения «Понимание», координируемые психологом Натальей Иванюк. Мы работаем в тесном взаимодействии и под эффективным контролем органов охраны детства Министерства образования Республики Беларусь. Наши разработки, проведенные совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), с научным сопровождением декана факультета психологии, социальной и воспитательной работы Академии последипломного образования, доктора психологических наук, профессора В. А. Янчука, стали основой критериев социализации выпускника интернатного учреждения в создаваемой Министерством труда и социальной защиты системе сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Итак, начнем, благословясь. Основной проблемой в социализации выпускника интерната, выявленной коллегами задолго до нас, становится социальная дезадаптация, или вернее сказать, дисадаптация воспитанника. Мы говорим о дисадаптации как о процессе обратимом, в отличие от дезадаптации, имеющей необратимый характер. Что же представляет с научной точки зрения сам процесс адаптации? Адаптация это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой процесс изменения социокультурных диспозиций, направленный на достижение личностного соответствия и комфорта во взаимодействии с непосредственным социальным и физическим окружением. Представляя своего рода компромисс, адаптация лишь в относительной степени может соотноситься с понятием оптимальных решений. Скорее можно говорить лишь о нахождении некоторой медианы учета особенностей, интересов и возможностей взаимодействующих сторон, обеспечивающей минимально достаточный уровень взаимоприемлемости. Именно интерактивный характер адаптации приобретает особую популярность сегодня.
Различают несколько разновидностей адаптации. Наиболее динамичной из них представляет социальная адаптация, главной особенностью которой является сближение индивидуальных и групповых целей и ценностных ориентаций, усвоение членом группы норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ее ролевую структуру. Адаптация осуществляется в рамках непосредственного социального окружения человека и включает все нюансы, характерные как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количественных границ. Собственно говоря и социальной сущностью человек становится лишь включая в свой внутренний мир окружающих людей, координируя свои будущие действия с возможными реакциями на них со стороны значимого окружения (Дж. Мид). Адаптация осуществляется с учетом возрастных особенностей, в частности подростковых. Подросток в процессе социализации интернализует нормы социального поведения, становясь взрослым членом общества. Причем такого рода интернализация осуществляется через миллионы микроактов социализирующего взаимодействия, любой дефицит которых приводит к социальной дезадаптации. Что немаловажно, в условиях интернатного учреждения, в недостаточной степени формирующего понятия норм и обязанностей, имеет место своеобразная социальная депривация, выражающаяся в недополучении воспитанником огромного ряда социальных норм и поведенческих алгоритмов, обеспечивающих адекватную социальную поведения человека в «нормальном» социальном окружении.
Дисадаптация становится проблемой с различной степенью разрешимости. Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения. Именно поэтому грамотно построенная психологическая работа с дисадаптированными, депривированными детьми является, возможно, самым важным участком работы психологов в настоящее время. Очевидно, что решение данной проблемы становится возможным лишь при условии деинституализации (destitution) воспитанников интернатных учреждений. Это долгосрочная цель всей нашей деятельности. Но пока существуют детские дома и интернаты, пока в них живут дети, ставшие чужими для своих родителей, необходима выработка и решение текущих задач социальной адаптации воспитанников посредством использования краткосрочных и среднесрочных стратегий. Одной из таких стратегий, по нашему мнению, является подготовка детей к самостоятельной жизни в социуме, предоставление для них возможности делать самостоятельный осознанный выбор, выработка навыков поведения в социальной среде.
К сожалению, влияние социальной среды на адаптацию подростка или молодого человека к условиям самостоятельной жизни, является не до конца изученным явлением. Однако, имеющиеся и ведущиеся, в том числе и специалистами МОО «Понимание», исследования в данной области могут предоставить базовую картину данного явления. Не умаляя необходимости в продолжении и развитии научных исследований в данном направлении, следует заметить, что наша текущая задача заключается не столько в том, чтобы досконально исследовать феномен, который в разных источниках имеет название «госпитализм», «последствия нахождения в монолитной замкнутой группе», «результат изоляции от внешнего социума», «наученная беспомощность» и т.п., сколько в том, чтобы найти эффективные способы купировать последствия данного феномена на психическое состояние ребенка, сформировать устойчивые операционные новообразования представления, модели отношения и поведения, которые могут позволить воспитаннику интернатного учреждения адаптироваться к условиям независимой жизни в социуме.
Наталья Иванюк, психолог
Директор программ МОО Понимание
15.04.2004