Жизнь в крестике

№ 191 (12248) 06.10.10 Светлые стены, а на них картины. Вроде традиционный антураж обычной выставки. И вглядываются в посетителей те, кто изображен на картинах. Вот только они не написаны маслом, а вышиты… обычным крестиком. Есть и работы, выполненные в технике полукреста, гобеленового шва, художественной многослойной и машинной вышивки, бисера. В пятницу в Национальном историческом музее открылась выставка общественно-культурного объединения «Вышивальщица». 
101 вышитая картина и еще 23 единицы текстиля. Корпели над ними любители вышивки из Минска, Гродно, Гомеля, Бобруйска, Борисова и Витебска. Если сложить время, за-траченное на все работы, то получится, что одному человеку потребовалось бы несколько десятилетий. На вышивку некоторых картин может уйти и год, и два. Выставка «Дорога к храму» приурочена к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. На работах — образы Иисуса, Божьей Матери, святых угодников Божиих, библейские сюжеты, соборы, монастыри. Конечно, эти картины навряд ли можно назвать иконами. Выполнены они не по религиозным канонам. Но каждый посетитель может отыскать свою картину, которая зацепит, заставит остановиться. И позовет пройтись вымощенная дорожка, камни на которой почти что осязаемы (секрет в технике многослойной художественной вышивки) , и сходу заставит улыбнуться один из ангелочков работы «Почти идеальный». На выставке представлены не только авторские работы (их приблизительно пятая часть) , но и те, которые выполнены с использованием схем специальных наборов для вышивания.

Вообще на открытии выставки объединение «Вышивальщица» отмечало свое четырехлетие. 14 выставок прошло за это время. Как и прежде, они — повод для тех, кто самостоятельно увлекается всем, что связано с нитками и иголками, порасспросить о тонкостях техники, о новинках, об используемых материалах. Кстати, на-звание объединения впору менять. Ведь среди любителей вышивки не только женщины. Например, Евгений Драновский уже больше 30 лет кладет крест за крестом на полотно и отнюдь не считает это занятие женским.
Да никто не шутил надо мной по поводу увлечения, — убеждает Евгений Драновский. — Сам я инженер-механик, был конструктором, наладчиком. Сейчас, несмотря на пенсионный возраст, тоже работаю. После работы спешу домой — к станку вышивальному. Маленькие картинки на пяльцах можно вышивать. А когда делаешь сюжет длиной в полметра и больше, полотно надо на станок натянуть.
 
С чего вдруг вышивкой занялись?
— Сам я из Украины, но в семье никто не вышивал. А я начал, потому что понравилось, красивое ведь мастерство. Среди первых вышивок были салфетки со стилизованными цветами. Дальше — больше. Искал схемы в журналах (в «Работнице и крестьянке», в Burda) , что-то срисовывал с ре-продукций картин. Оттенки ниток всегда сам подбираю, готовыми наборами не пользуюсь. Вышивание успокаивает и удовольствие доставляет большое. Вышивку никогда не забрасывал: и в Казахстане когда работал, и потом — в Беларуси. Иногда дарю свои картины друзьям и родным, но только самым близким. Радуются, ведь такой оригинальный подарок в магазине не купишь.
Для других почитателей мира ниток и иголок сообщаем, что выставка в Национальном историческом музее будет работать до 17 октября.
 Янина Ивашкевич.
7 кастрычніка 2010