Контроль за соответствием деятельности ОО его уставу

Контроль за соответствием деятельности ОО его уставу21

В соответствии со статьей 25 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях, надзор за соответствием деятельности ОО Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль соответствия деятельности ОО их уставам осуществляют органы, зарегистрировавшие данные ОО. Контроль за финансовой деятельностью ОО, в том числе за источниками их доходов, размерами полученных ими средств и уплатой налогов, осуществляют государственные налоговые органы.

Как правило, проверки прокуратуры и налоговых органов проводятся по фактам конкретных правонарушений со стороны ОО, о которых стало известно соответствующим государственным органам. На практике наиболее вероятна проверка со стороны регистрирующих органов. Ее осуществляют должностные лица соответственно Министерства юстиции Республики Беларусь и управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), полномочия которых подтверждаются служебными удостоверениями.

При проверке деятельности ОО на предмет соответствия ее уставу обращается внимание на:

1. Правомочность использования юридического адреса ОО (наличие договора аренды либо иного подтверждающего документа), действительность фактического расположения руководящего органа ОО, его документации по юридическому адресу.

2. Наличие оригиналов правоустанавливающих документов (устава, свидетельств о государственной регистрации ОО, его символики).

3. Наличие учредительных документов ОО (в том числе протокола учредительного мероприятия, списка учредителей и др.).

4. Наличие печати, штампов, изготовленной символики и их соответствие действующему законодательству.

5. Наличие необходимого для правомочности деятельности в соответствии со статусом объединения количества членов (для международных объединений не менее 10 граждан Беларуси и 3 иностранных граждан, для республиканских не менее чем по 10 граждан от 4 областей, проживающих на их территории, и не менее 10 граждан, проживающих в г. Минске, для местных не менее 10 граждан Беларуси, проживающих в большинстве административно-территориальных единиц территории деятельности объединения).

6. Организацию учета организационных структур ОО, соблюдение устава и законодательства при их создании и постановке на учет (регистрации).

7. Соблюдение порядка приема, учета и исключения из членов ОО.

8. Организацию делопроизводства в соответствии с действующим законодательством.

9. Соответствие осуществляемой деятельности ОО (в том числе хозяйственной и финансовой) его уставным целям, задачам и методам.

10. Периодичность проведения и правомочность заседаний коллегиальных органов.

11. Соответствие действий должностных лиц ОО требованиям устава и законодательства.

12. Организацию внутреннего контроля, эффективность и правомерность деятельности контрольно-ревизионного органа ОО согласно уставу.

Порядок проведения проверки ОО законодательством Республике Беларусь не определен. В силу этого можно говорить лишь об общих принципах ее проведения: законность, беспристрастность,


уважение личного достоинства проверяющих и проверяемых, неразглашение сведений, полученных в ходе проверки и не имеющих отношения к ее предмету. О проведении проверки проверяемое ОО, как правило, должно извещаться заранее. Проверка должна производиться в будние дни и в рабочее время.

Проверяющий не вправе нарушать либо препятствовать обычному порядку деятельности ОО. Представители ОО не вправе препятствовать проведению проверки. Представитель регистрирующего органа при проведении проверки может затребовать представление дополнительной информации, справок, пояснений и объяснений, в том числе письменных. Представители ОО могут требовать приобщения своих пояснений и заявлений к материалам проверки.

При невозможности проведения проверки на месте, она может быть произведена в служебном помещении регистрирующего органа. При этом подлежащие проверке материалы и документы систематизируются в папки и нумеруются постранично. Факт приема-возврата материалов ОО подтверждается актом, составляемым в двух экземплярах и подписываемым обеими сторонами, в котором указывается, кем и от кого приняты документы, названия папок и количество листов в каждой. При возврате материалов представители ОО проверяют наличие всех документов и расписываются в получении.

По результатам проверки должностное лицо регистрирующего органа составляет справку (акт) об ее итогах, где отмечает выявленные нарушения ОО своего устава и законодательства. Справка либо акт подписываются проверяющим, а также представителем ОО. При отказе от подписи запись об этом вносится в справку (акт). При несогласии с выводами проверяющего к справке (акту) могут быть приложены возражения ОО.

Неправомерные, по мнению представителей ОО, действия должностного лица регистрирующего органа при проведении проверки могут быть обжалованы руководителю регистрирующего органа либо в суде.

В случае выявления нарушений устава и действующего законодательства регистрирующий орган вправе вынести руководящему органу ОО письменное предупреждение либо инициировать вопрос о ликвидации ОО в судебном порядке.


21 См. также главу Внутренний и внешний контроль за деятельностью общественных объединений. Защита деловой репутации .