Жизнь на колесах, или О барьерах в безбарьерной среде

10.09.10 Когда-то Сергей Дроздовский и представить себе не мог, что окажется в инвалидной коляске. Беззаботная студенческая жизнь изменилась в один момент — с тех пор прошло уже более десяти лет: тогда он неосторожно прыгнул в воду и повредил шейные позвонки...
 
Угол проблемы

Вскоре после того несчастного случая Сергей получил диплом инженера-механика, который, по сути, был уже ни к чему — работать по специальности больше не представлялось возможным. Благодаря поддержке родных и друзей он продолжал жить полноценной жизнью. Окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Юрист», а сегодня занимает должность председателя республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, которая оказывает людям с ограниченными возможностями различную помощь.
  
 
По данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, на Минщине более трех тысяч инвалидов-колясочников. Наибольшее их число проживает в Молодечненском, Минском и Слуцком районах.
В Беларуси действует государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц, рассчитанная на 2007—2010 годы. Ее цель — обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной и иной инфраструктуры. За это время на реализацию программы только в Минской области потрачено более 80 млрд. рублей. Это практически в 3 раза больше, чем было запланировано. На более чем 400 объектах созданы все условия беспрепятственного доступа к ним физически ослабленных лиц.
Цифры, конечно, внушительные. Между тем люди, которые передвигаются в колясках, говорят, что жизнь большинства из них по-прежнему ограничена стенами квартиры. Получается, благоприятные условия для активной жизнедеятельности инвалидов вроде бы и создаются, но ненадлежащего качества?
Одна из проблем безбарьерной среды в том, что сперва к нуждам инвалидов-колясочников приспосабливается инфраструктура, а только потом — жилье. Это изначально неправильно, — констатирует председатель республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Сергей Дроздовский. — В первую очередь необходимо обустраивать жилье, чтобы человек имел возможность без труда выйти из дома, а затем все остальное — магазины, аптеки, различные учреждения. Сегодня лишь единицы из тех, кто передвигается на коляске, могут самостоятельно выйти из дома. Для остальных же серьезным препятствием являются неприспособленный подъезд, отсутствие пандусов. Необходимо говорить не о том, сколько потрачено средств, а о том, насколько городская среда стала безбарьерной. Ведь, к примеру, обустроенный у магазина пандус вовсе не говорит о том, что им можно беспрепятственно воспользоваться. Согласно нормам угол наклона не должен превышать 10 градусов, а у нас есть немало пандусов со значительными отклонениями — и в 20, и в 30 градусов. По нему физически здоровому человеку нелегко-то подняться, а что тогда говорить об инвалидах.
По словам Сергея Дроздовского, сегодня колясочнику, чтобы куда-то попасть, нужно с вечера детально проработать весь маршрут: кто ему поможет подняться-спуститься по ступенькам, на чем он поедет, кто в транспорт поможет войти, если придет не низкопольный автобус, есть ли безбарьерная среда в том здании, куда он собирается. Согласитесь, для обычного человека таких проблем попросту нет, а для людей в коляске наличие безбарьерных условий — определяющий фактор при выборе образа жизни. Поэтому мы редко встречаем их на улицах. Большинство становятся оторванными от общества: за исключением родных, они ни с кем не общаются, нигде не работают, не учатся, редко выходят на улицу.
Сегодня практически все районные больницы не способны принять инвалида-колясочника: узкие двери и санузлы, большое число людей в палате, которые психологически не готовы жить с таким человеком. Плюс многие инвалиды нуждаются в постоянном сопровождающем. Словом, условия больниц оставляют желать лучшего.
Из десятков тысяч инвалидов-колясочников только единицы способны преодолеть физические, психологические и жизненные преграды —подчеркивает Сергей Дроздовский. — Остальные остаются со своими проблемами один на один. Если сравнивать с западными странами, то там большой процент людей на колясках приспосабливается к жизни. И можно часто встретить их на улице, ведь для них созданы условия. А у нас даже инвалидную коляску получить порой проблема.
 
 
До и после
 
Как можно улучшить жизнь колясочников? — спрашиваю я у Сергея.
Необходимо выработать такой подход к решению проблем реабилитации людей с ограниченными возможностями, чтобы в нем был заинтересован сам инвалид. Сегодня у государства есть конкретная цель: вернуть человека в общество. Как это сделать — знает только он сам. Поэтому первое, что нужно, — прислушаться к его мнению. Если он не может обойтись без средств реабилитации — коляски, костылей, автомобиля — их нужно предоставить. Если необходим помощник в быту — он должен быть, и так далее. Понятно, что за короткое время невозможно создать качественную безбарьерную среду. В таком случае следует предусмотреть меры, компенсирующие сегодняшние недостатки. К сожалению, нередко игнорируются положения нормативных документов. Для нас каждый градус наклона пандуса, каждый сантиметр высоты бордюра и порога имеют огромное значение. А часто пандус спроектирован неправильно: ведет к двери, которая открывается наружу. Поручней или вовсе нет, или они короткие. Недостаточно мест на парковках. А ведь любое новое сооружение обязательно должно соответствовать всем нормам безбарьерности. Иначе оно не подлежит сдаче и использованию. Вспоминаю случай, когда с одним архитектором стряслось несчастье, и он получил инвалидность. И тогда он сказал: если бы знал, что со мной такое произойдет, я бы не два лифта, а четыре в здании поликлиники спроектировал.
— Чего не хватает инвалидам-колясочникам?
Системы возвращения инвалидов в жизнь. Помощь нужно искать самостоятельно. С человеком случилась беда, он вышел из больницы, а что делать дальше — не знает. А был бы четко налаженный механизм — социально приспособленных людей в десятки раз было бы больше. Зачастую инвалидность приобретается в процессе активной жизнедеятельности. И в основном после трагедии человек не может работать по профессии. Значит, нужно получить новую. А возможностей для этого мало. Словом, человек, столкнувшийся на определенном этапе с каким-либо препятствием (неприспособленные квартира и подъезд, отсутствие общения, невозможность трудоустроиться, учиться и т.д.), становится замкнутым, ведет асоциальный образ жизни. И помочь ему некому. Не хватает и культуры отношения к человеку-инвалиду.
 
Радость жизни
 
Сергей Дроздовский — один из немногих, кто после трагедии нашел в себе силы жить дальше. На адаптацию к новой жизни ушло несколько лет. Основные знания он получил на десятидневных сборах инвалидов-колясочников. Не дали отчаяться родные, близкие и друзья. Во многом это их заслуга. Не раз, когда некому было помочь зайти в общественный транспорт, Сергей и в жару, и в дождь десятки километров колесил по городу, уже зная каждую тротуарную ямку, высоту бордюров, маршруты объезда препятствий. Сергей уверен: жить можно, и чувствовать радость жизни...
Юлия Брожина.
P.S. По воле случая, когда я возвращалась в редакцию, из окон автобуса увидела инвалида-колясочника, который пересекал проезжую часть. На противоположной стороне улицы его ожидал высокий бордюр. И человек был вынужден около десяти метров ехать по проезжей части дороги, чтобы без проблем заехать на тротуар…
 

 

13 верасня 2010