«Мы с вами едем в одной лодке»

№53-54 (2979-2980) 07.04.09 № 64 (26422)  В нашем обществе бытует довольно твердое убеждение, что цыганская “философия жизни” — вольное кочевье, уход от всех и всяческих законов и установлений. Так ли это? Что мы вообще знаем об этом народе, помимо расхожих, идущих из глубины веков мифов и бытовых впечатлений? Что знаем о людях, которых можно встретить в любом уголке земного шара, людях, столь легко узнаваемых внешне и, однако, остающихся загадочными для большинства из нас? Наше интервью накануне праздника — с исполняющим обязанности главы общественного объединения Белорусской ассоциации цыган “Рома” Александром Ивановичем Босяцким.

— Александр Иванович, веками цыгане жили в таборной, замкнутой системе. А сегодня?

— Табор — это было давно, в Беларуси цыгане не кочуют, а живут бок о бок с белорусами нормальной жизнью. Сегодня нас в республике около 60 тысяч. Кстати, в Европе нас никто не называет цыганами — там мы “рома”. В январе 1999 года белорусские цыгане впервые поехали на саммит в Чехию. Саммит проводился Всемирным союзом цыган, он существует давно, а мы примкнули к нему только в конце 1990-х, когда пришли новые времена, когда “железный занавес” рухнул. Для нас общение — это главное. Я часто езжу на конференции: в Румынии был, Польше, Болгарии. В странах Восточной Европы уровень благосостояния у цыган гораздо ниже, чем у нас в Беларуси.

— Но ведь по-прежнему существуют традиционные цыганские законы, верно? Назовите их.

— Основы наших традиций заложены в языке. Язык для нас — это святое. Все в нем: культура, мораль. Ведь у нас нет письменности, поэтому мы особенно должны беречь устную речь. Затем — семья. Уважать старших, мать. Беречь жену и детей.

— А какими правами в семье пользуется женщина?

— Такими же, как и мужчина... Но мужчина все равно выше во всех отношениях.

— А женщины работают, в смысле ходят на службу? Хотя, имея такой большой дом, как у вас, считать себя безработной вашей жене, наверное, вряд ли придет в голову.

— Некоторые работают. Но сейчас это проблема в связи с кризисом. К тому же у общества есть против нас предубеждение: цыганок на работу берут неохотно.

— А вы считаете это необоснованным?

— Здесь постарались СМИ! Все эти “жареные” сюжеты по телевидению по поводу рабства... Вот молодой человек жалуется в камеру — а почему ему надо верить?! Кто подтвердил, что он был “рабом”? Ты, журналист, зайди к соседям и спроси, как этот раб жил, как работал! И какая причина привела его в дом чужих людей? Может, он в округе воровал, все стонали, и цыгане решили призвать его к порядку?! У преступности нет национальности! Нецивилизованно огулом обвинять цыган — мы же европейцы, живем в центре Европы. Я в поселке Колодищи на своей улице один цыган среди белорусов. Живем прекрасно. Иногда ругаемся, но это по-соседски, как случается у всех людей. А вот если среди цыган бывают проблемы, то решаем их своим цыганским судом, сор за пределы ассоциации, а тем более за пределы Беларуси, не выносим.

— А какие у вас есть проблемы?

— Как у всех людей: с милицией, с чиновничеством. Но должностное лицо сегодня есть, а завтра — нет. А белорусский народ остается.

— Вы дипломат. Заканчивали какое-нибудь учебное заведение?

— Меня жизнь научила.

— А как вы относитесь к гадалкам, которые ходят по городу? И кто стоит у “Скупки золота” на Ботанической? Ваши?

— Наши цыганки уже давно не ходят по улицам. В Беларуси, понимаете, есть еще другие цыганские структуры, которые не входят в нашу ассоциацию. Это котляры, они когда-то пришли из России. Тоже теперь оседлые. Мы общаемся.

— Как цыгане относятся к смешанным бракам? Возможны ли они вообще?

— Возможны, но нежелательны. Хотя у меня жена — наполовину русская. Высокая, красивая блондинка.

— Каким бизнесом сейчас в основном занимаются цыгане, какими ремеслами владеют?

— Мы — хорошие ювелиры, неплохие строители. Мой племянник — маляр-штукатур, например. А я ремонтирую и продаю автомобили.

— А от кого у вас явно художественная жилка? Ваш дом так необычно разукрашен, такого сиренево-голубого цвета...

— Наверное, от предков... Хочется, чтобы все время было светло: голубое небо, зеленая трава. Не хватает нам солнца.

— Сейчас у вас нет барона, скоро выборы. Как они происходят?

— Открытым голосованием. Право голоса имеют все члены ассоциации с 18 лет. От областей приедут представители — человек 100—150. На пост барона выдвинуто 3 претендента. Выборы проведем после праздников, после поста.

— А вы исповедуете христианство?

— Конечно, я — православный человек, как и большинство белорусов. Есть среди нас и католики, а вот цыган-мусульман в Беларуси нет. Но это не говорит о том, что мы их не признаем. Признаем. Есть даже цыгане-баптисты. Мы все общаемся. У нас свобода вероисповедания, в этом отношении мы очень демократичны.

— Вы читали поэму Пушкина “Цыганы”?

— Ну конечно.

— А сейчас кровавые драмы случаются?

— Редко, очень редко, мы стараемся этого не допустить. Все дела цыганским судом вершим.

— На что не имеет право цыган?

— Не имеет право обманывать. В позапрошлом году я ездил на наш Варшавский саммит. Откуда наши главные проблемы? Нет цыганских представителей в структурах власти. Да и цыгане сами еще не хотят, не умеют цивилизованно отстаивать свои интересы. Надо всему учиться! Будем на местных выборах выставлять свою кандидатуру. Мы ведь с вами едем в одной лодке, и если выбрасывать каждого, кто не нравится, то кто в конце концов останется? Пользуясь моментом, хочу поздравить всех цыган Беларуси с праздником, а также с предстоящей Светлой Пасхой
 

11 красавіка 2009